Над планетой гуляют смерчи и тайфуны, на побережья обрушивается вздыбившийся океан, а застывшую твердь сотрясают землетрясения…

За что Боги гневаются на нас?

На первый взгляд, ответа на этот вопрос нет. Но это только на первый взгляд. На самом деле ответ существует! Правда, знают его лишь единицы. И хотя ортодоксально мыслящие учёные, заглушающие голос разума, плотными рядами стоят на пути этих людей, они отнюдь не молчат, делая все возможное и невозможное, чтобы их услышали. Один из таких исследователей — руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и прогноза геофизических процессов Игорь Яницкий — поделился своими соображениями о причинах, вызывающих катастрофы, с «Хранителем».

Меня часть спрашивают: когда стихия перестанет испытывать человечество? И почему Боги гневаются на нас? Что ответить на это? Люди не в меру забывчивы. Ведь стихия бушевала всегда. Но не только природа провоцирует стихию, но и мы с вами. Может быть, азбучные истины озвучиваю, но это так. Давайте вспомним, что Земля — не монолит. Она состоит из кубов, октаэдров, тетраэдров и т.п. Эти гигантские блоки не спаяны друг с другом намертво, они подвижны и, в свою очередь, состоят из более мелких, но тоже огромных и подвижных плит. А между этими плитами — так называемые разломы, которые на поверхности совершенно не видны. Правда, не видны они, если так можно выразиться, невооруженным глазом, но мы этот глаз вооружили и находим любой разлом без особого труда.

Разломы заполнены породой более мягкой, чем тот материал, из которого состоят блоки. Все полезные ископаемые, которые мы берем из Земли, находятся в разломах. Вот почему так важно установить их расположение. Как ни странно, но разработать методику поиска разломов помогла… гонка вооружений. Когда Советский Союз всерьёз занялся изготовлением атомной бомбы, понадобилось много урана, а он — в разломах. Но в каких? И тогда мы разработали методику поиска урановых месторождений по выбросам гелия. Этот инертный и взрывобезопасный газ стал своеобразным индикатором наличия урана, а следовательно, и разлома. Со временем мы научились понимать язык гелия ещё лучше, и появилась целая отрасль науки — гелиометрия.

Гелий указывает на наличие разлома, то есть на возможность подвижки гигантских плит. А чем чревата эта подвижка? Землетрясениями! В том числе медленными. А теперь вопрос: надо ли учитывать при строительстве плотин, атомных электростанций, химических заводов, шахт и крупных зданий расположение разломов? Если взглянуть на тектоническую карту Советского Союза, составленную более двадцати лет назад, то нетрудно заметить, что почти вся территория, кроме горных районов, не имеет разломов. А из этого следовало, что строить разрешалось что угодно и где угодно. Мы-то знали, что на самом деле разломов великое множество, что карту надо переделывать. Бросились писать докладные записки в правительство, но от нас отмахнулись: придворные ученые оказались сильнее нас.

Правда, наши опасения стали подтверждаться уже в сентябре 1983 года. Неподалёку от Трускавца был построен Стебниковский калийный комбинат. Отходами комбината являлся так называемый жгучий рассол, состоящий из хлористо-фтористых соединений. Он настолько ядовит, что за считанные секунды сжигает всё живое. Для его хранения выбрали два оврага, перекрыли их плотиной и слили туда четыре с половиной миллиона кубометров этого яда. 14 сентября плотину ни с того ни с сего прорвало, и весь рассол хлынул в Днестр. То, что было дальше, можно назвать самой настоящей экологической катастрофой. Стали выяснять причины прорыва дамбы. Первая, как всегда, — диверсия, отпала.

Вторая — напортачили строители. Тоже отпала, правда, частично. А когда подключили нас, мы установили, что плотина была построена над разломом. В тот день произошло медленное землетрясение, то есть огромные блоки перемещались относительно друг друга не мгновенно, а медленно. Как правило, это сопровождается резкими скачками атмосферного давления. Проверили данные метеостанции — точно, скачки были.

А вот сейсмические станции такого рода землетрясения не регистрируют. Именно поэтому некоторые специалисты говорят: подумаешь, какое-то там смещение блоков, к тому же медленное, это же не толчок в восемь баллов — ничего страшного в медленном землетрясении нет.

С этим же явлением связан несчастный случай в подмосковной Истре. Ранним утром 25 января 1985 года рухнуло гигантское куполообразное здание.

В этом сооружении, диаметром 236 и высотой 114 метров, располагался высоковольтный испытательный стенд. Рухнул он, к счастью, тогда, когда внутри никого не было и ни один человек не погиб. Но прокуратура и КГБ искали виновных: решили, что они как среди конструкторов, так и среди строителей. Когда обратились к нам, я тут же запросил данные метеостанции: конечно же был резкий скачок атмосферного давления. Дальнейшие исследования показали, что всему виной всё тот же разлом, всё то же медленное землетрясение. Таким образом, нам удалось отвести вину от строителей и эксплуатационников…

О карте новейшей тектоники бывшего Советского Союза я уже упоминал — на ней не указано ни одного разлома ни в центральной части России, ни на Украине, ни в Белоруссии. Разумеется, практически все атомные станции построены без учета разломов.

Если люди не одумаются и не перестанут считать себя венцом творения, не проклянут того, кто придумал лозунг «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», не поймут, что каждый наш шаг, каждое непродуманное вторжение в Природу может обернуться гибелью всего живого. Конец света вполне возможен, но его автором будет не Бог, а человек.

Трагедия Чернобыля была предсказана, и не знахарками, заметьте, а серьёзными учёными. Еще 26 марта 1986 года, ровно за месяц до взрыва, в газете Новосибирского академгородка была напечатана информация о предстоящей трагедии. Конечно же, ни партийные органы, ни цензура не пропустили бы этот материал в чистом виде, поэтому авторы его слегка зашифровали: на одной полосе напечатали снимок атомного взрыва, а на обратной стороне, причём точно в районе фотографии, подпись: «Украина. Чернобыль».

До всех, кому положено, предостережение дошло, но, как это часто бывает, от него отмахнулись. А зря! Люди знали, о чём писали. Несколько позже, когда в мои руки попали документы, я понял, что они были правы. Я уже говорил, что Чернобыльская АЭС расположена в районе целого узла разломов. Предупреждения о том, что под землей идут довольно активные процессы, уже были: достаточно сказать, что в 1982 году случилась авария на первом блоке АЭС, причём с выбросом радиоактивности на промзону и город Припять. Об этом, естественно, умолчали, а всю вину свалили на персонал. Как показал последующий анализ, в 1986 году признаки активизации подземных процессов появились ещё 10 апреля.

Надвигалось медленное землетрясение. Оно было зафиксировано, и не одной, а сразу тремя станциями. Правда, сейсмограммы этих станций удалось обнаружить только в конце 1994 года в одном из архивов Алма-Аты…

25 апреля 1986 года планировалась остановка четвёртого энергоблока на планово-предупредительный ремонт. Тогда же было решено провести эксперимент, неоднократно проводившийся как на блоках Чернобыльской АЭС, так и на других атомных электростанциях. Суть его в том, что если в связи с остановкой всех механизмов электростанция окажется вдруг обесточенной, то может возникнуть критическая ситуация. Одним из источников резервной электроэнергии может быть ток, который даст генератор отключённого реактора — ведь ротор генератора останавливается не мгновенно. Повторяю, такие опыты проводились неоднократно, но с действующей защитой реактора. Здесь же защиту решили отключить. Само собой разумеется, это не было чьей-то самодеятельностью — всё было продумано, рассчитано и утверждено в соответствующих инстанциях.

Это — первое роковое стечение обстоятельств. Второе — три квазициклона, которые в это время шли с юга на север. На снимке, сделанном из космоса, хорошо видно, что в момент взрыва один из циклонов находился точно над Чернобылем. Через пять часов после трагедии он сместился на север, и облака понесли продукты взрыва в сторону Прибалтики.

Работа по подготовке эксперимента шла полным ходом: как и планировалось, персонал отключил от сети турбогенератор, а потом и систему аварийного охлаждения реактора. И вдруг над четвертым блоком засветился воздух, а откуда-то снизу раздались глухие удары, переходящие в продолжительный гул. Да и люди стали вести себя неадекватно: одни были близки к истерике, кричали на подчиненных и носились вокруг пульта, другие же, наоборот, становились вялыми и сонливыми. Подземный гул между тем усилился, удары раздавались всё чаще, нервных срывов всё больше, свечение над четвертым блоком распространилось на высоту семьсот метров, причём оно приобрело голубые, синие и фиолетовые оттенки. В это же время самописцы начали фиксировать сейсмическую активность.

За минуту до взрыва находившийся в реакторном зале оператор почувствовал сильную вибрацию, а две тысячи трехсотпятидесятикилограммовых чугунных плит, составлявших биологическую защиту реактора, стали подпрыгивать, будто их кто-то подбрасывал снизу. За двадцать секунд до взрыва оператор нажал на кнопку аварийной защиты, но поглощающие стержни остановились на полпути. В этот момент самописцы отметили сейсмический удар! И наконец, последние записи операторов. «1 час 23 мин. 59 сек. Сильные удары. Шатаются стены. Пол ходит ходуном. 1 час 34 мин. 00 сек. Взрыв реактора».

Что было дальше, известно всему миру. Около пятидесяти тонн ядерного топлива испарилось и было выброшено в атмосферу в виде мелких частичек двуокиси урана, высокорадиоактивных радионуклеидов йода, плутония, цезия, стронция и других радиоактивных изотопов. Ещё около семидесяти тонн разбросало по территории АЭС. Активность выброшенного топлива достигала 15-20 тысяч рентген в час. Чтобы представить весомость этих цифр, напомню, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, содержала всего лишь несколько килограммов обогащённого урана. По подсчетам специалистов, взорвавшийся реактор Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу столько радионуклеидов, сколько могли дать несколько тысяч атомных бомб.

В официальном отчёте МАГАТЭ записано так: «Первопричиной аварии явилось крайне маловероятное сочетание нарушений порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока». Но это не так, совсем не так! Ещё 1 декабря 1995 года экспертная комиссия из пяти крупнейших специалистов в области сейсмологии подписала заключение о том, что причиной аварии на Чернобыльской АЭС является землетрясение. Мы называем связанный с этим выброс излишней глубинной энергии Земли солитоновым. Он представляет из себя раскалённую плазму, что-то вроде сотен шаровых молний, рвущихся наверх. Вырвавшись из-под земли, эта сверхэнергия достигает даже космоса. Не случайно космические корабли начало трясти, да так сильно, что космонавты набивали шишки. Не дай Бог, оказаться в этой зоне самолёту или кораблю: думаю, что причина многих катастроф именно в этом. Что касается Чернобыля, то ни секунды не сомневаюсь, что там все было именно так.

И сейчас эта зона активна. Именно поэтому трещит саркофаг, именно поэтому он будет разрушаться всё больше и больше. Надо подумать о том, как разобрать реактор до конца, а остатки вывезти и надежно захоронить.

К сожалению, ни один авторитетный эксперт ни разу не назвал причиной катастрофы на ЧАЭС выброс сверхэнергии. Чтобы принять мою точку зрения, надо отказаться от старой, поменять мировоззрение, а это чревато большими потерями. И не только моральными, но и материальными. Но факты — упрямая вещь, и от них никуда не деться. Надо пересмотреть устоявшуюся точку зрения на нашу планету как таковую. Она не плоская, безответная земная твердь, а молодая, предельно энергонасыщенная и высокоорганизованная система. Её спокойное состояние, так называемый штиль, к которому мы привыкли, вовсе не норма, а всего лишь одно из состояний. Вторая форма — буря. Тайфуны, смерчи, ураганы, землетрясения, выбросы солитоновой энергии и связанные с этими явлениями катастрофы, равно как и нашествия водорослей, муравьев или крыс — наиболее яркие, вернее, наиболее заметные проявления этой формы.

Можно ли этого избежать? Да. Но для этого надо, во-первых, пересмотреть все строительные нормы, и, во-вторых, что куда более важно, человек должен перестать считать себя властелином природы. Природу надо не покорять, а приспосабливаться к её законам. У нас не так много времени, чтобы это понять. Гнев Богов — не аллегория. Не забывайте, что вселенские катастрофы на нашей планете были не только 200 или 65 миллионов лет назад, но и совсем недавно — каких-то 13 тысяч лет тому назад. Это связано прежде всего с нутацией, то есть с колебанием земной оси, которое происходит каждые 13 тысяч лет. По некоторым данным, Земля уже вошла в этот цикл и началась необратимая разбалансировка многих параметров: отсюда резкие скачки погоды, гигантские цунами, технологические катастрофы и, что самое главное, необъяснимо самоубийственное поведение человека.

Впереди несколько скачков активизации этих процессов. Первый ожидался в 2004-м, и он произошёл, а в 2012-м возможно то, что в Библии называется концом света. Я подчеркиваю, это возможно, но вовсе не значит, что именно так и будет: многое зависит от людей, населяющих планету Земля. Так что наше будущее зависит от нас самих — от нашего поведения и уровня нашей нравственности.

По большому счету гнев Богов — это предупреждение того, что учёные называют Высшим Началом, которое, кстати говоря, абсолютно физично. Прекрасно понимаю: всё, что я сказал, трудно принять, но это не мифы, не сказки, а наука, опирающаяся на законы природы. А выше, правдивее и нерушимее этих законов ничего не было, нет и не будет.