Александр Борисович Корсак, начальник Управления экономической безопасности Правительства Москвы.

Силовые захваты чужой собственности стали обыденным событием во многих регионах России. Как с этим бороться?

Более двух лет назад Правительство Москвы, первым из всех исполнительных органов региональной власти, приняло решение создать Управление экономической безопасности города.

Связано это было с тем, что Москва, с одной стороны крупнейший собственник — земля, недвижимость, акции и так далее, с другой — столица крупнейший хозяйствующий субъект, один из самых главных игроков на федеральном поле. Наша задача как раз и состоит в защите экономических интересов всех участников пока ещё плохо регулируемого законодательно рынка. Хочу подчеркнуть: мы обеспечиваем безопасность не только города и государства, но и бизнеса, приносящего через налоги весомый вклад в бюджет столицы.

При создании нашего Управления возник вполне логичный вопрос — не будет ли пересекаться наша деятельность с интересами силовых структур, не возникнет ли дублирований и пересечений? Жизнь сама дала ответ на этот вопрос — оказалось, что нет. С созданием нашего управления всё встало на свои места. ФСБ и МВД решают вопросы борьбы с экономическими преступлениями, а наша главная задача — предупредительно-профилактическая. Выявить причины и условия, порождающие преступность, отследить тенденции и вовремя вмешаться в возникающие процессы. То есть на ранней стадии ликвидировать угрозы. Ведь когда преступление уже совершено крайне редко удаётся компенсировать понесённые государством потери.

Если же говорить о конкретных результатах, то наиболее весомые из них, это предотвращение попытки сговора ряда монопольных производителей цемента по необоснованному почти 50-ти процентному подъёму цены на него, взятие под контроль ситуации с продовольственной безопасностью столицы и в частности ценам на хлеб, «усмирение» эпидемии силовых захватов собственности.

Определяющей в нашей деятельности является информационная составляющая. В целях реализации стоящих перед нами задач создано государственное унитарное предприятие — Центр информационно-аналитических технологий (ГУП ЦИАТ).

Функции его весьма широки. Например, в город приходит большое количество инвесторов. Одна из задач нашего управления — не допустить, что бы среди них были недобросовестные, то есть с плохой репутацией, финансово-экономическими показателями, не говоря уже об авантюристах, мошенниках и так далее. Вот этим-то, обобщая официальную информацию, направляя соответствующие запросы в финансовые, правоохранительные, иные государственные органы и занимается ГУП ЦИАТ. В результате центр выдаёт по заказу правительства Москвы свои рекомендации, которые и служат отправной точкой для принятия соответствующими органами решений. Такую же работу мы проводим и при проведении различных хозяйственных аукционов, заранее убирая с них недобросовестных игроков. Причём, информацией ЦИАТа может воспользоваться не только правительство столицы, но и любые представители бизнеса и коммерции.

На коммерческой основе, как самостоятельный хозяйствующий субъект, ГУП может заключать договоры на информационно-аналитическое сопровождение любой хозяйственной деятельности, выполнение разовых заданий, постоянное предоставление сведений определённого характера, комплексное сопровождение деятельности и так далее. На любой вид услуг существует соответствующий тариф, то есть вся деятельность Центра прозрачна и проверяема.

Надо очень четко понимать, что наша экономика находится в сложнейшем переходном периоде. Старые механизмы уже не работают, а новые ещё не сформировались в цивилизованном виде. И поэтому ключевым становится вопрос защищённости собственности. В развитых рыночных странах этого вопроса не существует, так как там уже столетиями такие понятия как собственник, право собственности настолько закреплены в правовом отношении, что посягательства на них заранее обречены на неудачу. У нас же, до 80% обращений в Управление экономической безопасности Москвы, как раз и связаны с попытками нарушения прав собственников.

С недружественными поглощениями, искусственными банкротствами, мы научились бороться с позиций закона. По нашей инициативе принят целый ряд постановлений правительства Москвы и других правовых актов, которые в целом позволяют столичным властям контролировать ситуацию в этом вопросе. Важную роль в этом вопросе сыграл столичный закон, не позволяющий новому собственники изменять характер использования полученной в собственность земли. То есть, скупая акции расположенного в центре города предприятия, новый владелец обязан развивать на нём или уже существующее производство, или создавать новое.

Но в последнее время большое распространение в Москве получила совершенно дикая, преступная форма перераспределения собственности — так называемые силовые захваты. Основываются они на некоторых пробелах в нашем законодательстве и откровенном мошенничестве, то есть использовании поддельных документов. По форме силовой захват сродни терракту. Приходит организованная толпа людей с оружием, в масках, врывается на объект, сметая охрану, владельцев и фактически захватывает заложников. Правда, в качестве них выступают не люди, а собственность.

Механизм захватов следующий. В налоговую инспекцию, регистрационные инстанции подаются совершенно правильные по форме, но фактически фальшивые документы. На основании их выдаётся свидетельство о регистрации и возникает новый собственник. Он приходит на объект и предъявляет официальный документ на право владения им, естественно, получает отказ от фактических владельцев, и вот тогда и происходит то, что в народе прозвали — маски-шоу. А потом начинается длительный процесс установления фактического собственника в судебном порядке. За это время объект многократно перепродают, создают всевозможные дочерние предприятия, впутывая в процесс судебного рассмотрения множество новых участников, и при этом всё время извлекают из него прибыль. Причём почти ничем не рискуя. Практика показывает, что даже когда уголовные дела по подобным фактам возбуждаются, у правоохранительных органов не хватает квалификации и опыта для расследования таких преступлений. К тому же, зачастую, они подвергаются давлению весьма высокопоставленных чиновников-коррупционеров замешанных в махинациях связанных с получением документов о праве на собственность новых хозяев.

Случаи силовых захватов стали исчисляться десятками, причём удар наносился по самым слабым, и малозащищённым — представителям малого и среднего бизнеса. Как раз по тем, кто должен составить ядро нашего будущего среднего класса. Нападениям регулярно стали подвергаться магазины, небольшие торговые центры, парикмахерские, посреднические фирмы и так далее.

Видя, что явление приобрело угрожающий для экономической безопасности столицы характер, по нашей инициативе была создана Временную межведомственную рабочая группа, призванная координировать действия всех силовых структур, вырабатывать конкретные предложения по борьбе с этим опаснейшим феноменом. Первые результаты её деятельности на лицо. Мы уже наработали опыт предотвращения силовых захватов силами сотрудников милиции, и возбуждения по этим фактам уголовных дел по ст.330 УК РФ (самоуправство). Подобных дел возбуждено более тридцати. До завершения их расследования новые «владельцы» не имеют прав на распоряжение собственностью, то есть не достигается главная цель «экономических террористов».

В целом мы считаем, что ситуацию удалось взять под контроль и остановить эпидемию силовых захватов. Главное же, что изменилась психология участников споров. Истинные владельцы почувствовали поддержку властей, а «захватчики» увидели, что время самоуправства прошло, и за свои действия им придётся отвечать по закону. Явно задумались и их коррумпированные покровители. Всем гражданам, располагающим информацией о готовящемся или совершённом захвате собственности, мы рекомендуем обращаться по телефону: 202-54-30.

Публикуется с разрешения редакции сетевого журнала «Территория жизни».