В первой части материала отмечается, что Министерство внутренних дел России создало реестр дисквалифицированных лиц. Этот «черный список» состоит из имен людей, когда-либо осужденных за должностные преступления и лишенных права занимать руководящие должности. Здесь речь идет не только о дискредитировавших себя чиновниках.

Приводятся сведения об аналогичных действиях зарубежных исполнительных органов. Так, секретная служба Президента США передавала многочисленные записи о посетителях Белому дому, а потом уничтожала их копии. В свою очередь, Белый дом отказывался предоставлять записи о посетителях общественности, ссылаясь на привилегии исполнительной власти. Кроме того, в первой части отмечается, что существование двух фундаментальных прав – права на неприкосновенность частной жизни и права на обеспечение своих законных интересов, связанных с экономической, социальной и иной деятельностью – порождает конфликт прав и интересов. Часто конфликт интересов носит не только неизбежный, но и системный характер. Это означает, что в него оказывается вовлеченным множество субъектов правоотношений.

Особенно следует отметить, что включение соответствующей информации в «черный список» должно отвечать принципу честности.

Часть первую настоящего материала можно найти по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=16003

 Продолжим разговор о зарубежных и отечественных нормативно-правовых актов.

Так, французский уполномоченный орган опубликовал недавно рекомендации, касающиеся ведения «черных списков». Рекомендации включают в себя следующие принципы:

- «ЧСП» не могут храниться в секрете;

- «ЧСП» должны ограничиваться конкретным сектором, а информация должна предоставляться профессионалами в этом секторе;

- «ЧСП» подлежат обязательной регистрации;

- должны быть обеспечены права доступа к «ЧСП» субъектов персональных данных;

- должны быть обеспечены повышенные меры безопасности обработки (защиты) данных.

 

Российский Закон в его нынешнем виде «ставит крест» на возможности законного существования «черных списков», т.к.

- законодатель не предусмотрел того правового основания, которое может быть использовано для создания «черного списка» (оценка баланса интересов);

- пользователь «черного списка» в любом случае не имеет правовой возможности воспользоваться сведениями, содержащимися в нем (российская формула правового основания, касающегося договорных отношений, не действует).

Отметим, что партия "Единая Россия" создала электронный реестр сторонников. Об этом сообщила заместитель секретаря президиума Генсовета "Единой России", вице-спикер Госдумы Светлана Журова, заявление которой размещено на сайте партии.

 Следует напомнить, что и при составлении в госструктурах «черных списков» по НСБ, об их владельцах и управляющих, а также сотрудниках, нарушавших в той или иной мере законодательство, также в полном объеме должны выполняться перечисленные выше принципы.

 Напомним еще об одном документе высокого уровня, определяющем действия сотрудника охраны с персональными данными.

В прошедшем году вышло также Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Этим Постановлением установлен порядок ручной обработки персональных данных. Оно имеет большое значение для негосударственных структур безопасности, в которых в порядке реализации пропускного и внутриобъектового режима осуществляется сбор сведений, входящих в перечень персональных данных.

Так в разделе 8 сказано, что «при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться следующие условия:

а) необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;

б) копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;

в) персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор.

 С другой стороны, уже работает Закон, в котором охранник сам выступает в качестве субъекта персональных данных. Как известно, в новом Федеральном законе Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», который вступил в действие с 1 января этого года, есть положение об обязательном государственной дактилоскопической регистрации охранника.

 В то же время, в статье 11 пункт 1 Федерального закона о ПД указано, что «сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи».

 То есть, хотите работать охранником – давайте согласие в письменной форме. Причем, со стороны, осуществляющей государственную дактилоскопическую регистрацию, вы вряд ли получите справку, о том, что она обязуется работать с этими ПД в соответствии с Законом.

 Ряд тезисов данного материала опирается на положения, сформулированные в нормативных документах и книгах по персональным данным.

«Проблема черных списков» не может разрешиться «сама собой» и потребует от законодателя тщательного осмысления соотношения потребностей жизни и существующих правовых реалий.