Вступление в Шенгенскую зону Прибалтийских стран для кого-то стало благом, а для кого-то – дополнительной головной болью.

Что и говорить, те же россияне, белорусы хотели бы сегодня путешествовать по странам Западной Европы без виз. Ведь получение в зарубежном консульстве заветной наклейки в свой паспорт для нас часто связано с утомительными очередями, потерей времени, дополнительными денежными расходами, нервами. Особенно сейчас, в преддверии лета, когда начинается отпускной сезон.

 То ли дело наши соседи: Латвия, Литва, Эстония. Войдя в Шенгенскую зону, эти бывшие советские республики, (точнее, граждане этих государств) получили возможность безвизовых поездок почти по всей Западной Европе. Удобно? Конечно.

Но, как теперь выясняется, для одних Шенген – благо. А для других – дополнительная головная боль. Для кого благо – понятно. А для кого и почему «головная боль»? Поговорим на эту тему подробнее.

Как известно, вступление страны в Шенген предполагает открытость границ. Скажем, французы едут в Германию без оформления виз и контроля на границе, а немцы к французам. Такое правило действует во всех государствах, вошедших в Шенгенское соглашение.

Но не будем забывать, что в любом государстве есть законопослушные граждане и те, кто пытается нарушать (и нарушает) закон. Для последних «прозрачность» границ – благо, о котором может мечтать любой потенциальный преступник, не проживающий в Шенгенской зоне.

 Открытость шенгенских границ − широкое «поле деятельности» для криминальных международных группировок, которые специализируется на махинациях с легковушками. К тому же, весьма «лояльные» законодательства некоторых стран в отношении учета транспортных средств, способствуют развитию криминального бизнеса.

Одно время Польша, Литва, Латвия среди автолюбителей считались странами, в которых процветал криминальный бизнес, связанный с куплей-продажей иномарок. Впрочем, они и сегодня до конца не избавились от этой нелицеприятной «славы».

Делать криминальные деньги на иномарках – довольно выгодный бизнес. Ведь легковушка – не «копеечный» мобильник. Даже подержанная машина стоит тысячи долларов. А если речь идет об эксклюзивной иномарке, да еще новой, то «навар» с такого товара может быть весьма и весьма приличным. Впрочем, «народные умельцы» уже давно научились из автохлама делать «конфетку» и продавать автохлам по высоким ценам. Правда, насколько качественны такие иномарки – вопрос времени.

Способов, извлечь незаконную прибыль, работая с иномарками, как выяснилось, великое множество. От банальной сборки из двух-трех разбитых одной «на продажу» до хитроумных «схем» краж под заказ дорогущих «Лексусов», ВМW-X5 и т. д. А есть еще «лизинговые кидки»… Этот вид криминальной «деятельности» сегодня тоже хорошо освоен…

 Латвийские полицейские, занимающиеся расследованием преступлений, связанных с иномарками, подозревают, что эти деяния напрямую связаны со вступлением Риги в Шенген. Информация из Главного управления полиции (ГУПа) Рижского региона: работники столичной полиции задержали группу, состоящую из гражданина Франции и двоих латвийских жителей, сумевших «воплотить в жизнь» довольно оригинальную трансъевропейскую аферу.

Как оказалось, француз покупал у своих соотечественников подержанные (2- 5-летней давности) автомобили BMW X5, BMW X3, Mini Cooper и Land Cruiser. Для автомира России, Белоруссии это, считай, новые и очень приличные машины. Француз расплачивался за иномарки чеками. А чеки-то были… фальшивые.

В этой афере продавцу важно было не только войти в доверие к покупателю, но и провернуть сделку как можно быстрее. Чтобы продавцы-владельцы дорогих иномарок не успели разобраться, что к чему. А когда они понимали, что их «кинули», то проданные машины уже без проблем были перегнаны в Латвию. (В Шенгенской-то зоне нет такого строгого контроля за перемещениями транспортных средств, как например, на латвийско-российской, белорусско-латвийской границе.)

 В Латвии легковушки из Франции вполне легально продавались новым покупателям. На момент написания этих строк, в республике раскрыто по меньшей мере пять эпизодов. Покупатели оставались у разбитого корыта. Обманутые французы, осознав, что машину у них практически украли, обращались в полицию. Полиция объявляла автомобили в общеевропейский розыск. И вскоре к добросовестным латвийским покупателям машин приходили полицейские и изымали их авто…

Специалисты говорят, что единственный шанс пострадавшего в этом случае достаточно призрачен, поскольку необходимо, чтобы правоохранительные органы оперативно нашли мошенника, всучившего иномарку.

Но выйти на след и поймать предполагаемого мошенника – это полдела. Следствие должно доказать, что он виновен. А между тем, криминальные группировки, специализирующиеся на кражах иномарок, имеют не только опыт, соответствующие современные технические «орудия труда», но и хороших адвокатов. Последние, получая приличные вознаграждения, умеют оградить от неприятностей своих подзащитных.

Но даже если и поймали преступников, и осудили – все равно у потерпевшего нет гарантий, что он обретет потерянные деньги. Чтобы справедливость восторжествовала, необходимо еще одно условие. У осужденного должны быть средства, чтобы возместить материальный и моральный ущерб потерпевшему. А этих-то средств, как показывает практика, довольно часто у махинаторов и не бывает.

В рижской полиции говорят, с момента вступления Латвии в Шенген в республике продолжается успешная торговля машинами, взятыми во Франции в лизинг. Ведь именно во Франции самая простая на весь ЕС процедура снятия автомобилей с учета. Таким образом, после оформления лизинга на машину и выплаты одного-двух месячных взносов ее можно совершенно легально доставлять через Германию − Польшу − Литву и спокойно «продавать» на родине или в соседних республиках...

Кстати, Шенген открыл путь не только автомобильному криминалу. Скажем, в той же латвийской глубинке, Лиепайском районе, полиция подозревает, что многие преступления последних месяцев в районе «связаны с открытием границы». Вот лишь некоторые эпизоды: кража сейфа из филиала банка, взлом местного магазина, две кражи в частных домах...

Полиция намекает, что все это произошло неподалеку от литовской границы. Правда, не пойман – не вор. Но анализ фактов говорит о том, что, скорее всего без соседей тут дело не обошлось.

Как видим, открытость границ одним принесло удовлетворение, а другим – дополнительную головную боль. Как бороться с этой проблемой? Полицейские сходятся во мнении, что надо развивать и укреплять международное сотрудничество правоохранительных органов. Только совместные эффективные действия приведут к желаемому результату.