В России начались клинические испытания «человеческой» вакцины против птичьего гриппа». Сообщениями такого рода пополнилась периодика в конце мая. Диссонансом звучало заявление главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко: испытания эти, скорее финальный этап «репетиции», отработки действий ученых и специалистов соответствующего профиля в условиях пандемии. Ведь вакцина должна работать против вируса, который уже научился жить, трудиться и плодиться в дыхательных путях человека и передаваться капельным путем. А такового пока нет.

Впрочем, недавняя трагедия в Индонезии позволила впервые зафиксировать «цепочку заражения» из трех «звеньев». (Тогда заболела семья из 7 человек — выжил только один. И птицы оказались ни при чем.) И хотя в выделенном у погибших вирусе серьезных мутаций обнаружено не было, многие специалисты увидели в трагедии тревожный этап этого процесса. В России, к счастью, ни одного случая циркуляции вируса среди людей зафиксировано не было.

Что нам это дает? Похоже, всего лишь фору во времени. В стране уже существует и реализуется план подготовки к надвигающейся пандемии. Один из немаловажных пунктов в нем — создание вакцины для человека. Как быстро можно будет начать ее промышленное производство с использованием актуального штамма? Мы навели справки у доктора биологических наук Антона Катлинского. Антон Викентьевич возглавляет принадлежащий минздравсоцразвитию ФГУП «Микроген». Именно здесь была разработана и произведена испытываемая сегодня вакцина.

— Промышленное производство вакцины на основе пандемического штамма, — ответил ученый, — мы сможем начать через месяц после того, как он окажется в нашем распоряжении. Но сказать это сейчас и с такой определенностью позволила именно «репетиция» — создание сегодняшних прототипов вакцины. Мы убедились, что имеющиеся у нас производственные технологии для ее выпуска вполне применимы.

— Если не секрет, то какой штамм использовался для проходящей сегодня клинические испытания вакцины?

— Штамм NIBRG-14. Это штамм, уже поработавший в организме человека. Точнее, убивший его. Во Вьетнаме. Его передала нам Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Над созданием вакцины работают все ведущие мировые производители. За основу берут имеющиеся технологии. Но в качестве модельного используют не только этот штамм. Цель — найти наиболее перспективный способ изготовления подобных вакцин в условиях пандемии.

— ВОЗ не исключает, что последние случаи гибели людей от птичьего гриппа в Индонезии — следствие передачи инфекции от человека к человеку. Не правильнее ли было бы уже сейчас начать работать с ним?

— ВОЗ не только не исключает, но и уже подтвердила факт передачи вируса от человека к человеку в Индонезии. Возможно, решение считать штамм из Индонезии актуальным будет принято в ближайшее время. Только вот на нашей территории циркулирует штамм птичьего гриппа китайской разновидности. Поэтому для нас актуальным является именно он.

— То есть вакцина, испытываемая сегодня, ближе к той, что понадобится в период пандемии?

— Надеемся, испытания помогут ответить и на этот вопрос. Нет, людей мы, конечно, риску подвергать не будем. А вот как поведет себя взятая у них сыворотка при встрече с вирусом других разновидностей гриппа птиц (в частности индонезийского и турецкого), надеюсь, увидим.

— На Интернет ресурсах циркулирует версия, что заболевший птичьим гриппом погибает не столько от токсинов вируса, сколько от «превышения обороны» со стороны собственной иммунной системы. И что существующие уже сегодня американские разработки позволяют этого избежать. Вакцина стимулирует выработку в иммунной системе особых клеток, которые с одинаковым успехом уничтожают любой вирус. Так что настроить иммунную систему вакцинированного на уничтожение «мутанта», когда тот появится, вакцина сможет, так сказать, в рабочем порядке. Соответствует ли эта информация действительности? Насколько совершенными видятся вам разработки российских ученых?

— Мы работаем не только с полученными от ВОЗ штаммами. И среди разработок такого рода есть очень перспективные. Они перекрывают весь спектр возможных вариантов. Но говорить об этом пока не время. ВОЗ периодически проводит заседания, посвященные борьбе с птичьим гриппом. О результатах доклинических и клинических исследований уже созданных вакцинных кандидатов говорили в декабре прошлого и в мае этого года. Не все созданные вакцины оказались эффективными. Но вакцина, подобная упомянутой вами, на этих заседаниях не упоминалась.

— Испытываемая сегодня вакцина разработана на основе куриных эмбрионов. И есть ученые, которые видят в этом причину ее уязвимости: в «час икс» обеспечение фармацевтических предприятий необходимым количеством эмбрионов может оказаться затруднительным. Но есть, я знаю, вакцины, разработанные на основе аденовируса человека.

— Опасения насчет нехватки куриных эмбрионов в условиях пандемии обоснованны. Выход один: разработка технологии производства вакцины на основе культуры клеток. В России есть несколько групп ученых, которые занимаются этим вопросом. Надеемся на плодотворное сотрудничество с ними в ближайшей перспективе.

— Кстати, о перспективах. Когда завершатся клинические исследования вашей вакцины?

— Исследования завершатся в конце августа. Думаю, в начале сентября мы уже сможем говорить о результатах.

— И много белых мышей положило свои головы на алтарь российского здравоохранения?

— Помимо них были еще морские свинки и кролики. Это обычная практика. Как еще изучить токсичность, безопасность и иммуногенность разрабатываемых вакцин?

— Лабораторные животные «отработали» честно и за здоровье принимающих участие в клинических испытаниях людей вы спокойны?

— Абсолютно. Я не лукавлю. Я ведь тоже «записался в добровольцы». Вакцину мне ввели первому.

— Вы себя нормально чувствуете?

— Абсолютно.

— В «добровольцы» записались «по блату»? Или просто здоровье позволило?

— Позволило. Ведь требовались просто здоровые (без хронических заболеваний) люди в возрасте от 18 до 50 лет.

— Как быстро должен выработаться иммунитет и как долго он будет сохраняться?

— Антитела начинают вырабатываться начиная с 14-го дня после введения. Но опыт показал: вакцинация должна быть двукратной. Вторую аппликацию необходимо сделать на 28-й день после первой. Как долго сохранится иммунитет, сказать трудно — исследования только начались. Но думаю, не меньше года.

— В случае успеха идущего испытания можно будет сказать: мы имеем вакцину, способную защитить от одной конкретной разновидности птичьего гриппа. Есть ли смысл выпускать ее в промышленных масштабах?

— Смысл есть. Этой вакциной сегодня можно прививать людей, принадлежащих к группам риска. Например, работников птицефабрик. Но сначала придется заключить лицензионное соглашение с владельцем патента на этот штамм. Ведь он был передан нам только для отработки технологий и проведения клинических исследований.

— Можно ли уже сегодня предположить, какая из разработок будет использована для создания вакцины с актуальным штаммом?

— Скорей всего, технологию нам менять не придется. Штамм будет использован тот, который ВОЗ раньше признает актуальным. И, конечно, мы постараемся использовать все лучшее, что к тому моменту будет в разработках других фирм.

Вела беседу Ольга Викторова