В среду Госдума приняла во втором чтении пакет поправок, ужесточающих борьбу с экстремизмом. При этом даже разработчики проекта признают - он весьма далек от совершенства. Ознакомившись с проведенным "Известиями" анализом, народные избранники согласились с тем, что ряд моментов требует доработки. Более того, автора статьи попросили оформить свои замечания в виде записки для возможного внесения последующих поправок.

В стране, где уже 30% населения не помнит точную дату нападения нацистов на их страну, профилактика фашизма действительно необходима. Однако в нашей стране все делается по принципу "хотели как лучше - получилось как всегда".
Человек, пишущий законы, должен руководствоваться правилом медиков - не навреди.
Но разбор думских поправок заставляет усомниться в том, что мы лечим общественную головную боль анальгином, а не цианистым калием.

Депутаты вносят изменения в закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Если предложенные поправки вступят в силу, оперативники получат право прослушивать телефонные переговоры людей, подозреваемых в совершении преступлений средней степени тяжести (до этого прослушивать могли только фигурантов тяжких и особо тяжких преступлений). Но в поправках к закону об ОРД нет указаний на борьбу именно с экстремизмом, и соответственно оперативники смогут применять "прослушку" по любым преступлениям и для каждого. При этом технических мощностей по прослушиванию телефонов не хватает, и сейчас оперативники, расследующие убийства, вынуждены ждать в очереди.
Так что изменениями в законе обОРД полноценно можно будет воспользоваться только в двух случаях: если команда на разработку того или иного фигуранта поступила сверху либо за деньги, что предполагает участие силовиков в спорах бизнес-структур.
Помимо заповеди медиков, неплохо было бы народным избранникам ознакомиться и с другими продуктами человеческой мудрости. Например, с законом достаточного основания (бритва Оккама), который звучит так: "Не следует множить сущее без необходимости". Правкам подверглись в общей сложности 13 статей УК (в частности, предусматривающие наказание за убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, хулиганство). В них добавился пункт "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". На условиях анонимности "Известиям" эти инициативы прокомментировал начальник следственного отделения одного из московских ОВД:
- В борьбе с экстремизмом проблема состоит не в отсутствии статьи, а в доказательствах вины. Это требует высокой квалификации следователя и ряда специфических экспертиз. Если следователь может доказать экстремистскую деятельность, он добавит к другим статьям еще и обвинение по ст. 282 ("Возбуждение межнациональной ненависти"), а если не может, ему эти поправки ни к чему. А для того чтобы добиться эффекта, необходимо было перевести ст. 282 в категорию тяжких преступлений. Тогда и закон обОРД менять не пришлось бы, да и оперативники со следователями были бы заинтересованы такие преступления раскрывать, чтобы выдать хорошие показатели раскрытия тяжких преступлений.

Что предложили депутатам "Известия"
Сроки наказания по статье 282.1 Уголовного кодекса ("Организация экстремистского сообщества") сделать аналогичными статье 210 ("Организация преступного сообщества"). Сейчас сроки наказания по 210-й статье значительно больше, чем по 282-й, однако эти преступления одинаково опасны для общества.  Установить максимальный срок наказания по статье 282 ("Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации") до 6-7 лет, что переводит подобные преступления в категорию тяжких. Сейчас срок наказания - до 2 лет. За те же преступления, совершенные  с применением насилия или с угрозой его применения;  лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой, установить максимальный срок наказания до 10 лет.

Скинхеда оторвали от занятий спортом
Александр Андрюхин, Елена Мотренко

В среду Хамовнический суд Москвы санкционировал арест Максима Марцинкевича по кличке Тесак - лидера самой жестокой националистической группировки "Формат 18". Ему инкриминируют разжигание межнациональной розни, но не исключено, что обвинят и в организации недавней драки на Славянской площади.

Студент 5-го курса Российского государственного социологического университета Максим Марцинкевич достаточно известен в определенных кругах. Его националистическая группировка "Формат 18" считается одной из самых жестоких - на ее сайте регулярно публикуются видео избиения приезжих. Но Тесака задержали не за это, а за фашистскую акцию, устроенную им в клубе "Билингва" 28 февраля 2007 года.
В тот день в клубе шли дебаты между известными журналистами Юлией Латыниной и Максимом Кононенко о путях либерализма в России. Тесак был среди зрителей. Он поднялся и потребовал микрофон. Когда ему отказали, он вскинул руку и прокричал: "Зиг!" Его единомышленники дружно отозвались: "Хайль!" Затем Марцинкевич заявил, что очищал и будет очищать Москву от негров, а заодно перевешает либералов.
Прокуратура возбудила уголовное дело за разжигание межнациональной розни. Но Марцинкевич с тех пор больше не появлялся в своей квартире на Рублевке, где он жил вместе с матерью и сестрой. По повесткам ходила его мать. По словам следователя, мать оказалась милой, интеллигентной женщиной. Она рассказала, что, когда Максиму было 14 лет, он убил кошку, разделал ее и накормил своих друзей. Таким образом он воспитывал в себе волю, готовясь к борьбе, тогда еще непонятно с кем. Задержать его удалось только 3 июля в спортзале, принадлежащем "Русскому общенациональному союзу" (РОНС).
Соседи по дому отзываются о Максиме уважительно. Подчеркивают, что он не имел дурных привычек, не был грубым и агрессивным, никогда не устраивал скандалов. Он содержал всю семью, подрабатывая грузчиком.
- Он обожал свою младшую сестренку Машу, и исключительно для того, чтобы за нее заступаться (ее в школе обижали), записался в бодибилдинг, - рассказывает участковый. - Сам же он был спокойным парнем. Никогда не затевал драку первым.
Популярность Марцинкевича среди экстремистов была настолько велика, что его приглашали на телевидение. Так, в начале июня о Тесаке и его движении программа "Максимум" сняла сюжет.
- Мы сняли спортивный лагерь бригады "Формат 18", - рассказывает "Известиям" один из журналистов. -  Бойцы Марцинкевича демонстрировали учебный штурм здания. Потом шли маршем по ночной Москве с учебными автоматами. И милиционеры брали под козырек. Клуб-то зарегистрирован официально - как военно-патриотический. Марцинкевич не скрывал, что он идейный расист, и показался мне крайне опасным.