24 октября Организации Объединенных Наций  исполнилось 60 лет. В Москве  состоялась презентация Доклада Программы Развития ООН (ПРООН) о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». Наш обозреватель познакомилась с этим документом.

Многие страшные вещи потрясать россиян, похоже, перестали. Может быть, так выглядит шок от обрушившихся на нашу страну в последние годы перемен. Не потрясает, что мы имеем самую высокую смертность в Европе от туберкулеза (при том, что в конце 1980-х начали было закрывать тубдиспансеры — не хватало больных). И тот факт, что примерно двадцатая часть наших соотечественников живут в условиях экстремальной бедности, и у этой бедности и женское, и детское, и стариковское лицо. А каскад реформ, всякий раз молохом проходящих по самым незащищенным слоям населения, не зовет к конструктивным действиям.

У жителей стран с устоявшимися демократиями образ мыслей несколько иной. Общественные и неправительственные организации могут влиять на принятие властных решений, благотворительные организации вмешиваются там, где государство недотягивает. Нашей стране, конечно, такая активность масс тоже не чужда, но в гораздо меньшей мере. Во всяком случае, так считает Калман Мижей — помощник Генерального секретаря ООН, директор Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ. Напомню: ПРООН (Программа развития ООН), работающая на территориях 166 стран глобальная сеть ООН. Цель этой работы — содействие в поиске решений глобальных и национальных проблем в области развития. И осуществляется она в основном путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта, ресурсов.

На пороге третьего тысячелетия ООН разработала соответствующую программу —настоятельную рекомендацию для глав государств и правительств. (Программа получила название Декларация тысячелетия). Динамику именно её реализации и пытается отслеживать ООН, ежегодно проводя в странах-участницах мониторинг по ключевым позициям декларации.

Представленный ПРООН 17 октября в Москве ежегодный доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации — документ именно такого плана. Весьма объемистая эта «шпаргалка» для призванных радеть о процветании нации содержит в себе не только анализ ситуации в приоритетных  сферах жизни страны, но и возможные варианты её развития. И плюсы, и минусы здесь, естественно, обусловлены вектором проводимой в стране внутренней политики.

И что же говорят нам о векторе этом результаты исследования? Оказывается, Россия — эдакий колосс на глиняных ногах. К примеру, население её признано одним из самых образованных в мире. Но при этом по многим жизнеопределяющим позициям она соседствует чуть ли не со странами третьего мира. В частности, по степени разрыва в уровне благосостояния у разных групп населения. Впрочем, мы и без ООН знаем: основные богатства нашей страны сосредоточены в руках очень небольшого количества людей, в то время как остальные имеют достаток значительно и значительно ниже среднего.

Правда, у этого «ниже и ниже среднего» тоже есть свои градации. Примерно двадцатая часть населения живет в условиях экстремальной бедности. Порогом её считается ежедневное потребление менее 2,15 доллара на человека, то есть ниже прожиточного минимума. В основном это жители села: семьи, в которых много детей и среди взрослых обязательно есть один трудоспособного возраста, но не работающий и работу не ищущий, так как давно — раб зелёного змия. (Прекрасно об этом сказано в интервью академика Фёдора Углова в сетевом журнале «Интеллигент» www.intelligent.ru). Группа эта имеет устойчивую тенденцию к маргинализации и достаточно стабильна: люди живут за порогом бедности уже семь-восемь лет и многие из них, как показала практика, по-другому жить просто разучились. Специалисты считают, что только созданием рабочих мест проблему не решить — работать эти люди не будут. Единственный способ вернуть их к нормальной жизни  — помочь изменить менталитет. Работа кропотливая и требующая средств. Поэтому вести её нужно в рамках реализации соответствующей программы. Сегодня такой программы нет. А между тем количество экстремально бедных в стране, подобно ржавчине медленно, но неуклонно растет даже при том, что в целом доля бедного населения в стране, начиная с 2000 года, неуклонно снижается.

Однако это крайняя степень проявления бедности в России. Менее же кричащая ее форма страшна своей тотальностью. Забота со стороны государства о семьях, матерях и детях столь эфемерна, а зарплаты работающих зачастую настолько не корреспондируются со стоимостью потребительской корзины, что половина из тех «ячеек общества», что осмеливаются завести всего лишь двух детей и, чтобы их вырастить, трудятся как пчелы, все равно автоматически попадает в категорию бедных. Это так называемая скрытая бедность. Проявляется она, к примеру, в элементарном недокорме детей и беременных женщин. У половины готовящихся стать матерями россиянок наблюдается пониженный уровень гемоглобина в крови. Цифры материнской, младенческой и детской смертности таковы, что не оставляют нам права считать себя развитой страной.

На планете, помимо России, есть только один регион, в котором здоровье населения ухудшается так же стремительно: Африка южнее Сахары. Но там свирепствует синдром иммунодефицита. В нашей же стране, похоже, синдром дефицита государственного мышления. Иначе как объяснить, что нарастающая в последнее время лавина нефтедолларов пока ещё так и не соприкоснулась с карманами и желудками подавляющего большинства населения страны? А это на сегодняшний день до такой степени именно так, что даже Калман Мижей в качестве универсального рецепта решения российских проблем предложил создать механизм, который позволил бы часть этого потока всё-таки направлять к тем, к кому за счёт определяющего сегодня в нашей стране всё и вся рыночного механизма он попасть никак не может. Прежде всего этот высокопоставленный ооновский чиновник, как и авторы доклада, имел в виду совершенствование структуры государственных институтов и развитие институтов гражданского общества.

Впрочем, говорить о том, что при формировании внутренней политики в нашей стране положения Декларации тысячелетия не учитываются совсем, было бы неправильно. Всем нам известны последние заявления президента РФ о необходимости инвестирования в человека. Мы знаем и о соответствующих изменениях в бюджете 2006 года. Более того, буквально на днях на рассмотрение правительства поступила разработанная в минэкономразвития с учётом содержащихся именно в этом докладе рекомендаций среднесрочная программа развития на 2006 год.

Директор Департамента стратегии социально-экономических реформ минэкономразвития Саид Баткибеков на презентации доклада рассказал, что приоритет этой программы —именно развитие человеческого потенциала в России. Большое внимание предполагается уделять проблеме трудовых ресурсов и тесно связанным с ней проблемам образования, жилья и миграции. Предусмотрена и «определенная корректировка» в системе здравоохранения.

Что это будет за «корректировка»? Калман Мижей на вопрос: достаточен ли, на его взгляд, для реализации целей тысячелетия потенциал российской системы здравоохранения, высказал мнение, что имеющиеся в ней сегодня пороки вряд ли позволят это сделать. Главная проблема, считает он, отсутствие в нашей стране равного доступа к медицинским услугам. У нас, как правило, в явной или скрытой форме приходится платить за всё, так как система здравоохранения сильно коррумпирована, считает Калман Мижей.

Данные о долголетии, а также об уровне образованности, доходе на душу населения и ещё несколько в такой же мере важных параметров использовались готовившими доклад экспертами при определении так называемого индекса человеческого потенциала. Индекс позволяет сравнить регионы страны с позиции сложившихся в них условий. В 2005 году процесс такого сравнения, по признанию самих авторов исследования, породил сенсацию: впервые столица оказалась на вторых ролях. Самым высоким индекс человеческого потенциала оказался в Тюменской области. Правда, удивлялись эксперты недолго — тут же подвели теоретическую базу: нефтегазоносные регионы начинают развиваться быстрее, чем деловые столицы. И это закономерно. Северная столица и вовсе на четвертом месте —её обогнал также и Татарстан. В абсолютных аутсайдерах Республика Тыва, Ингушетия, Еврейская автономная область, Читинская и Ивановская области.

А между тем России, чтобы выполнить взятые на себя при подписании Декларации обязательства, необходимо к 2015 году снизить уровень общей бедности в два раза, а экстремальную бедность немаргинальных групп населения и вовсе ликвидировать. Всего в этом году ПРООН выдала нам 24 пункта рекомендаций разного плана. Самая пронзительная из них — обеспечить бедному населению доступ к продуктам питания.

Но вот что интересно — и на презентации к этой мысли неоднократно возвращались и Калман Мижей, и российские учёные — многое можно начать менять, не дожидаясь, когда то же самое сделает вектор внутренней политики. К примеру, за страшными цифрами мужской смертности отчасти стоят стереотипы мужского поведения в нашей стране: чрезмерное употребление алкоголя, наркомания и курение как способ преодоления стрессов и формы проявление мужественности. А между тем среди россиян в возрасте от 20 до 24 лет женщин сегодня на 11 миллионов больше, чем мужчин.

Впрочем, большинству российских не только мужчин, но и женщин трепетное отношение к своему здоровью и даже к жизни чуждо. Вы не согласны? Тогда вспомните, о чём вы думаете, пристегиваясь ремнями безопасности: о ценности собственной жизни или о возможной встрече с гаишником?