Сегодня в Казани откроется Всероссийское совещание руководителей подразделений лицензионно-разрешительной работы по вопросам обеспечения особого режима контроля за субъектами оборота оружия, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий, а также деятельностью частных охранно-разыскных структур в период проведения общественно значимых массовых политических мероприятий. Накануне совещания руководитель лицензионно-разрешительного управления МВД генерал-майор Леонид Веденов рассказал в интервью специальному корреспонденту "Газеты" Александру Степанову, сколько всего оружия находится у граждан, будут ли проходить специальное обучение лица, решившие приобрести оружие нелетального воздействия, и приобретет ли спортивное оружие особый статус.

- Какие вопросы будут обсуждаться в Казани?

- Это традиционное ежегодное совещание с руководителями региональных подразделений, на котором обсуждаются важные для нашего департамента проблемы. К примеру, в прошлом году мы проводили совещание по поводу развития стрелковых видов спорта в России и контроля за оборотом оружия на стрелковых объектах.

В этом году в преддверии декабрьских выборов в Госдуму и выборов президента России, которые состоятся в марте 2008 года, обсудим вопросы, связанные с этими мероприятиями. На совещании, которое состоится 6-8 июня, офицеры будут обмениваться опытом, пройдут практические занятия. В процессе совещания руководителям наших подразделений будут даны методические рекомендации.

- Вопрос о разрешении гражданам иметь оружие для самообороны наиболее острый. Он все время обсуждается в прессе. Как вы считаете, достаточно эффективны разрешенные к продаже у нас типы этого оружия для обеспечения личной безопасности граждан?

- Что касается самой проблемы самообороны граждан, то в последние годы она достаточно часто поднималась. Но с 2004 года накал страстей немного поуменьшился, потому что в это время в продажу стали поступать новые образцы оружия как российского, так и западного, которое было классифицировано как газовое с возможностью стрельбы травматическими патронами. До этого на рынке оно было представлено всего двумя образцами - "Осой" и "Стражником". На сегодня список подобного оружия составляет уже более двух десятков. Всего за период с 2004 года по настоящее время продано и поставлено на учет более 200 тысяч единиц "травматики". К слову, спрос на газовое оружие неуклонно падает, наши граждане приходят к выводу, что оно не очень эффективно для самообороны. Еще один плюс травматического оружия - увеличение энергетического заряда пули. Если первые пистолеты имели энергетику 20-30 джоулей, то на сегодня поступающие образцы имеют 50-70 джоулей, что, конечно, повысило его эффективность. По оценке экспертов, работающих в системе МВД, оружие с энергетикой до 50 джоулей весной, летом и осенью, когда граждане ходят в легкой одежде, достаточно эффективно. Зимой, конечно, возникают вопросы, потому что зимняя одежда сильно гасит воздействие резиновой пули. Сейчас жестких мер по энергетике оружия пока не установлено. Однако думаю, мы увидим нормативно-правовой акт, определяющий энергетические параметры, допустимые для оружия такого типа. Это вопрос времени. Главный критерий - нанесение вреда здоровью средней тяжести, то есть допускаются гематомы, ушибы и другие повреждения. На сегодня резиновые пули это обеспечивают.

- Несмотря на то что эффективность газового оружия снижается, не секрет, что умельцы переделывают газовые пистолеты под стрельбу боевыми патронами и очень эффективно ими пользуются.

- Переделывают. Но надо сказать, что волна вот таких переделок все-таки спала. Года три-четыре назад у нас выявлялись эпизоды, когда огромное количество газового оружия, исчислявшегося в тысячах, исчезало из нашего поля зрения, из легального оборота, а проявляло себя в горячих точках, в Чеченской Республике, когда там шла активная фаза боевых действий. Громкие заказные убийства совершались в том числе и такими переделками: Сергей Юшенков (депутат Госдумы, застрелен в Москве 17 апреля 2003 года. - "Газета"), губернатор Магаданской области Валентин Цветков (убит в Москве 18 октября 2002 года. - "Газета"), глава администрации Таганрога Сергей Шило (убит в Таганроге 30 октября 2002 года. - "Газета"), заместитель главы Махачкалы Ахмед Алиев и его супруга (убиты 22 января 2002 года в Махачкале. - "Газета"). Вместе с тем это говорит о том, что раз переделывают газовое оружие, значит, возникли проблемы с приобретением боевых образцов на черном рынке. Меры профилактического характера, принимаемые МВД, свидетельствуют о снижении количества преступлений с использованием огнестрельного оружия и о трудностях с его приобретением на черном рынке. В целом перекрывают каналы, по которым это оружие идет, хотя, конечно, количество оружия, находящегося в незаконном обороте, еще достаточно велико.

- А как МВД борется с незаконным оборотом оружия?

- Это серьезная проблема. В прошлом году около 6 тысяч единиц оружия было потеряно или похищено. Более 6 тысяч преступлений было совершено с применением оружия, причем 460 с тем, которое было зарегистрировано в органах внутренних дел. Борьбу с незаконным использованием оружия наряду с традиционными методами мы осуществляем в том числе через регулярно проводимые акции по его добровольной сдаче. Безусловно, чем меньше оружия будет находиться в незаконном обороте, тем меньше оно будет применяться. Иногда люди просто хотят избавиться от оружия, потому что оно для них самих представляет опасность. Ну, например, владельцы оружия умерли, а родственникам оно не нужно. Это может быть пистолет или ружье, не представляющее высокой материальной ценности, такое оружие легче сдать. В последние годы мы широко используем акции по добровольной сдаче оружия на возмездной основе. Конечно, это стимулирует владельцев еще больше, и из года в год цифры растут. Например, за 2006 год было добровольно сдано 41,5 тысячи единиц оружия, из них около 15 тысяч - на возмездной основе.

- Вернемся к проблеме переделок. Если газовый пистолет можно легко переделать под стрельбу боевыми патронами, то зачем его вообще выпускать?

- Я бы не стал так упрощать ситуацию: не так легко его переделать. Что касается импортных образцов, то там проблема так не стоит, потому что все они, как правило, сделаны из силуминового сплава, который легко разрушается при использовании патронов повышенной энергетики с металлической пулей. А газовое оружие российского производства, сделанное на базе пистолета Макарова, переделывалось по той причине, что завод-производитель в целях снижения себестоимости, как правило, использует не только те же элементы и части, которые применяются в изготовлении основной боевой модели "макарова", но и те же материалы. Потому что переход на силуминовые сплавы для них означает изменение технологической линейки, что ведет к дополнительным затратам. Это и позволяло переделывать такое оружие, потому что ствол там использовался такой же, как и в обычном пистолете. Его просто рассверливали. Сегодня на многих российских образцах газового оружия стал использоваться в стволах мягкий металл, и переделать его под стрельбу боевыми патронами очень затруднительно.

- Сколько лицензий на гражданское оружие выдано в России? Какие новые виды гражданского оружия появились в последнее время?

- Сейчас в России на руках более 5,4 млн различных видов оружия, которым владеют около 5 млн россиян. Из них более 1,1 млн - владельцы оружия самообороны. Количество образцов травматического оружия составляет около двух десятков - больше половины моделей российского образца, это и на базе пистолета Макарова, и на базе ТТ, и на базе пистолета ПСМ, и на базе нагана. Импортных образцов не меньше.

- 1,1 млн граждан, владеющих оружием самообороны, по-вашему, это большая цифра?

- С одной стороны, это цифра небольшая - одна единица оружия самообороны на 100 с лишним человек. В некоторых западных странах этот удельный вес доходит до нескольких единиц на одного человека, включая младенцев. Много или нет? Эта цифра опирается на востребованность. Законодательством установлены ограничения на приобретение гражданами оружия, в том числе оружия самообороны, на одного человека не более пяти единиц газового оружия и пяти единиц гладкоствольного огнестрельного оружия. То есть по идее человек, достигший 18-летнего возраста, при наличии всех разрешительных документов может иметь до 10 единиц оружия, которое можно использовать при самообороне. Правда, мы готовим предложения в правительство о внесении изменений в законодательство, предусматривающее обязательное обучение граждан правилам безопасного пользования оружием, прежде чем они это оружие будут приобретать. Количество несчастных случаев в быту, особенно на охоте, большое и заставляет задуматься над этой проблемой. Ведь человек, который садится за руль, сначала сдает на права. По опыту человека, всю свою сознательную жизнь находившегося рядом с оружием, я понимаю, что нужно знать не только правила использования оружия, но и готовить человека к его применению психологически. Можно иметь оружие в сумочке или в кармане, но в самый важный момент им не воспользоваться, растеряться… Здесь надо людей учить стрелять. Понимаете, даже профессионалы, постоянно работающие с оружием, и то допускают нарушения. Вызвано это и слабой подготовкой, и тем, что преступник всегда действует для потерпевшего неожиданно. Поэтому мы убеждены и находим этому понимание в депутатском корпусе, что граждане, претендующие на право владения оружием, должны проходить предварительное обучение.

- А сколько времени, по вашему мнению, необходимо для обучения?

- Все упирается в количество часов. В программу обучения должна быть включена техническая, юридическая и медицинская подготовка. Если он ранил человека, то должен будет оказать ему помощь. Так вот, эту программу можно пройти за неделю, а можно растянуть на два месяца, все будет зависеть от того, как человек будет ходить на занятия. Во всяком случае, не больше, чем работник охранных предприятий. То есть должны преподаваться основы юридических знаний: правовые основания к применению оружия, последствия, которые могут наступить при использовании этого оружия, а также некоторые элементы медицинской подготовки и тренировки по стрельбе. Мы, безусловно, эти предложения будем обсуждать коллегиально между министерствами и ведомствами. Также предполагаем вынести их на обсуждение в рамках Общественной палаты Российской Федерации, спортивных организаций. Надеюсь, что в текущем году мы этот вопрос решим и выйдем с ним в правительство.

- Закон "Об оружии" применительно к "травматике" отвечает сегодняшним реалиям?

- Те образцы травматического оружия, которые находятся сейчас в обороте, в целом задачу, на которую они были ориентированы, обеспечение самообороны граждан, выполняют. Если жизни человека угрожает опасность, то он вправе применять меры, приводящие в том числе и к летальному исходу для нападающего. Вопрос о правильности применения в конечном итоге будет решать суд. Здесь как раз обучение и должно помочь человеку правильно оценить ситуацию с юридической точки зрения, чтобы потом его не обвинили в неправомерности использования оружия. В закон "Об оружии" в этой части, может быть, и необходимо внести изменения, потому что на сегодня понятие "травматическое оружие" вообще не существует. Сейчас такое оружие квалифицируют как газовое с возможностью стрельбы травматическим патроном. Необходимо также четче обозначить вещи по энергетике резиновой пули. Есть и другие вопросы, которые нужно затрагивать и внести в закон "Об оружии". Он в целом, как фундаментальный документ, исчерпывающий.

Есть отдельные моменты, требующие с учетом реалий настоящего времени заточки, зачистки, доработки. Но в целом это работающий документ, и вся практика говорит о том, что он был подготовлен очень взвешенно, полномасштабно и практически все учел.

- Намеревается ли МВД ввести особый режим оборота спортивного оружия?

- Этот вопрос очень плотно обсуждался на конференции в прошлом году, которая была посвящена в том числе и этой теме. Там есть некоторые проблемы, которые требовали именно нормативно-правового урегулирования. В частности, спортсмен, который едет на соревнование, может взять с собой не более 400-500 патронов. Для спортсмена - стрелка из малокалиберного оружия это тренировка одного дня. Нормы положенности по патронам, их хранению, количеству оружия без сопровождения вооруженного охранника - это проблемы для спортивных организаций. Например, собрались пять охотников. Каждый охотник имеет право на пять единиц оружия. Пусть он три ружья взял с собой. Всего на пятерых получится 15 единиц. И они спокойно едут в поезде, никакого сопровождения им не нужно. Что же касается спортивного оружия, то команда спортсменов-стрелков из 20 подготовленных человек, которые везут, например, 20 ружей, должны взять с собой не менее двух вооруженных охранников, чтобы они сопровождали их оружие. Получается определенный диссонанс. Это огромные затраты, тем более что у нас спортивные организации, как правило, общественные и доходы у них небольшие. Совсем недавно, 19 мая, было принято постановление правительства № 301 "О внесении изменений в правила оборота гражданского и служебного оружия…», в подготовке которого МВД принимало активное участие. Этим нормативным актом сняты ограничения по количеству оружия и патронов, которые спортсмены-стрелки могут транспортировать на соревнования без вооруженной охраны.

- Необходимо ли пропагандировать грамотное обращение с оружием?

- Пропаганда и влияние на цивилизованное развитие рынка оборота оружия, деятельность негосударственных структур с использованием оружия находит свое отражение исключительно в профильных СМИ, тиражи которых очень невелики. В нашем восприятии эта тема должна подниматься на страницах печати. Как заинтересовать СМИ этой темой, трудно сказать, но я считаю, что они могли бы сыграть огромную роль. Если бы та же тема оружия самообороны поднималась не только с точки зрения ажиотажного интереса… Чем больше бы СМИ говорили об этой проблеме, тем было бы лучше, причем обе точки зрения - и за, и против, только чтобы они носили не крикливый характер, а конструктивный и мотивационный.

Замечу, что в любом навыке важна практика. Тут как в вождении автомобиля: если вы не ездите за рулем, навык утрачивается. Тем более при своем сегодняшнем разнообразии стрелковые виды спорта - довольно доступный вид такой практики. Открываются стрелковые клубы, спортивные секции, и это создает хорошие возможности в строительстве цивилизованной системы обращения и безопасного использования оружия.

05.06.2007 / АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ