С начала 2008 года многие государственные структуры крепко взялись за составление «черных списков», в которые заносятся проблемные фирмы, их руководители и просто нехорошие граждане. Как отмечал журнал «Экономическая безопасность», МВД России создал реестр дисквалифицированных лиц. Этот «черный список» состоит из имен людей, когда-либо осужденных за должностные преступления и лишенных права занимать руководящие должности.

Здесь речь идет не только о дискредитировавших себя чиновниках. В списки включены данные и о бизнесменах, уводивших огромные суммы от налогов, «отмывавших» деньги наркодилерах, мошенниках и уголовниках, занимавшихся контрабандой и банковскими аферами. Эта информация может быть получена по запросу любого гражданина или юридического лица

Такого рода практика отмечается и за рубежом и на самых высших уровнях. Так, американский суд постановил в прошлую пятницу, что Администрация Джорджа Буша неправомерно скрывала имена посетителей Белого дома и добивалась уничтожения записей Секретной службы США. Как передало Associated Press, правительство тщетно пыталось доказать в суде обоснованность своих действий.

Окружной судья Ройс Ламберт (Royce Lamberth) заключил, что до октября 2004 года проводилось неправомерное удаление информации: Секретная служба передавала многочисленные записи о посетителях Белому дому, а потом уничтожала их копии. В свою очередь, Белый дом отказывался предоставлять записи о посетителях общественности, ссылаясь на привилегии исполнительной власти.

Удаление записей о посетителях Белого дома из архивов Секретной службы проводилось с 2001 года, то есть после прихода Дж. Буша на президентский пост. Поскольку многочисленные общественные организации требовали доступа к записям, в 2004 году практика их удаления по решению архивариуса США была прекращена. Тем не менее, по договоренности с президентским аппаратом, Секретная служба продолжала хранить касающиеся Белого дома записи в секрете.

Скрытность Администрации Дж. Буша неоднократно вызывала нарекания, поскольку записи Секретной службы важны для расследований, проводимых федеральными органами прокуратуры и Конгрессом. Иск, который рассматривал судья Р.Ламберт, был подан общественной группой "Граждане за ответственность и этику в Вашингтоне" (CREW).

Организация требовала рассекретить данные о визитах в Белый дом и резиденцию вице-президента Дика Чейни нескольких консервативных религиозных лидеров. Аналогичный иск подан CREW в связи с делом одного из техасских бизнесменов, который предположительно продавал доступ к правительственным чиновникам в обмен на пожертвования в фонд президентской библиотеки Буша.

В ходе процесса Администрация настаивала, что публикация записей Секретной службы может помешать исполнению Президентом конституционных обязанностей, но судья Ламберт счел этот аргумент недостаточным, чтобы ограничивать действие Закона о свободе информации. Главный юрисконсульт CREW Анна Вайсманн (Anne Weismann) выразила надежду, что новая Администрация Барака Обамы сделает материалы Секретной службы доступными для общественности.

По ключевым словам «черные списки» в «Яндексе» вы увидите на первом месте сайт http://spiski.narod.ru/, а также большой список «черных организаций и лиц».

В России, в свое время, ряд кадровых агентств и структур, входящих в охранные холдинги, ассоциации и объединения, пытались составить «черные списки» (ЧСП, чтобы не путать с ЧС – чрезвычайной ситуацией) сотрудников охраны, которые серьезно нарушили свои служебные обязанности. Постараемся рассмотреть целесообразность и законность составления таких «черных списков».

Необходимость составления этих списков вызвана в основном ситуацией, в которой, с учетом ограниченности кадровых ресурсов охранников, ЧОПы принимают на работу тех, кто на предыдущей работе был уволен за неблаговидные поступки или серьезные правонарушения. При совместном ведении кадровыми структурами этой базы данных на субъектов правонарушений можно добиться исключения из сферы охраны лиц не пригодных для этой службы. В конечном счете, качество службы на охранных предприятиях могло постепенно возрастать.

Но существование двух фундаментальных прав – права на неприкосновенность частной жизни и права на обеспечение своих законных интересов, связанных с экономической, социальной и иной деятельностью – порождает конфликт прав и интересов.

Часто конфликт интересов носит не только неизбежный, но и системный характер. Это означает, что в него оказывается вовлеченным множество субъектов правоотношений.

Для профильных читателей портала, вероятно, будут представлять интерес конфликты в сфере экономических отношений, где системность и множественность конфликтов часто заставляет их участников искать выход в коллективных действиях.

Часто эти коллективные действия и выражаются во взаимном обмене информацией для составления т.н. «черных списков».

Одной из разновидностей составляемых «черных списков» являются списки граждан, которые нарушают свои обязательства в связи с кредитованием приобретения товаров или услуг, например, «черные списки» тех, кто различным образом нарушает тарифные соглашения мобильной связи.

В определенных секторах экономики, в частности, в области страхования, попытки совершения мошеннических действий могут принимать такие масштабы, что это заставляет участников рынка инициировать совместные проекты по созданию системы обмена информацией, связанной с такими фактами.

Для того, чтобы приблизиться к подобию возможной базовой концепции, необходимо дать определение понятию «черные списки».

«Черным списком» следует назвать список, включающий:

- собранную и распространяемую специфическую информацию;

- информацию, относящуюся к специфической группе лиц;

- информацию, отобранную по специфическим критериям, соответствующим назначению «черного списка»;

 

и целями которого являются:

- создание для включенных в него лиц неблагоприятных последствий, их дискриминации в получении определенных услуг (преференций) и ущерба для репутации;

- снижение для всех участников информационного пула рисков, связанных с предоставлением конечным потребителям товаров или услуг, что объективно должно вести к стабилизации рынка и наведению на нем необходимого порядка.

 

Исходя из этого, можно оценить правомерность создания «черных списков», применяя нормы законодательства о персональных данных.

Напомним основное понятие – персональные данные (ПД) – в соответствии с Федеративным законом РФ №152 от 27 июля 2006 г.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Обработка персональных данных, по этому Закону, должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки ПД и добросовестности;

2) соответствия целей обработки ПД целям, заранее определенным и заявленным при сборе ПД, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых ПД, способов обработки персональных данных целям обработки ПД;

4) достоверности персональных данных; их достаточности для целей обработки; недопустимости обработки ПД, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем ПД.

Прежде всего, следует проанализировать применение принципов, относящихся к качеству данных. Это означает, в первую очередь, что включение соответствующей информации в «черный список» должно отвечать принципу честности.

В случаях, когда «черный список» основан на невыполнении обязательств субъекта персональных данных, ему следует напомнить о необходимости выполнения этих обязательств. Кроме этого, в любом случае существование «черных списков» не должно составлять секрета. Поэтому о включении в этот список должно быть сообщено субъекту персональных данных. Это первое требование вытекает из тех соображений, что включение в «черный список» заведомо означает нанесение ущерба субъекту персональных данных.

Во-вторых, сама цель составления «черных списков» должна быть законной, т.е. основываться на законных интересах тех, кто участвует в информационном пуле. Из этого следует требование того, чтобы «черный список» составлялся для конкретных целей (был ограничен определенной областью) и профессионалами в данной области.

Информация, включаемая в файл должника, должна быть точной и актуальной. Это означает, что в случае «черных списков» должников:

- информация о погашении долга должна быть без промедления внесена в соответствующий файл;

- должен быть решен вопрос о необходимости сохранения этого файла (если иных долгов за данным должником не числится).

Вопрос о времени хранения сведений в файле субъекта персональных данных является в любых случаях критичным. Несмотря на то, что в общем случае данный вопрос решения не имеет, в каждом конкретном случае (типе «черного списка») должны быть ясно сформулированы основания, по которым информация:

- не уничтожается;

- продолжает оставаться доступной.

В нашем случае о добровольности граждан не может быть и речи ввиду качества информации (отрицательное поведение субъекта персональных данных) и логики, заложенной в существование «черного списка» - предоставление информации о свершившемся конкретном факте.

(Продолжение следует)