Верно говорят, что переезд из одной квартиры в другую равносилен пожару. А если не с улицы на улицу перевозишь свои пожит­ки, а в другой город, столицу, мегаполис со своими за­конами и особенностями?! И таких «путешественников» в наше бурное время становится всё больше. У каждого свои причины и ре­зоны к переезду, у каждо­го свои возможности. Как им не потеряться (в прямом смысле слова) и вы­жить? Ведь Москва, помнится, слезам не верит…

ВОЗЬМИ С СОБОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ

От­правляющимся в дальнюю доро­гу стоит  взять с собой ре­комендации, письма от друзей и знакомых. С ними, рекомендациями, на новом месте будет  легче адаптироваться. Хорошо, конеч­но, если  тебя ждут родственники или давние знакомые: на первых порах пропасть не дадут. Правда, ни на улицах, ни в под­земке никто вас подстраховать не сможет. Поэтому — внимание, внимание и ещё раз внимание!

Транспорт в любом городе средство повышенной опасности, а в Москве и тем более. Двигайтесь только на зелёный свет светофора!

Не доверяйте случайным знакомствам. И заклинаю вас, не испытывайте судьбу у игральных автоматов, а тем более не поддавайтесь на сомнительные предложения «напёрсточников», которых пруд-пруди на столичных рынках, площадях и переулках.

Если наметился какой-то уличный конфликт, то немедленно обращайтесь к блюстителю порядка. Правда, ваш внешний вид и характер поведения должны внушать доверие, а то вы сами можете привлечь внимание милиции…

Помню, как проходила моя адаптация в Первопрестольной. Милиционеры, механически сканируя образы идущих мимо граждан, похоже, пытаются по манерам и поведению разгадать в прохожих криминальный элемент. Слава Богу, что во мне не видят потенциального боевика! Правда, через пару недель рысканий по Москве в поисках подходящей квартиры  меня впервые в жизни задер­жал наряд. На выходе из метро «Пролетарская». Угораздило же меня поселиться, хотя и вре­менно, как раз напротив того са­мого культурного центра, где шёл печально знаменитый спектакль «Норд-Ост». Точнее, на l-й Дуб­ровской, рядом с ДК ГПЗ...

ЗАРЕГИСТРИРУЙСЯ И ЖИВИ!

На меня перед  поездкой в сто­лицу земляки наго­няли страх: мол, упекут тебя ми­лиционеры при первом же сви­дании в «обезьянник». С точки зрения силовых ведомств и, кстати, моей —  регистра­ция иногородних и иностран­цев акт абсолютно понятный, логичный и необходимый. По прибытии в Москву не­обходимо сразу зарегистри­роваться. Способ может быть нелегальным, но регистрация должна быть официальной, с внесением паспортных данных физического лица в компьютер­ную сеть МВД. Мне это удалось не сразу, а лишь через пару недель беготни по разным московским адресам. Например, коллега да­вал два телефона некой Юлии, которую невозможно было застать на рабочем месте целую неделю. Даже пришлось съездить к ней по домашнему адресу на севера-восток столицы. В итоге: времени потеряно много, а результатов — пшик. Случайно встретился с друзьями. Они-то, как люди опытные (все-таки больше гада в столице) и подска­зали кратчайший путь получения московской «визы». Легальный путь получения регистрации дешевле, но на него уходит много времени. И за это время, пока ждёшь регистрационный лист, тебя могут постоянно останавли­вать на улице, задерживать для выяснения целей пребывания в столице.

А что может быть дороже для человека, попавшего в цейтнот? Время. А жизнь, как ни крути, состоит из отрезков времени. Поэтому, на мой взгляд, лучше немного переплатить. К слову, за ускорение процесса оформления регистрации с россиян в отличие от иностранцев берут по-божес­ки. Вносишь сторублёвый зада­ток и две фотографии З на 4 (по­дойдёт и 4 на 6). На следующий день к вечеру приезжаешь по адресу, доплачиваешь 400 рублей: листом с регистрацией на пол­года обеспечен. А я, и подобные мне, с благодарностью принима­ли из рук представителей по­лулегальной фирмы регис­трационные листы. Ведь мы, при­езжие, сняли с себя ворох про­блем. А главное — получили воз­можность быть принятыми на ра­боту. Дальнейшее уже зависит от работодателя.

ПОИСК ЖИЛЬЯ

В Москве все внове. Это не просто город, а государство в государстве. Но и здесь, что ни говори, а без кры­ши над головой, то есть без жи­лья, никуда не деться. И неваж­но, снимаешь ли комнату в общежитии или живёшь в собственной квартире.  В столице, по моим на­блюдениям, объём предложений на рынке аренды жилья значительно превышает спрос. И это объяснимо. В каникулы боль­шинство комнат в студенческих общежитиях освобождается. И  у многих горожан, среди которых преобладают пенси­онеры,  выезжающие летом на дачи или к тёплым морям, простаивают «квадратные метры». Ищущим жильё в аренду, ориентироваться на объявления, расклеенные на столбах, оста­новках общественного транспор­та, различных информационных щитах не стоит. В подавля­ющем большинстве за ними сто­ят обычные риелторские фирмы, которым за услуги надо платить.

Несмотря на то, что знакомые и друзья предупреждали, я все-таки клюнул на объявле­ние. В спешке, под напором та­ких же торопыг из Сара­това, я обратился в одну из таких фир­мочек. Саратовцы — люди с опы­том ожидания — в столице боль­ше года. Невольно доверившись им, пробежал глазами текст договора, подписал, предварительно заплатив, как и мои знакомые, 2,5 тысячи рублей.

К чему приводит стадное чувство? Я и мои саратовские товарищи смогли убедиться в тот же день.  Под текстом договора, который гласил, что фирма обя­зуется снабжать нас информаци­ей о наличии свободных квартир и комнат. Всего лишь... Как толь­ко бухгалтер фирмы получает с таких, как мы, недальновидных деньги,  фирма о своих клиентах и их проблемах забывает. Звоним в фирму, девушка-риелтор на другом конце провода назначает моим знакомым встречу, как и в про­шлый раз у последнего вагона очередной станции метро… В ус­ловленное время представитель­ницы фирмы, теперь уже Жанны, на месте не оказалось. Эх, какие же наивные провинциалы! Лохотрон действует. Меняются лишь действующие лица.

Поэтому в этой ситуации лучше довериться старожилам, землякам, которых на мякине не проведёшь. В одной из ветеранских организаций Москвы нашёл человека, с которым, как выяснилось, у нас в Красноярске общие добрые знакомые. А он в свою очередь познако­мил меня с порядочными москвичами. В их квартире сейчас и живу. Довольно терпимо по цене и условиям. Процесс вселения — отдельная история.

Пожа­луй, самым пикантным был эпизод с моим  багажом. В Красноярске в обычные картонные коробки, которые за ненадобностью выбрасывают из магазинов, я запихал свои вещи и книги. А перед отправкой по желез­ной дороге их в багажном отделении упаковали в большие мешки. С этими мешками на старых «жигулях» по московским улицам и ехали. Хорошо, хоть квитанции не выбросил. Пригодились  они при проверке на дороге. Мало ли: может, ворованное везу? На такое предположение столичные милиционеры, согласитесь, имеют право…

Затаскивая мешки в подъезд, я, конечно, жильцами-москвичами воспринимался неоднозначно. Про гeксогeн и прочие тротилы  показано и рассказано много. Поэтому консьержку о поступлении груза и его характере  предупредил заранее. А уж кого она предупредила, не столь важно.

СЕБЯ БЫ СБЕРЕЧЬ

Драгоценностей и крупных денег у меня никогда не было, но   кое-какие сбережения за годы работы в Сибири скопились на личном счете в одном из крупнейших банков РФ. И если по условиям банковского вклада денежные средства пролежали на счету физического лица более двух месяцев, то можно из региона перевести их в любой столичный филиал. Без процентов. Так пояснили в Красноярском филиале банка. В нескольких же московских филиалах, которые я посетил, заявили, что за такую услугу — перевод денег из одного региона в другой взимают 2,5 процента. Не верилось — неужели такой солидный банк взимает со своих клиентов довольно высокие тарифы за такую услугу? И все же в столице нашелся-таки филиал этого же (!) банка, где мне, любопытствующему клиенту, предложили щадящий режим оплаты за «свою банковскую работу» — всего 1 процент. Потом чуточку подумав, белозубо улыбаясь, консультант доверительно сообщила, что с меня  возьмут всего лишь… 2000 рублей. Ну это же совсем другой табак! То ли этот филиал проводит свою кредитную политику, независимую от центрального офиса, то ли... Во всяком случае меня, рядового вкладчика одного из крупнейших российских банков, сие обстоятельство только порадовало. А то уж замыслил перевести средства в другое кредитное учреждение... Впрочем, это уже другая история. Нам бы себя сберечь.