— Сергей Вячеславович, с чего надо начинать тем, кто хочет поставить свое жилье под охрану?

— Прежде всего нужно подать заявку на охрану квартиры участковому уполномоченному или в отдел вневедомственной охраны своего района.

После этого инспектор квартирной группы ОВО произведет предварительный осмотр квартиры и даст необходимые рекомендации: какие зоны необходимо обязательно заблокировать средствами охраны, какие желательно дополнительно укрепить. Например, на окна квартир, расположенных на первом и последнем этажах, а также на окна, около которых проходят карнизы, водосточные трубы, пожарные лестницы, желательно установить датчики или решетки. Ведь многие думают, что сигнализацию достаточно поставить только на дверь. Это не так. Если клиент не желает по каким-то причинам укреплять окна, мы рекомендуем ему установить в помещении инфракрасный датчик движения. Он среагирует на незваного гостя, каким бы путем тот ни проник.

Поэтому считается, что блокировка двери и инфракрасный датчик — это необходимый минимум. Однако заставить клиента выполнить свои рекомендации мы не можем — он сам делает выбор. Но в договоре есть пункт о том, что в случае проникновения преступника через неукрепленные участки вневедомственная охрана ответственности не несет.

— Существуют ли причины, по которым клиенту может быть отказано в установке сигнализации?

— Мы отказываем клиентам, если они не прописаны в квартире или не являются ее собственниками, а также жильцам коммуналок.

Раньше поводом для отказа являлось отсутствие телефона или если его обслуживание проводилось ведомственными или коммерческими АТС (договор у нас заключен только с МГТС). Также мы отказывали абонентам Интернет-канала «Стрим». Сегодня мы можем предложить радиоканальные сигнализации. Однако эти системы дороже.

— А какие охранные системы можно установить при наличии телефона?

— Существует два вида технических средств охраны (ТСО): с ручной и автоматической тактикой взятия и снятия с охраны. В первом случае клиент звонит на пульт, называет пароль, и оператор подключает или отключает сигнализацию. Такие приборы, конечно, дешевле, но они морально устарели. Сейчас мы занимаемся их постепенной заменой и работаем, в основном, со вторым видом ТСО. Например, «Фобос-автомат». Такие системы позволяют ставить и снимать квартиры с охраны при помощи клавиатуры (УО-3К) как на домофоне или ключа touch-memory (УО-1-1а).

Устройство оконечное 3К (УО-3К) имеет преимущество в том, что у него 3 шлейфа, на каждый из которых можно «повесить» устройства, отвечающие за разные тревожные зоны. К примеру, на один — датчики охранной сигнализации, на другой (он постоянно под охраной) — кнопку тревожной сигнализации, на третий — пожарный датчик.

Оно удобно тем, что на пульт от каждого шлейфа идет раздельный сигнал, и экипаж, выезжающий по тревоге, знает, что именно сработало, и заранее может определить схему своих действий. Устройство УО-1-1а имеет только один шлейф.

Еще один плюс системы семейства «Фобос-автомат» в том, что телефон не занят во время охраны и клиенты могут пользоваться, к примеру, автоответчиком.

Еще более совершенная система — ПКП «Виста». Она используется у нас около пяти лет. «Виста» дороже в несколько раз, но она и более функциональна. Если УО-3К имеет 3 шлейфа, то у «Висты» их изначально 10. Кроме того, с помощью специального расширителя их число может быть увеличено. Каждый шлейф контролирует определенную зону, и сигнал на ПЦО поступает раздельный. Оператор видит, какое именно устройство и в каком помещении сработало.

Тут можно использовать и датчик затопления, и беспроводные датчики объема, и радиобрелок. С его помощью можно подключать или отключать сигнализацию, а также использовать в качестве мобильной КТС. Радиус действия брелка зависит от толщины стен. Обычно он действует на лестничной площадке, иногда во всем подъезде и даже во дворе.

В общем, количество разнообразных датчиков практически не ограничено.

У нас был такой случай. Одна женщина решила поставить у себя сигнализацию. Произошло это после того, как на ее квартиру был совершен налет. Нападению бандитов подверглась она сама и ее пожилая мать, спасла их чистая случайность.

Так вот, помимо традиционной блокировки двери и окон в каждом помещении имеются тревожные кнопки. Но и это не все. Нас попросили установить сигнализацию, аналогичную банковской. Например, денежную «куклу», при перемещении которой немедленно срабатывает тревожный сигнал.

Так что набор аппаратуры всецело зависит от желания клиента и его материальных возможностей.

— Что происходит после того, как инспектор обследовал квартиру и клиент выбрал приемлемый для себя вариант оборудования?

— Монтаж. После того, как аппаратура установлена, инспектор квартирной группы вместе с квартиросъемщиком проверяют работоспособность охранной сигнализации. И наконец последняя стадия — заключение договора между клиентом и отделом вневедомственной охраны.

— В какой срок отрабатываются заявки?

— В течение 30 дней. Но в некоторых районах, особенно спальных, где много жилья, иногда бывают очереди на пару месяцев вперед.

— Сергей Вячеславович, расскажите о работе квартирной группы, которую вы возглавляете. Кто в нее входит, каковы обязанности этих сотрудников?

— В нашем отделе в квартирной группе работают старший инспектор, два инспектора, два инженера и пять техников (по штату их восемь).

Техники выполняют текущий ремонт аппаратуры по заявкам клиентов, проводят регламентные работы, то есть раз в год осуществляют профилактический контроль работоспособности охранных систем. Инфракрасные датчики тестируются два раза в год.

У инженеров много бумажной работы. Они выписывают наряды, а техники их исполняют. Инженеры выявляют наиболее проблемные районы, квартиры. Например, если в течение 30 суток из квартиры поступило 2 и более ложных тревог, туда обязательно направляют техников. Также инженеры следят за картотекой по договорам, которая существует как в электронном, так и в бумажном виде. Они составляют схемы квартир с их характеристикой (какие зоны заблокированы, на каком этаже находится квартира, куда выходят окна, сколько комнат и т.д.). Эти характеристики порой очень помогают экипажам в поимке воров. Кроме того, они следят за правильностью текущей информации, ведь иногда клиенты меняют доверенных лиц, контактные телефоны, пароли — все это должно быть своевременно отражено в картотеке.

Мы уже говорили о некоторых обязанностях инспекторов. Помимо этого они полностью проверяют работу техников, общаются с клиентами по самым разным вопросам.

В целом могу сказать, что нагрузка на плечи сотрудников квартирной группы ложится немалая. Судите сами: под нашей охраной сейчас находится около 4400 квартир, в которых необходимо проводить техническое обслуживание. Кроме того, в день мы отрабатываем по 3-4 новые заявки.

Материал подготовлен совместно с редакцией журнала «Охрана»