«Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошёл на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)… князь фактически являлся первым коллаборационистом…». Юрий Афанасьев, журнал «Родина»

«Русь… знала, конечно, в XIII-XV веках и своих предателей, и своих холуев, лизавших сапоги монгольским ханам… И уж как-нибудь разберемся с Александром Невским и Дмитрием Донским». Владимир  Ступишин, «Литературная газета»

Эти авторы не первые, кто обвинял Александра Невского в предательстве. Западная историография с незапамятных времён и доныне называет договор Александра Невского с Ордой «позорным». Да и русские историки XIX века относились к Невскому прохладно. Правда, Сергей Соловьёв и Василий Ключевский не осмеливались открыто обвинить святого князя. Это было бы святотатством. Поэтому в их трудах он упоминается  вроде как сквозь зубы.

В советские  времена в Малой советской энциклопедии о Невском написали так: «В 1252 году Александр достаёт (чувствуете отношение: «достаёт». — С.Б.) себе в Орде ярлык на великое княжение... Подавлял волнения русского населения, протестовавшего против тяжёлой дани татарам. «Мирная» (в кавычках.— С.Б.) политика  А. была оценена ладившей с ханом русской церковью: после смерти А. она объявила его святым».

В общем, угнетатель русского народа, интриган, вместе с церковью продавшийся Золотой Орде...

Не отстали от «красных» и «белые». Тотчас после выхода в Москве в 1930 году Малой энциклопедии в Париже в 1931 году появляется книга Георгия Федотова, в которой прямо говорится, что святой-то святой, а в «Житии...» почему-то не написано, что он с ордынцами дружил, «перед ханом унижался» и тем  унижал всю Русь... Кроме того, Невский стал приёмным сыном хана Батыя и названым братом   царевича Сартака — сына Батыя.

Однако историки должным образом не оценили главный конфликт эпохи Александра Невского — наступление на Восток католической церкви,   крестовые походы на Русь.

Русь спаслась союзом с Ордой. Невский дружил со всеми ханами Золотой Орды, христианином  Сартаком, мусульманином Берке, язычником Батыем… Золотая Орда сама нуждалась в Руси как в грозном союзнике. Союз с Русью помогал восточным владыкам держать себя независимо в отношениях с верховными каганами в Каракоруме... Так что Александр в Орде был влиятельным человеком. И князь не подвергал ни малейшему риску этот союз. Когда умер  побратим  Невского — Сартак, по Орде прошёл слух, что его отравил Берке. По всем законам Александр должен был отомстить за названого брата. В Орде у Берке было немало противников — они с радостью приняли бы в свои ряды хозяина Руси.

Но… Александр молчит. Правильно оценил этот характер разве что историк-эмигрант Георгий Вернадский, отметив: «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа». Вот в чём суть деяний Александра Невского.

Если наши предки были с Ордой в союзе, как же в сознании потомков сложился образ непримиримого врага, который держал нас «под игом»? Мы имели дело с чудовищным по масштабам промыванием мозгов!

Нелюбовь Запада к монголам объяснима. Золотая Орда, заключив союз с Русью, волею истории встала поперёк завоевательных планов Запада и Римской церкви, направленных на Русь.

Мало кто знает, что папа Гонорий III и вслед за ним папа Григорий IX объявляли Руси экономическую блокаду, запрещая соседним государствам торговать с русскими городами. В первую очередь — оружием и продовольствием. Их устами русские были объявлены «врагами веры». Папа Иннокентий в XIII веке объявил «поход против схизматиков и татар», то есть против славянства, Православия и Орды. И, наконец,  папа Климент VI отчеканил формулу противостояния Рима и Руси. «Русские — враги католической церкви», — написал он твёрдой рукой. XIII и XIV века — это время нескольких объявленных  походов против славянства, Православия и Орды.

А одолеть не смогли... И во многом благодаря тому, что на стороне Руси стояла ордынская конница. Новгород защищали от крестоносцев конники хана Менгу-Тимура. Ещё до официального союза Руси и Орды, заключённого в 1257–1258 годах, ордынская конница принимала участие в освобождении от немцев Пскова. А на следующий год, 1243-й, Великий князь Ярослав, отец Александра Невского, призвал русских князей признать хана Батыя «своим царём»…

Нелюбовь Запада к монголам понятна. Но почему русские присоединились к тому хору?

«Татары задержали наше развитие», Русь «отстала от Европы из-за татаро-монгольского ига» — это уже состояние умов, сознание и подсознание масс. Когда что-то хотят сказать о тяжёлом положении российской экономики, тут же поминают недобрым словом Золотую Орду. Давайте сопоставим Русь–Россию XV-XVII веков, «изнурённую татаро-монгольским игом», и Западную Белоруссию, где не ступало копыто ордынского коня. И народ, которой до XIX века был для Запада быдлом и холопом.

В XIII веке Марко Поло, проезжая по владениям монгольской империи (в её состав входила и Русь), писал, что такая организация почтовой службы и ямщицких станций, такой порядок  не снились герцогам и королям Европы: «Через каждые 25 миль посланцы великого хана находят станцию, которая по-монгольски называется «ямь», то есть станцию с почтовыми лошадьми».

В XIV веке, во времена Куликовской битвы, в Москве уже были первые огнестрельные орудия. То есть своё пушечно-литейное и химическое (порох!) производство!

XV век — век «освобождения от татаро-монгольского ига». Если следовать «теории ига»,  легко представить, что  Русь тогда была отсталой, ослабленной, разорённой. Карл Маркс о  Руси в XV веке, однако, пишет: «Изумлённая Европа... была ошеломлена внезапным появлением на её восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид (турецкий. — С.Б.), перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита».

Значит, триста лет отставали, а на триста первом году ошеломили Европу мощью?

Похоже, что в силу избыточного (после Петра I) пиетета перед Западом — разговоры об отсталости России из-за монголов возникли в XVIII веке после петровских реформ. Пётр породил в русских людях комплекс европейской неполноценности. И «теория ига», возникшая тоже в XVIII веке, была тут как нельзя кстати: она оправдывала и снимала вину за отсталость. Мол, это всё монголы, если б не они, мы бы о-го-го!

А что монголы? Может быть, они были против Православия? Веротерпимость Орды общеизвестна. Там жестоко и жёстко соблюдались заповеди Чингисхана, который предписал не отдавать предпочтение ни одной религии.  Орда давала православной церкви ярлыки, по которым любое поношение веры и тем более разграбление церковного имущества карались смертной казнью.

Мало кто знает, что правнук Чингисхана, племянник Батыя и Берке, был причислен Русской православной церковью к лику святых под именем «преподобного Петра, царевича Ордынского, чудотворца Ростовского». Помимо «Жития» существует отдельное «Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском». Приехав мальчиком из Орды, он всю сознательную жизнь прожил в Ростове Великом. Здесь крестился и принял имя Пётр, женился,   побратался с ростовским князем Борисом и стал дядькой его детей. Здесь было ему видение апостолов Петра и Павла, и по их велению он построил монастырь (Петровская обитель), в котором и закончил жизнь монахом после смерти любимой жены.

В Кремле, в Архангельском соборе — усыпальнице Великих князей и царей, блаженному Петру отведена вся стена справа от алтаря. Две громадные фрески-картины. Святой Петр был в средние века весьма почитаемым в церкви и в народе. Кстати, одним из потомков блаженного Петра был великий иконописец Дионисий.

Может быть, расовые различия взорвали отношения Руси и Золотой Орды изнутри,  когда русские и монголы оказывались членами одной семьи?

В 1371 году к Олегу Рязанскому пришёл из Орды отряд всадников во главе с юношей-воеводой Салахмиром и оказал ему помощь в борьбе с Дмитрием Московским и Владимиром Пронским. Ведь Дмитрий Московский тогда был в союзе с  Мамаем, а Олег Рязанский — враждовал. Сторонники законной ханской власти в Орде люто ненавидели Мамая, узурпатора и смутьяна. Салахмир сражался рядом с Олегом и тогда, когда тот воевал с Мамаем, и тогда, когда Олег уже вместе с Мамаем и Ягайло выступил против Дмитрия Московского. И против Тохтамыша, и за Тохтамыша, за Литву и против Литвы воевал вместе с князем Олегом Рязанским ордынский юноша Салахмир. Олег Рязанский выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины: Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан. От Салахмира пошли многие дворянские роды, например, Апраксины. Салахмир окрестился и в крещении стал называться Иваном Мирославичем. И отметим интересный момент: очень многие жалованные грамоты Олега начинаются такой фразой: «Поговоря с зятем своим, Иваном Мирославичем...».

Говорить об иге значит клеветать на русский народ. Ведь что же получается: триста лет терпели! И не сопротивлялись! Да что там — ни одного случая войны с ордынцами или восстания. Сражения были только в первые два-три года Батыева похода, когда монголы только пришли на Русь. А потом что?.. Известны стычки в 1257 году в Новгороде, в 1262 году в Ростове, Суздале, Устюге, Владимире и Ярославле, вызванные переписью населения для сбора дани. Дань собирали как плату Орде за военную помощь в борьбе с крестоносцами. Народу эти тонкости русские князья не объяснили, а всякое сопротивление жестоко пресекали. Затем, через 70 лет, была стычка в Твери. И всё...

Ни до Куликова поля, ни сто лет после него Русь не делала даже попытки «освободиться от ига». И само «освобождение», датируемое у нас 1480 годом, очень и очень условно. Собственно, освобождаться было уже не от кого. Золотой Орды к тому времени уже почти полвека как не было. Она распалась на Астраханское, Крымское, Казанское и Сибирское ханства, которые постоянно враждовали между собой и в этой вражде постоянно прибегали к помощи Московского князя. А «великое стояние на Угре» было не против войск Золотой Орды, а против некоего хана Ахмада, который провозгласил себя главой непонятного образования — Большой Орды и пошёл походом на Москву. Получается, что и «освобождения от ига» не было!

Вопрос: или ига не было, или русские люди были жалкими созданиями, которые за триста лет гнёта даже мало-мальски приличного восстания не подняли?

О «жалкости» русских людей говорить не приходится. Русские за свою историю не проиграли ни одной большой войны. Проигрывали сражения, военные кампании, но войны — ни одной. И если бы они начали против Орды затяжную войну (тем более  национально-освободительную!),  результат её был бы очевиден. Но не было войны. Значит, ига не было. Были сложные отношения, которые наши историки упростили до непримиримого противостояния, до создания образа вечного и непримиримого врага. Нации нужен супостат. Если супостата нет, его придумывают.

На восточных границах Руси с Тамерланом воевала Золотая Орда, защищая таким образом Русь, и в этой борьбе Орда  истощила последние силы. Монголы хоть приходили и уходили, гарнизонов не оставляли. А, скажем, литовцы три века подряд хозяйничали в древнерусских городах от Полоцка до Киева, от Курска и Смоленска до Минска и Бреста…

Попробуем понять, откуда в нашей истории ветер дует? Кто  «заказал» монголов? В то время речь уже шла не просто о «соседских» сварах и «соседском» соперничестве. Русские князья уже разделялись на сторонников Орды и сторонников Запада, склонных к введению на Руси католичества. И потому русский князь Александр брал дружину у своего монгольского названого брата Сартака и шёл войной на своего родного брата Андрея, русского же князя... Так сплелись судьбы князей и судьбы государств и народов. Никто уже не помнит и тем более не чтит князя Даниила Галицкого. А ведь он считался «русским королём», приняв корону и титул из рук Римского Папы. Так не в нём же, не в Данииле, суть. А в том, что из-за его деяний, его прозападной политики вместе с ним канула в небытие Галицкая Русь. С её народом, укладом, верой. В те времена римская церковь не признавала равноправия религий и народов.

Кто не знает о серьёзности того многовекового нашествия крестоносцев и постоянного давления католической церкви, может посмотреть... справочники по русским древним храмам. Там, где было ордынское влияние, сохранились многие памятники (Софийский собор, Золотые ворота и Выдубецкий монастырь в Киеве — XI век, храм Покрова на Нерли, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Рождества Богородицы в Суздале, Золотые ворота и Успенский собор во Владимире — XII век) и т.д. Не говоря уже о более поздних временах. Древняя архитектура Киевской и Северо-Восточной Руси — это сокровищница человечества.

В западных областях Руси, там, где побывали крестоносцы, нет ни одного православного храма старше XVII века. Всё было стёрто с лица земли.

Названое братство с Сартаком и положение приёмного сына Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой, который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского. Союз этот давал не только относительное спокойствие, но и реальную помощь. Рядом с русскими ратниками против крестоносцев сражалась и ордынская конница.

Тем же, кто в течение веков этот союз, основанный на политической и другой выгоде, называет «игом», можно напомнить: князь Ярослав, отец Александра, предложил русским князьям признать Батыя «царём» аж через шесть лет после окончания Батыева похода. А дань русские начали платить и вовсе через двадцать лет! Хорошенькое иго... А если учесть, что выплата дани началась как раз тогда, когда Папа объявил крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», то вполне можно считать эту дань и общим котлом для ведения войны, военным налогом. Кстати, Батый тоже платил налог верховному кагану в Каракоруме... Так что речь, скорее всего, надо бы вести не об «иге», а о вассальном государстве.

Объективно Александр Невский спасал Русское государство и Православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.

Смерть его — до сих пор тайна. Историк Лев Николаевич Гумилев пишет, что не могут не наводить на некие предположения в один год наступившие смерти Александра и Великого князя литовского Миндовга (Миндаугаса), умершего от яда. Тогда еще Литва была полуязыческой. Недавно обращённый католик Миндовг за три года до смерти отрёкся от католичества, начал войну с крестоносцами, принял крещение в православии и сдружился с князем Александром. Они вдвоём, да при поддержке Орды, составили бы тогда несокрушимую силу, непроходимый щит против западной экспансии.

Но коли зашла речь о гипотезах, не могу не упомянуть ещё одного предположения Л.Н.Гумилева: Великий князь мог умереть от того, что мы называем современным словом «стресс».

Чтобы осознать парадоксальную точность этого слова, надо представить себе короткую жизнь Александра. Один только Новгород мог довести его до нервного срыва. Эта неблагодарная, буйная вольница... Как только возникала военная угроза, тотчас же обращались к нему. Он приходил, спасал, а затем вольный город изгонял своего спасителя. И так повторялось из раза в раз.

Его отец Ярослав, Великий князь Владимирский, гибнет в Орде по облыжному доносу боярина Фёдора Яруновича. Юные Александр и Андрей, тогда ещё единые, жестоко мстят клеветнику. Затем они расходятся, и Александр идёт войной на родного брата.

Незадолго до заключения официального союза с Ордой умирает Батый, приёмный отец и покровитель — стена нерушимая. Однако остаётся его сын — побратим Сартак, христианин несторианского толка. Но в тот же год погибает от яда и Сартак. К власти приходит брат Батыя — Берке. Александр находит с ним общий язык. Все прежние договоры остаются в силе, заключён союз о военной помощи с платой в виде ежегодной дани — «выхода». Невский везёт ордынских баскаков в Новгород для переписи и учёта дани. И тут получает страшный удар от родного сына Василия.

Василий, пьяница и буян, поднимает бунт против отца и ведёт заговорщиков убивать ордынских посланников. В тот миг на карте стояла судьба всего дела Александра и Руси — убийства послов монголы не прощали никогда. Спасибо верной дружине. Александр выводит послов из города и получает свободу рук. И — карает бунтовщиков. Вот, наверное, откуда слова Афанасьева: «Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этого сами татары». Вполне возможно, что так поступал Александр и в другие времена, и в других местах. Время и нравы были жестокие, и князья вели себя в соответствии с ними. Но совершенно точно известно: с Новгородом он тогда расправился с беспощадной жестокостью.

Миндовг отрекается от католичества. Начинается дружба с Великим князем Литовским, намечается союз с Литвой. И наконец Александр вместе с ханом Берке (мусульманином) и внуком Батыя царевичем Менгу-Тимуром (язычником) открывают в Сарае, столице Орды, православный епископат.

Позади пятнадцать лет кровавого крестного пути, когда одни — открытые враги, на других — надежда слаба, а большинство — враждебно не понимает... Кажется, можно наконец отдохнуть от страшного напряжения этих пятнадцати лет. Но тут приходит весть об убийстве Миндовга... Сколько ещё может выдержать один человек! Нет, очень точное современное слово употребил Гумилев: стресс...

Великий князь Александр отошёл в мир иной на дороге своей судьбы, на пути из Сарая во Владимир, в маленьком, красивом городке Городце на высоком-высоком берегу Волги, откуда вся ширь земли открывается. Если есть на небе Ангелы, они должны были ему донести, чтобы он не тревожился... Что вскоре после его смерти буйный Новгород, из-за которого чуть было не рухнуло дело жизни Александра, в соответствии с договором обратился к тогдашнему хану Менгу-Тимуру, и тот, опять же в соответствии с договором, прислал конницу — и немцы тотчас отступили и подписали мир на новгородских условиях. А затем Смоленск, вольный город(!), устав от постоянного давления Литвы, тоже попросился в русско-ордынский союз и стал его заставой на западных границах... И ещё о многом-многом должны были рассказать ему Ангелы.