Народная мудрость сформулировала однозначное отношение к наркопороку: «Тот, кто хоть однажды вкушал слезы мака, − обречен плакать всю жизнь». Я бы добавила − короткую и мрачную жизнь. Но вот потребителями зелья, похоже, ни предостережение, ни нравственный подтекст крылатой фразы в расчет не берутся. О тех же, кто сеет семена зла − наркопроизводителях и наркокурьерах разговор особый. Да и неловко как-то толковать о нравственности, применительно к этой категории homo sapiens. Если же говорить об анатомии порока как такового, о современных тенденциях рынка грез, то, по утверждению спикера Государственной Думы Бориса Грызлова, в последнее время в стране произошло осознание угрозы массовой наркотизации населения.

В абсолютных величинах это зло выглядит следующим образом. По данным компетентных источников, россияне потребляют наркотических веществ на сумму около 30 миллиардов рублей. В стране примерно 400 тысяч зарегистрированных добровольных потребителей зелья. Реальное количество наркозависимых граждан достигло почти 3-3,5 миллиона человек. Сотрудниками правоохранительных органов России с января по июнь текущего года изъято из незаконного оборота свыше 60 тонн наркотических и психотропных веществ. Зарегистрировано 68,4 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в стране действуют более 4 тысяч этнических криминальных групп, специализирующихся на сбыте отравы.

И, как отметил на заседании Госсовета Владимир Путин, наркобаи и наркобароны подпитывают своими черными деньгами терроризм и очаги нестабильности у границ России. Маршруты наркотрафика проходят через так называемые «горячие точки» и совпадают с путями нелегальной миграции и торговли оружием.

Глава государства не раз уже высказался за проработку трех принципиальных направлений. Во-первых, сказал он, необходимо выработать общественный иммунитет к наркотикам. На это должны быть сориентированы и система образования, и государственная молодежная политика, и социальная работа. Разумеется, не обойтись без средств массовой информации.

На второе место президент поставил «медицинский фактор». Он признал, что наркомания - это серьезная социальная болезнь и борьба с ее распространением невозможна без качественной и надежной системы.

Третьим направлением противодействия наркомании В.Путин назвал укрепление пограничного и таможенного контроля, проведение превентивных операций и развитие международного сотрудничества.

Похоже, оперативные меры решено принимать именно по третьему направлению. Президент подписал указ, которым возложил на МВД России новые задачи. Среди них − создание единого банка данных по вопросам незаконного оборота наркотиков, образование на базе Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Службы криминальной милиции МВД − Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Неотложной мерой считается и укрепление «прозрачных» на сегодняшний день границ СНГ, прежде всего с Казахстаном. Именно через его степные просторы накатывается на наши пределы вал «белой смерти», произведенной в Афганистане и Пакистане.

Меры эти экстренные и свое назначение они оправдают если не сегодня, то спустя какое-то время. Но что меня как гражданина и мать смущает, так это все еще отсутствие налаженной системы профилактической работы. Социальной запущенности молодежи, так называемой группы риска. Медленное внедрение в практику борьбы с наркобизнесом научных разработок. Недостаточное финансирование правоохранительных органов. К слову сказать, проектом федеральной целевой программы по борьбе с наркотиками на 2004−2006 годы предусмотрено выделение крайне незначительной суммы. С таким скудным финансированием трудно планировать рост борцов с «белой смертью». В 1034 городских и районных ОВД вообще нет сотрудников, специализирующихся на борьбе с наркобизнесом. Тогда как в США, только в одном Нью-Йорке по этой линии трудятся около полутора тысяч офицеров полиции. А в целом, в США на нужды антинаркотических служб ежегодно выделяется 17−19 млрд. долларов. Как говорится, почувствуйте разницу…

На Международной выставке на ВВЦ в Москве, помню, изготовители демонстрировали свыше 1000 экспонатов, так или иначе связанных с идентификацией наркотических средств, приборы, работающие на одорологическом принципе, соответствующие компьютерные программы наркоконтроля и т.д. Перспективные образцы, эффективные средства борьбы с наркобизнесом, к большому сожалению, до сих пор не пошли в массовое производство.

Очевидно, с подобным положением дел мириться нельзя. Назрела необходимость принятия комплекса неотложных мер противодействия незаконному обороту наркотиков. В том числе сформировать окружные координационные антинаркотические органы, поднять роль субъектов федерации, муниципальных образований, привлечь к работе общественные, неправительственные организации и религиозные конфессии, развивать физкультурно-оздоровительную работу среди молодежи и подростков, повысить воспитательное воздействие на юные умы.

Ужесточить законодательство и привести в соответствии нормативной базы с международной правовой практикой борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Кстати, это не есть российская инициатива, а выполнение предписаний Конвенции Организации Объединенных Наций 1961, 1971 и 1988 годов. Организовать взаимодействие в борьбе с наркоугрозой в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества. Усилить дипломатическую, гуманитарную и правоохранительную активность нашей страны на Евразийском пространстве.