Россия уменьшается на глазах. Причин демографического упадка много. Одна из них — высокая смертность среди мужского населения. По данным статистики, живут мужчины российские в среднем на 24 года меньше своих соотечественниц: до 58 лет. Почему? Говорят, жизнь стала в России тяжёлая: тлеют-не гаснут «горячие точки», мужчины чаще лихачат на дорогах, бандитствуют, равно как борются с нарушителями правопорядка, неумеренно употребляют алкоголь и курят, а от этого болеют всяческими болезнями века и т. д., и т. п. «Эхо войны» даёт о себе знать. Причин у депопуляции много, что не мешает политикам и общественным деятелям в качестве средства «от демографического кризиса» видеть запрет абортов и время от времени к нему призывать.

И ведь действительно, на первый взгляд всё логично: будут женщины больше рожать — не оскудеет людьми земля наша, несмотря на все войны и напасти. Военкомы выполнят разнорядки по призыву… Но те, кто знаком с вопросом поближе, думают иначе. Говоря о конкретной человеческой судьбе, мы иногда сетуем: чужого опыта не бывает. Сегодня — речь о судьбе народа. И согласитесь, к опыту обратиться всё же нелишне. И не обязательно чужому — свой имеется.

Россия — первая страна в мире, разрешившая аборты. Это было в 1920 году. Правда, уже с 1936 года такие операции допускались лишь когда возникала угроза жизни или тяжёлого ущерба здоровью женщины или кто-либо из родителей страдал тяжёлым наследственным заболеванием. И что же? Сразу после запрета, в 1937–1938 годах, рождаемость действительно возросла — на четверть. Но в 1940-м она вновь упала — стала ниже, чем в 1935 году.

Война унесла много жизней. Но к 1955 году человеческие потери военных лет в стране были компенсированы и аборты разрешили вновь. И что, рождаемость резко пошла вниз? Ничего подобного! В 1957-1960 годах она оказалась выше, чем в год после запрета абортов. Потому что детей на свет производило поколение, родившееся в 1932-1934 годах. Сколько матерей, столько и рождений. И все последующие годы при разрешённых абортах рождаемость была выше, чем в год после снятия запрета.

Получается, любой запрет даёт эффект на один-два года. А дальше либо ситуация не меняется, либо ухудшается. Такой вот своеобразный закон убывающей плодовитости… Эту закономерность обнаружили в руководимом профессором Валерием Елизаровым Центре по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ. Это наблюдение подтвердил и обратный пример: в 1983-1984 годах после государственной кампании по поддержке семьи рождаемость в СССР выросла, а потом пошёл резкий спад. То есть люди рожают столько детей, сколько хотят. Учёные предлагают государству с этим считаться. Аборт, конечно же, страшное зло. Уничтожение зародившейся жизни. Риск для здоровья несостоявшейся матери.

Кстати, о риске. В предшествовавший отмене запрета год криминальные аборты унесли жизни 5 000 женщин. Через десять же лет при разрешённых абортах этот страшный показатель выражался уже цифрой 980.

Но то когда было, в 60-х, скажет читатель. Вот пример из современности. В Румынии с 1996 по 1999 год были запрещены не только аборты, но и контрацепция. Эти явления «ушли в подполье». Результат — материнская смертность была в 10 раз выше, чем в странах Европы, где за увеличение рождаемости борются требующими больших вложений, но и, как показала жизнь, более эффективными методами.

В Польше аборты запрещены с начала 90-х годов прошлого столетия. Тогда рождаемость там была как в Советском Союзе: около двух рождений на одну женщину. Профессор Елизаров приводит статистические данные по Польше, где в строке «аборты» стоит ноль. В России на 100 рождений — 130 абортов. Однако рождаемость сегодня в Польше и в России практически одинаковая — у нас чуть больше чем 1,3 рождения на одну женщину, в Польше — чуть меньше этой цифры. Никаких всплесков не наблюдается.

В чём дело? Возможно, польские женщины искуснее предохраняются от беременности? Однако любой житель Калининградской области, да и соседней с Польшей Беларуси тоже знает, почему польские женщины так любят посещать эти места. Отнюдь не из-за местных красот. Сегодня уже как о сложившемся явлении говорят об «абортном туризме». В принципе проблемы нет: границы открыты, можно на денёк-другой съездить в соседнее государство. Только что делать тем, у кого кошелёк не так туго набит, чтобы совершать подобные вояжи? А представьте себе подобную ситуацию в нашей стране. Многие ли смогут шастать по соседям, чтобы решать свои деликатные проблемы? В условиях запрета и нелегальные аборты на родине будут обходиться втридорога. Что остаётся? К бабкам, прыгать из окон, да париться до потери пульса?

А может быть, усилить заботу государства о семье? Сегодня, к примеру, пособие на ребёнка составляет сумму, которую и озвучивать-то неловко: чуть более 70 рублей в месяц. Российская Ассоциация «Планирование семьи» исследовала причины, по которым та или иная пара решала, что «не в этот раз». Опрашивались мужчины. И более трети опрошенных назвали неустойчивое финансовое положение. Чуть меньшее количество отказались от радости иметь ребёнка, потому что негде жить. И, что настораживает, более одной пятой опрошенных в качестве причины называли нежелание женщины иметь ребёнка.

Пока ещё среди нас достаточно людей, которым такая мотивация покажется чудовищной. Но это реальность сегодняшнего дня. Для редкой женщины сегодня формула счастья — сакраментальное «Kiiche, Kirche, Kinder» — кухня, церковь, дети. Для этого рядом должен быть крепко стоящий на ногах, любящий мужчина. Жизнь же заставляет женщину саму крепко стоять на ногах — стремиться к независимости, а если сказать точнее, к неуязвимости. Какие уж тут дети?

Кстати, 30% детей рождается у женщин, в браке не состоящих. Можно себе представить, сколько незамужних женщин прерывают беременность. И среди них 10% — несовершеннолетние. Впрочем, количество абортов за последние 10 лет в России снизилось вдвое. Но если сравнить их с количеством абортов, к примеру, в Великобритании, Швеции, Дании, Нидерландах, это всё равно в 10 раз выше. Общественность, духовенство, да и просто хороших людей это беспокоит, потому что уничтожается только что зародившаяся жизнь. Медиков — ещё и потому, что аборты чреваты осложнениями. А их — ранние или отдалённые — имеют от 15 до 50% женщин. Осложнения — это часто бесплодие. Кстати, при всех наших отражающих количество нерождённых чудовищных цифрах специалисты, лечащие от бесплодия, сегодня очень даже в цене: бесплодны около 30% молодых пар.

А что являют собой сегодня юношество да подростки? Среди них здоровых — не более 30%. Какие могут у них родиться дети? Российская Ассоциация «Планирование семьи» провела анонимное анкетирование 15-16-летних. Оказалось, 70% из них курят, 82% достаточно регулярно принимают алкогольные напитки, 41% пробовали наркотики. В Ассоциации недоумевают: о каком запрете абортов может идти речь? Нужно население и в первую очередь подростков (за ними будущее) информировать, обучать быть супругами и родителями (да хотя бы о тех же средствах контрацепции рассказывать). Ведь среди них много таких, что предохраняют не только от беременности, но и от болезней. И не только рассказывать — раздавать бесплатно. И социально незащищённым людям тоже. Это делается во всех развитых странах. Делалось и у нас, когда работала целевая программа «Планирование семьи». Правда, было это в 1993–1998 годах (на старых, очевидно, ресурсах). Но тогда 40% средств этой программы ежегодно выделялось для закупки гормональных контрацептивов (по 3,6 млн. упаковок) и бесплатной их раздачи подросткам, малообеспеченным, инвалидам. Результатом этой работы было снижение количества абортов.

Сегодня картина иная. Впрочем, не везде. По данным минздравсоцразвития, эффективные средства контрацепции в обеих столицах, в Самарской, Саратовской областях применяет в полтора-два раза большее количество женщин, чем в других регионах России. И количество абортов в последние годы здесь уменьшилось на треть. Обратная картина на Урале и Дальнем Востоке. Селянки применяют противозачаточные средства в полтора-два раза реже чем горожанки, и количество абортов у них почти в полтора раза больше.

Это невольно заставляет проводить параллели. По данным Центра по репродуктивным связям (США), в Финляндии, к примеру, в результате неудачного аборта умирают 6 женщин из 1000, в Нидерландах — 10. Это при том, что и абортов там делают сравнительно немного. А в таких странах, как Перу и Бразилия, при том, что там абортов значительно больше, умирают от них 50 женщин из тысячи. Кстати, стоит ли говорить при этом, что государства, где разрешены аборты и широко пропагандируются и раздаются бесплатно средства контрацепции, к тому же трепетно заботятся о матерях и детях.