Мы привыкли, что никого в мире «круче» нас нет. И это было бы правдой, если бы не несколько «но». Даже при простом обзоре боевых систем становится понятно: может быть, многое из созданного за рубежом явно уступает нашему, но в полезном остатке — целый ряд прикладных, достаточно жестких систем...

Формирование системы подготовки к рукопашному бою началось в США только перед Второй мировой войной. Но её предыстория началась в ХIХ веке и напрямую связана с именем полковника Джеймса Боуи и его ножом. Он создал особую конструкцию, сочетающую свойства ножа и тесака. В 1836 г. в Техасе возглавил отряд ополченцев, участвовал практически во всех битвах и погиб 6 марта 1836 г. в битве при форте Аламо, став национальным героем Америки. После его смерти сохранилась легенда, что жены, провожая своих мужей-техасцев на войну за независимость, давали им вместе с Библией нож Боуи, считая, что только он сможет их защитить.

Нож Боуи стал символом свободы, так как именно им были вооружены ополченцы. Впоследствии их преобразовали в элиту армии и получили известное всем наименование — рэнджеры. А нож Боуи до появления револьвера Кольта считался самым грозным оружием. К началу 40-х гг. XIX века появились первые мастера и школы владения им. Самый известный из них, сформировавший теоретическое обоснования боя на ножах Боуи, — Дон Хосе «Пепе» Ллюлла из Нового Орлеана.

Его главной заслугой стало формирование принципов боя с ножом, которые выражались в четырех дистанция и трёх временных периодах. В основу была положена техника французского фехтования, переработанная под тяжелый почти пятидесятисантиметровый нож. Был сформирован очень агрессивный стиль. Противник должен был получить удар до того, как успеет распрямить руку, как говорили в те времена, «познакомиться со сталью». Техника фехтования ножом почти без изменений дошла до наших дней.

С появлением револьверов актуальность боя ножом снизилась, но все же сохранила немалое значение. В начале XX века почти во всех подразделениях армии и морской пехоты практиковали технику боя ножом Боуи, а с появлением штык-ножей её скопировали и для них.

Центрами культивирования техники боя ножом стали подразделения морской пехоты, откуда вышел полковник А.Дж.Дрексел Биддл — прародитель американской системы армейского рукопашного боя. В начале 1940-х гг. он представил систему defendu — дефендо. Эта система стала результатом почти двадцатилетнего изучения различных боевых искусств мира. Основу системы безоружного боя составляет джиу-джитсу, а для работы с ножом — техника Боуи.

Ещё до вступления США во Вторую мировую войну многие эксперты назвали метод обращения со штык-ножом наиболее эффективным и смертоносным, приняв на вооружение морской пехоты и ФБР. В скором времени этот метод ближнего боя стал основным курсом подготовки по рукопашному бою в морской авиации.

До середины 1970-х гг. техника боя на ножах полковника Биддла была засекречена. И только необходимость основательной переподготовки армии заставила включить её в виде отдельной главы в боевой устав 21-150. В боевом уставе FM 21-20 «Физическая подготовка», появившемся в январе 1946 г., статьи 98, 99 и 100 составляют раздел «Рукопашный бой». В нем говорится: «Изучение и овладение приёмами этого раздела является обязательным для всех военнослужащих вооруженных сил США». Большая часть изложенных приемов — удары открытой ладонью по уязвимым частям тела и несколько ударов ногами. Третья группа приёмов — травматические броски. В этой технике явно виден японский след, что и не скрывается. В статье №99 говорится, что в основу были положены приёмы дзюдо.

Война в Корее показала необходимость создания специального курса подготовки к рукопашному бою. Особую актуальность он приобрел к началу войны во Вьетнаме, в которой выяснились пробелы в подготовке войск к партизанской войне. В середине 1960-х гг. появился боевой устав вооруженных сил США FM 21-150. Он впервые выделил рукопашный бой в самостоятельный вид боевых действий.

Раздел рукопашного боя, сохраняя традиции предшествующих уставов, освещает боестолкновение как ситуацию самообороны — быстрого выведения бойца противника из строя, обезоруживания вооруженного огнестрельным и холодным оружием. Если при безоружном бое предпочтение отдается ударам открытой ладонью и технике ног на нижнем уровне, то при освобождении от захватов доминируют борцовские приёмы. В обезоруживании прослеживаются типовые приёмы для боевого дзюдо, но есть и национальные разработки.

Раздел владения ножом рассматривает боевую ситуацию достаточно жёстко. В нём нет типового набора, а есть принципы боя и основные приёмы. Этот раздел практически без изменений вошел в ныне действующий устав FM 3-25.150 раздел 7-3. Ножевой бой построен на работе с девятью углами атаки. Обучение построено на изучении нескольких боевых комбинаций.

Наиболее детально рассматривается штыковой бой. Солдат должен владеть одиннадцатью его приемами и максимально «выжимать» из М-16 все возможности. Главное — обучение комбинированию приёмов на специальной полосе для штыкового боя. Кстати, армия США единственная из современных армий продолжающая культивировать штыковой бой в качестве вида спорта. В нём проводятся личные и групповые бои. В них винтовка заменяется своеобразной «лопатой» — палкой со специальной защитой. Для защиты бойца применяются бейсбольный шлем, кираса и бандаж, хоккейные перчатки.

18 января 2002 г. вышел новый устав FM 3-25.150. Но обновление — дело сложное и не всегда успешное. Новый устав стал скорее руководством по организации спортивных единоборств в армии, нежели чем наставлением по ведению рукопашной схватки. Во многом это обусловлено техническими достижениями и новыми видами вооружения, а также ставкой на ближний огневой бой. Большая часть приёмов построена на вольной борьбе и дзюдо. Разработчики ввели в него технику борьбы в партере, большую часть бросков рекомендуется выполнять в менее травматическом варианте.

Раздел ударов чем-то стал напоминать выжимку из соревнований по боям без правил. Исчезло разнообразие в технике открытой ладони, правда, добавили три удара из бокса и три — ногой на среднем уровне. Раздел самообороны уменьшился, в части противодействия безоружному нападающему предлагается защита только от борцовских атак-захватов. Исчез раздел действий против двух нападающих, значительно сократилось число типовых комбинаций при штыковых атаках и появилась отдельная глава — «Групповая тактика». В ней рассматриваются два типа сценариев — летальный и нелетальный, которому уделено значительно больше внимания. Такая трансформация устава, по мнению специалистов, должна способствовать использованию вооруженных сил в миротворческих операциях и стимулировать занятия спортивными единоборствами.

И все же при общедоступности нового устава практически все военные клубы и сообщества активно агитируют за использование для подготовки спецвойск старой версии устава.  Достаточно вспомнить заживо растерзанный патруль морских пехотинцев на улице Багдада. Возможно, заморские коллеги поймут, что не стоит ломать надежные старые системы ради спортивных достижений. Ведь война — не соревнования. В ней один приз — вернуться домой живым...