После ряда устных и печатных выступлений академика Владислава Козлова на несколько необычную тему «Что ожидает Америку» один из читателей «Хранителя», Александр Матвеев, свои впечатления даже выразил в поэтической форме, озаглавив их так: «Земля — планета перемен, или Видение академика Козлова»:

И процветала гордо наша Русь,

Когда беда нагрянула нежданно:

С Землёй столкнулся огненный болид,

Не стало вдруг исконного баланса,

И сдвинулась земная ось,

И полюс Северный завис вдруг в океане,

И ринулся на сушу Океан —

Пришли на Русь морозы и метели…

С тех пор промчались сотни тысяч лет,

Земля опять в глобальных потрясеньях,

Душа моя в тревоге за людей.

В ночи приходит страшное виденье —

На Запад мчится Океанский Вал.

О, Боже мой! Зачем я это вижу?

Атлантики волна смывает материк?!

Но снова слышу, слышу чистый голос Неба:

— Садам цвести, как прежде, на Руси,

Сибирью вы спасётесь от напасти,

Сибирью люди будут богатеть.

 

По просьбе читателей с академиком Козловым, правнуком первого российского посланника в США (60-е годы XIX столетия) в канун Нового, 2006 года встретился наш обозреватель и побеседовал с ним.

Владислав Трофимович, есть такое понятие в дипломатическом лексиконе — дуайен, то есть старший, наиболее уважаемый член посольского сообщества в той или иной стране. А вот вы фактически стали неформальным дуайеном в столичном дипломатическом мире. Или, если угодно, его нештатным атташе по культуре…

— Как-то в субботний полдень на письменном столе нашей химкинской квартиры раздался ожидаемый телефонный звонок. Звонил американский посол. «Алло, Владислав, — это Мэтлок!» — «Слушаю, Джек Фоуст», — ответил я (из-за волнения обошлись без приветствий). «Мы не можем получить в вашем МИДе, — продолжал Мэтлок, — разрешение на поездку к вам в Химки: у вас закрытый город. Разрешение такое, очевидно, на Смоленской площади дали бы Чрезвычайному и Полномочному послу США, но сегодня суббота и нам не удалось соединиться ни с кем, кроме как с ничего не решающими дежурными!»

А дело в том, что создался некий неформальный «кружок послов» англоязычных стран бывшей Британской империи, куда, кроме послов (конечно, с жёнами) Англии и США, входили диппредставители Индии, Канады и Новой Зеландии. Этот кружок собирался либо у меня в культурологическом центре «Наше наследие», который я имею честь возглавлять, либо в нашей химкинской квартире, которая официально считалась филиалом центра.

По дипломатическому протоколу послам не принято посещать частные квартиры, но вот вышеуказанным статусом нашей квартиры как филиала «Нашего наследия» это протокольное ограничение обходилось. За последние 17 лет «посольские вечера» в химкинском филиале прошли с участием дипломатов в ранге Полномочных и Чрезвычайных послов с супругами, первых советников посольств и атташе по культуре — 34 стран мира.1

С Мэтлоками я виделся часто, особенно в резиденции посла США Спасо-Хаусе, где бывал регулярно 2-3 раза в месяц на выставках, поэтических и литературных вечерах, интеллектуальных и искусствоведческих, всевозможных «чаях», фуршетах, банкетах и т.д. Вероятно, я был хороший компаньон и сопровождающий, поскольку Ребекка, жена посла, не раз приглашала меня на различные московские выставки, особенно по фотоискусству. Она сама была фотомастером (мы в культурологическом центре экспонировали некоторые её фотоработы). К тому же она плела красивые гобелены — по одному за год-полтора. По образованию госпожа Мэтлок — учительница. Мне она как-то сказала, что папа оставил ей на независимом от мужа счёте миллион долларов и большой дом в её родном Тенесси. На собственном энтузиазме мы с ней в помещении редакции журнала «Наше наследие» организовали две выставки американских художниц: одной — реалистки (портреты негритянских юристов, находящиеся в Американском Конгрессе); другой — супрематистки, применяющей новые полимерные материалы.

Среди зарубежных дипломатов ходят легенды о пирожках, которые так искусно делает ваша жена Инна. Уж не в том ли секрет успеха, что у неё учёная степень кандидата химических наук?

— Сначала вернёмся к телефонному разговору с Мэтлоком. Посол упавшим голосом сообщил, что не может прибыть к нам в Химки. К тому же он хотел приехать с семьёй (кроме Ребекки с ними должен был быть младший сын с женой)… Однако мы с супругой Инной Владимировной не растерялись: я сказал по телефону Мэтлоку, что русские так просто не сдаются. Тем более что Инна испекла 6 (!) видов пирогов, в том числе с черникой, которые Мэтлок, как потом выяснилось, «уважал особо».

«Джек Фоуст, — сказал я, — сейчас мы уложим все пироги и три бутылки шампанского в коробку из-под ксерокса, берём такси и едем в Спасо-Хаус. Готовьте простор на столе!»

Вот так в резиденции американского посла прошёл уникальный уикенд, никогда ранее не случавшийся в истории русско-американских отношений: в Спасо-Хаус русские приехали со своими пирогами. Ну а секрет кулинарного успеха Инны Владимировны не столько в том, что она — учёный химик, сколько в опыте и вдохновении.

Потом Мэтлоки, в том числе и их младший сын Дэвид, вместе и порознь, бывали у нас в Химках неоднократно. И приезжали к нам несколько лет спустя, когда посол был уже частным лицом. Мы же, в свою очередь, заходили в Спасо-Хаус на чай. Когда Мэтлока не было, нас принимала Ребекка в комнате с камином, решётка к которому была изготовлена по её эскизу.

Владислав Трофимович, знаю, что очень интересно развивались события 15 лет назад, в девяносто первом…

— Особенно часто мы заходили к Мэтлокам летом 1991 года, в июне. Нам было известно, что 20 июня к Мэтлоку на чашку кофе приходил Гавриил Попов, который, боясь «прослушки» (старый конспиратор!), написал на листочке Мэтлоку записку: «Организуется переворот для смещения Горбачёва. Мы должны дать знать Борису Николаевичу». Подчеркнём здесь, что ЦРУ знало о возможности августовского переворота за четыре месяца до событий. Но к этим сведениям в Белом доме упрямо не прислушивались.

Однако Мэтлок мгновенно уведомил об этом Вашингтон по самой надёжной линии связи посольства США. Он настаивал на том, чтобы имя Попова держалось в секрете в процессе передачи сведений Ельцину, находившемуся в тот момент в Берлине. Как вспоминал потом сам Мэтлок, невероятно, но Буш оказался настолько легкомысленным, что сболтнул имя источника этого сообщения Горбачёву… по открытой линии! Поскольку Горбачёв никак не прореагировал на сообщение Буша, то Мэтлок посчитал, что Михаил Сергеевич ничего не понял. А посему решил позвонить ему сам.

Мы с супругой были в это время в Спасо-Хаусе — пили чай (от кофе я всегда отказывался) в правом крыле особняка. Мэтлок посмотрел на часы, встал и сказал, что надо позвонить. Почему-то нам было ясно, что звонить он будет Горбачёву. Мы даже на этот счёт переговаривались с Ребеккой.

Итак, попивая чаёк, мы ждали Мэтлока. Наконец, красный, почти бардовый, он приходит. Я его спросил прямо: «Ну что он? Что сказал?» Мне показалось, что Джек Фоуст выругался по-русски. Женщины не поняли. «Он сказал, — проговорил затем Мэтлок, — что держит ситуацию под контролем». Почти сразу Горбачёв тогда улетел в Форос…

Мэтлок не стал ждать 19 августа: до 8 августа нарочным он прислал нам приглашение на прощальный ужин, состоявшийся в посольстве Канады. Среди гостей за круглым столом сидели супруги Мэтлоки и послы Канады — Майкл Белл (хозяин посольства), Великобритании — сэр Брайан, Индии — Гонсалес, Новой Зеландии — Джеральд Мак Ги с супругами, многолетняя переводчица Мэтлока и единственная пара от России — супруги Козловы.

Ни Попова, ни Станкевича, ни Собчака… А Мэтлок потом уехал, хотя по службе имел право пробыть в Москве ещё полтора месяца…

Но вы, Владислав Трофимович, не сказали о другой важной детали — о чём вы предупредили посла, а в его лице — всю Америку!

— В тот вечер я рассказал Мэтлоку, что в годы, когда мы с ним можем быть ещё живыми, Северная Америка столкнётся с угрозой разрушительных природных катаклизмов. Мой прогноз (а я в своё время занимался гидродинамикой) был основан на анализе массы данных из различных сфер науки — климатологии, океанологии, геодезии, метеорологии и т.д. А раз у Америки нет будущего, то ему, Мэтлоку, целесообразней переехать сейчас в Россию, где ему, слависту, — очень одарённому профессору престижного Дартмудского колледжа, вполне может быть по силам соответствующая кафедра любого нашего вуза.

Да, Мэтлок — знаток русского языка и литературы. Однажды он за ночь сделал подстрочные переводы нескольких стихотворений двух американских поэтов хорошим верлибром. На другой день, после прилёта поэтов в Москву, Мэтлок проводил вечер американской поэзии. Надо было видеть его красные, уставшие от напряжения глаза, и вдохновенное чтение американских стихов на русском языке…

«Не хочу, чтобы хороший человек погиб», — сказал я ему на прощание, имея ввиду его неординарную личность. Надо сказать, что мой собеседник предупреждение воспринял не как мистику, а очень серьёзно.

«Я уже стар, — отвечал мне Джек Фоуст, — но нашего любимого сына Дэвида я оставляю России». Это был наш последний разговор — после многократных многочасовых обсуждений в форме бесед о моих исследованиях и выводах.

Пожалуйста, напомните о них нашим читателям.

— В хронике средневекового мусульманского летописца говорится, что Бату-хан решил не идти походом на Новгород тогда, когда увидел, как тонет в болоте любимый конь одного из его полководцев — Субедей-багатура. Такое мощное наводнение, вероятно, могло быть вызвано сдвигом земной оси в метастабильное состояние. В стабильном состоянии ось земного вращения проходила через Антарктиду на юге и Гренландию на севере.

Удар болида где-то на севере вывел ось в метастабильное состояние, в результате чего коррекция северного конца земной оси от Гренландии в середину Ледовитого океана идёт как бы навстречу вращению земли. Сложение сил таково, что северо-западнее Европы возникнет водяной вал — волна, которая прошлась по руслам рек, затопив равнины и низменности. Пример наводнений (правда, по другой причине) мы видели в 2002 году в ряде европейских стран; особенно сильными были наводнения в Чехии и Германии.

На русской равнине в те далёкие времена восемьсот с лишним лет тому назад вода распределилась по большой поверхности, создав непроходимые болота, увеличив до значительных размеров поймы рек, что мы можем легко себе представить по нашей московской области, где старые русла рек просто гигантских размеров. Восемь с лишним столетий тому назад люди спасались на холмах и возвышенностях. Профессор И.В.Давиденко видел при раскопках на холмах Москвы на солидной высоте от подошвы холма типичные дамбовые сооружения, относящиеся к XII–XIV векам. Эта катастрофа надолго выключила из хозяйственной жизни пригодные земли и обрекла людей на нищету и бедствия.

Объяснялось это ещё и климатическими условиями: климат Западной Европы, по крайней мере, до XII века был более суровым. Средняя температура там была такая же, как у нас теперь в Архангельске. Как говорят западно-европейские хроники, кроме того, что человек, борясь за существование, испытывал голод, ему было ещё и холодно — даже летом люди носили шкуры. До удара болида тёплое течение Гольфстрима несло свои воды в Атлантике слева от Гренландии, через которую проходил тогда Северный полюс.

После удара болида произошла коррекция земной оси в метастабильное состояние: полюс «ушёл» в середину Ледовитого океана, а Гольфстрим повернул вдоль северо-западного побережья Европы. В Европе на западе стало тепло и уютно: шкуры можно было снять и подумать о восточных тканях и пряностях. А в Восточной Европе водная гладь озёр, болота, разливы рек, заполонив годные для жизни земли центральной славяно-чудской полосы России, застопорили на какой-то период её развитие.

В этот период — период климатического потепления — Западная Европа вздрогнула и, подобно спящей красавице, проснулась. Как юная Афродита из пены морской, Европа стала подниматься из тьмы средневековья…

Но это история, хотя и очень интересная. А как объяснить многочисленные современные земные катаклизмы? То есть на чём основан ваш прогноз угрозы существования Америки?

— Вращение Земли вокруг своей оси, проходящей через полюса, сейчас происходит в метастабильном (т.е. неустойчивом) состоянии. При этом, южная ось проходит через Антарктиду, которая ежегодно увеличивает свою массу за счёт конденсирующегося из паров льда на 1 миллиард тонн. Северная ось, проходящая через середину Ледовитого океана, не создает противовеса. Постоянно увеличивающийся фактор неустойчивости оси земного вращения тем значительнее, чем больше увеличивается масса Гренландии, которая также ежегодно прибавляет в массе примерно то же количество льда, что и Антарктида, — 1 миллиард тонн.

Коррекция в устойчивое положение оси вращения была бы такой: на Севере — через Гренландию, на Юге — через Антарктиду (ближе к Австралии). Подсчитано, что произошедший ранее (мы предполагаем, из-за болида в XII в.) сдвиг земной оси в неустойчивое — метастабильное состояние произошёл при толчке земного шара извне (или изнутри) силой не менее 400 мегатонн. Такова была сила взрыва вулканов Санторин и Кракатау (в последнем случае сила взрыва была меньше). При этом в памяти человечества запечатлелись Всемирный потоп (хотя он имел локальный характер), исчезновение городов, островов, материков (Атлантида). Сейчас же, вероятно, достигнута критическая масса льда по оси — Гренландия-Антарктида. Так что не исключена коррекция земной оси.

А каковы результаты моделирования современных природных катастроф?

— Цунами высотой в 300 м могут пройти через Северную Америку и достичь Кордильер. Как потом будет выглядеть суша (она уменьшится), вопрос вторичный. Англия сомкнётся с Ирландией. А у голландцев море существенно отступит. Одновременно в азиатской части у Таймыра из моря поднимется суша... Широты в Сибири будут включать субтропики... Западная Европа приблизится к Северному полюсу. Но главным здесь будет то, что тёплое течение Гольфстрим пойдёт после коррекции земной оси слева от Гренландии. Климат в Западной Европе станет суровей, но жить будет можно, как живут сейчас русские в Архангельской области.

Однако главной проблемой человечества в ближайший период времени станет возможность спасения жителей США (и, конечно, Канады) от наступления водных стихий в результате неотвратимо надвигающейся оптимизации коррекции земной оси.

Что же, по вашему мнению, необходимо предпринять властям Америки?

— Правительству США необходимо поставить перед Правительством России вопрос о заключении Договора Дружбы между Россией и США с последующим созданием Конфедерации двух стран и общим гражданством для населения. Оставить вне рамок Договора вопросы противостояния двух стран как бесполезные и даже вредные. Все средства США: технические и финансовые (надо иметь в виду, что после смыва территории США в океан доллар превратится в простую, ничем не обеспеченную бумажку), все силы вложить в освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти богатейшие сырьевыми ресурсами регионы — единственные на земле, которые смогут принять американских эмигрантов. Тем более что после естественной коррекции земной оси климат этих регионов станет подобным климату нынешних США. Кроме того, на Севере Сибири поднимется суша с богатейшими резервами нефти и газа…

Не покажется ли нашим читателям, что осуществится гениально-прозорливая мысль великого Джека Лондона «о грядущей консолидации Белой Расы». Именно во имя спасения, пока не поздно, долг предписывает мне как учёному говорить правду. Без библейского или коммунистического (кому как нравится) принципа: человек человеку — друг, товарищ, брат, — людям не выжить. Это очевидная реальность!

И, пожалуй, последний вопрос. Господин Мэтлок, сославшись на возраст, в России всё-таки не остался. А его сын?

— Сын Дэвид внял моему совету. После двух ураганов, обрушившихся на США осенью, как-то позволил себе пошутить: «Вы, Владислав, как в воду глядели!» Дэвид  остался в нашей стране, сейчас живёт в Питере, занимается бизнесом. Женился на русской, у него родился сын, которого назвали ставшим русским именем Николай. Так что внук бывшего американского посла — россиянин!

Спасибо, Владислав Трофимович, за интереснейший разговор. От имени редакции и читателей «Хранителя» хочу пожелать вам успехов в новом году в вашей научной и общественной деятельности.



1 Кто есть кто: Русское издание, Москва, 2005, с. 204–205.