Вслед за США и Францией Россия приступила к разработке системы предупреждения о террористической угрозе.
Интересно, думал ли министр национальной безопасности США Том Ридж, представляя 12 марта 2002 года свою пятицветную систему оповещения об уровне террористической угрозы, что идея эта приживется не только в Америке? После Беслана о введении аналогичной системы заговорили в России. Согласно недавнему указу Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» соответствующие предложения должны быть разработаны и внедряться повсеместно.
Готовность № 1
Замысел прост — построить все потенциальные угрозы по ранжиру и унифицировать систему взаимодействия госучреждений всех уровней, бизнеса и населения в случае террористической или иной опасности. Как сообщил секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов, дело не только в цветовой палитре (во Франции, например, введена четырехцветная антитеррористическая шкала, в США — пятицветная), а в характеристиках того или иного уровня угрозы. Главное, чтобы была выработана такая система мер, при которой «каждый знал, что ему делать». А сигналы оповещения могут быть любыми.
В СССР, кстати, эти проблемы успешно решались. Навыки действий по сигналам гражданской обороны отрабатывались на предприятиях, в школах, высших учебных заведениях и даже в детских садах. А для тех, кому лень было заглянуть в наставления, миллионными тиражами издавались специальные плакаты — некое не очень художественное, но доходчивое подобие тематических комиксов. В Совбезе не исключают, что с принятием системы предупреждения о террористических угрозах практику «боевых учений» и наглядной агитации придется возродить.
Традиционные термины обозначения угроз – «воздушная тревога», «радиационная опасность», «химическая тревога» и т. д., не требующие дополнительных пояснений, сохранились в системе МЧС. Теперь к ним может добавиться «террористическая угроза». Такой сигнал, по мнению специалистов, вполне уместен в этом ряду.
Как говорится, варианты возможны. Например, на флоте используются номерные обозначения вероятных угроз, содержание которых отражено в специальных документах. В принципе эта система, если ее увеличить с трех позиций до пяти, мало чем будет отличаться от американской цветовой шкалы. Сигнал «готовность № 5» мог бы соответствовать зеленому уровню, «готовность №4» — голубому и т. д. «Готовность № 1» — это уже самый высокий красный уровень.
И все же, большинство экспертов склоняются к тому, что изобретать велосипед не имеет смысла: надо просто взять на вооружение американскую цветовую шкалу. Доводы существенные: цветовые сигналы универсальны, кроме того, их проще передавать. Достаточно, скажем, установить «светофоры Риджа» в общественных местах — и уже всем все понятно.
Светофор безопасности
Уровни угрозы и соответствующие им действия по американской версии выглядят так.
Зеленый уровень устанавливается при низкой вероятности террористических атак. При его объявлении федеральные структуры должны принять согласованные защитные меры и отработать действия персонала. Населению рекомендуется составить личные (семейные) планы действий на случай чрезвычайных обстоятельств и подготовить набор необходимых предметов, перечень которых приводится в специнструкциях.
Голубой уровень (охранный) означает общую угрозу террористического нападения. Федеральные министерства должны проверить, как функционирует система связи с руководством структур, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, и проинформировать граждан о необходимых действиях. Граждане же должны обсудить планы этих действий с друзьями, семьей и работодателями.
Желтый уровень (повышенный) объявляется при значительном риске нападения. В дополнение к уже принятым мерам федеральные министерства должны усилить охрану, предусмотрев несколько вариантов реагирования на непредвиденные обстоятельства. Гражданам рекомендуется усилить бдительность и вступить в контакт с директорами школ и дошкольных учреждений, в которых находятся их находятся их дети.
Оранжевый уровень (высокий) — в этом случае федеральным структурам предписано скоординировать свои действия по обеспечению безопасности с правоохранительными структурами всех уровней и вооруженными силами. Принять дополнительные меры предосторожности на случай проведения общественных мероприятий или вообще отменить их. Предусмотреть возможность передислокации предприятий и ведомств или временную приостановку их работы. Если есть угроза бактериологической, радиационной или химической атаки, необходимо предусмотреть эвакуацию населения в спецукрытия.
Красный уровень (предельно высокий) обозначает непосредственную угрозу нападения. В этом случае закрываются все учреждения, не задействованные в системе обеспечения безопасности, ограничивается транспортное движение, проводится мобилизация спецсил и ресурсов. Населению рекомендуется подготовиться к возможной эвакуации и следить за предупреждениями, поступающими по радио и телевидению.
«Красную» опасность, слава богу, в Америке пока не объявляли. Но по опыту сентябрьских дней 2001 года можно предположить, что в этом случае вокзалы, аэропорты и все публичные места окажутся под контролем бойцов нацгвардии, а на улицах, важнейших перекрестках, у мостов, тоннелей и других ключевых объектов появятся солдаты и боевая техника. А вот оранжевый уровень объявлялся по всей Америке по крайней мере трижды. Накануне последних президентских выборов администрация Буша устанавливала повышенный уровень террористической угрозы (желтый).
Будет ли эта система в точности скопирована в России, пока неясно. Эксперты МЧС считают, что в принципе вполне можно обойтись и меньшим количеством спецсигналов, поскольку американская цветовая шкала, по их мнению, грешит излишней детализацией и повторами. Российская система, как полагают в МЧС, должна быть короче, а пояснительная инструкция к ней содержать только самые важные положения.
Есть сигнал
Впрочем, разработать шкалу безопасности — это только полдела. Не менее важно создать надежную систему передачи информации о возникновении угрозы. Действующую к тому же одновременно по всей стране. Особую роль средств связи американцы осознали в ходе Карибского кризиса — уже через год в США появилась Национальная система связи (National Communications System — NCS). В 1984 году Рональд Рейган подписал специальный указ № 12472 о включении в NCS и телевидения. Советская система оповещения по линии гражданской обороны, может быть, и не отличалась технической продвинутостью, зато была вполне надежной и действительно охватывала всю страну от Камчатки до Калининграда. Сигнал тревоги мог передаваться не только в радио- и телеэфире, но и по проводным системам (телефон и знаменитые радиоточки) и даже при помощи сирен с механическим приводом, прозванных «ревущими коровами». На некоторых спецобъектах и в ряде населенных пунктов, кроме того, использовались уличные громкоговорители.
Но со временем все это радиовещательное хозяйство пришло в упадок, было демонтировано якобы за ненадобностью или растащено различными политическими партиями и движениями для митинговых целей. Статус-кво в системе оповещения был восстановлен только после появления в 1998 году Закона «О гражданской обороне». В это же время МЧС России, Госкомсвязи и ВГТРК издали совместный приказ и приложение о порядке функционирования систем оповещения по линии ГО — федеральной, региональных, местных, локальных и объектовых. При этом отмечалось, что основной режим передачи сообщений — автоматизированный, а основной способ информирования — передача речевых сообщений по сетям вещания.
Останется ли этот пункт, если мы перейдем на цветовую шкалу, неизвестно. Неизвестно и то, сохранятся ли существующие требования к форме передачи речевых сообщений. Пока согласно инструкции в эфир могут выходить исключительно профессиональные дикторы. И никаких импровизаций! Передача «нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи» допускается только в случаях, не терпящих отлагательства. Каких именно, не уточняется. Зато специально оговорено, что сигналы оповещения передаются вне всякой очереди. А при совпадении времени передачи правительственных сообщений и сигналов оповещения очередность определяет президент или председатель правительства.
Для обеспечения живучести системы оповещения ВГТРК и ее дочерним предприятиям предписано использовать заблаговременно созданные запасные центры вещания. А всем структурам ГО — заблаговременно создавать «запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения». Проще говоря, накапливать мегафоны.
Впрочем, сегодня для оповещения граждан могут быть задействованы и мобильные системы связи: получил SMS — и будь готов. Но психологи уже сейчас предупреждают, что первое знакомство с системой предупреждения о террористических угрозах может иметь весьма неожиданные последствия. Например, вызвать массовую панику. Существуют и определенные политические опасения. Достаточно, скажем, объявить сигнал террористической тревоги в день голосования, и можно считать выборы сорванными.
Кстати, во время последних президентских выборах в США сторонники Джона Керри вывели такую зависимость: чем выше объявленный уровень террористической угрозы, тем выше рейтинг у Джорджа Буша. Посмотрим, будет ли наша система обладать такими же политическими свойствами.