Жена 40-летнего дальнобойщика Павла Печенюка никогда не спрашивает, когда он вернется из рейса. Потому что этого не знает даже сам Господь Бог. В дороге может случиться всякое. От многосуточных простоев на таможнях и поломок не застрахован никто. Да и по криминальной обстановке Россия даст фору многим другим странам. Только в прошлом году, по данным МВД РФ, на федеральных автомагистралях было совершено более 2,5 тысячи грабежей и разбойных нападений на водителей. Самыми криминальными считаются дороги «Дон», «Урал», «Кавказ» и трасса Москва — Санкт-Петербург.

«РЕФЫ» И «МЕШКИ»

По последней мы едем порожняком. Наши трехосные «мерседесы», тягачи без прицепов, сейчас напоминают колонну беззаботных головастиков. Рвать свои движки машины будут позже. В питерском порту нас дожидается ценный груз: огромные трубы длиной 40 метров, диаметром 4,5. На обратном пути общая длина автопоезда с учетом машин спецсопровождения будет составлять более 300 метров, а скорость движения — 40 километров в час. Но пока стрелка спидометра держится на отметке 80. Дорога теряет свой федеральный лоск за тверским поселком Марьино и, словно отбойным молотком, лупит ухабами по скатам колес. Водитель Паша, глядя, как я подпрыгиваю до потолка на каждой выбоине, усмехается.

— Это еще нормальная трасса. Есть дороги с ямами по полметра глубиной. По такой на КамАЗе поедешь — позвоночник оставишь. А «мерс» мягко идет.

Печенюк крутит баранку с 18 лет. Но в дальние рейсы стал ездить с середины 90-х, когда начался разлад с первой женой. А сейчас у него и жена другая, и отношения в семье нормальные, и сам он был бы рад дома больше времени проводить, да привык к кочевой жизни. Правда, теперь Павел возит только негабаритные грузы. С ними жизнь спокойнее. Спешить не надо, да и у бандитов объемные железяки особого интереса не вызывают. Чаще преступники нападают на тентованные фуры, которые дальнобойщики называют «мешками», и «рефы» — рефрижераторы со скоропортящимися продуктами.

— В конце марта встретили в Брянской области «рефа» из Казахстана, — говорит Паша. — Так у него бандюги забрали рыбы на 75 тысяч евро.

Впрочем, иногда достается и тягачам. Полтора года назад в Тверской области обстреляли коллегу Печенюка, который вез оборудование для пекарни. Водители считают, что преступники хотели отнять машину.

МИЛИЦЕЙСКИЙ МАСКАРАД

— Как правило, на дальнобойщиков нападают организованные группы из 4 — 8 человек, — рассказывает начальник отдела департамента уголовного розыска МВД РФ Дмитрий Максимов. — Они хорошо законспирированы и очень мобильны. Имеют разветвленную сеть пособников, скупщиков, сбытчиков похищенного имущества и автотранспорта. Для таких банд характерны сплоченность и четкое разделение ролей.

Действуют разбойники по одним и тем же схемам. Голосуют на обочине, а попав в кабину фуры, заставляют водителя съехать с трассы. Либо курсируют по шоссе, выискивая сломанные грузовики. Но еще чаще переодеваются сотрудниками ГАИ.

— Около 80 процентов нападений с целью завладения автомобилями или грузами совершаются преступниками, переодетыми в милицейскую форму, — говорит Максимов. — Нередко маскарад усиливается липовыми знаками о дорожных работах и объезде. Следуя указателям, шоферы заезжают в тупик, где их поджидают бандиты.

Иногда преступники умудряются вскрывать груженые фуры прямо на ходу. Долгое время так работала группировка и на питерской трассе. Преступники настигали грузовик на двух легковушках. Первая обгоняла жертву и неожиданно притормаживала. Дальнобойщик сбрасывал скорость, и в этот момент к «дальномеру» сзади пристраивалась вторая машина. С нее по специально приделанному мостику бандиты перебирались на фуру и скидывали коробки с грузом. Недавно в городе Невьянске Свердловской области была обезврежена другая шайка, которая таким же способом ограбила 19 фур.

Обычно жизнь банды длится не более трех лет. Затем она либо распадается и переходит в другую сферу «преступной деятельности», либо ее ловят милиционеры.

— Но даже в случае задержания доказать взаимосвязь всех участников преступного сообщества, а также их причастность к предыдущим ограблениям довольно тяжело, — говорит Максимов. — Поэтому нужны специализированные оперативные группы, которые бы занимались только расследованием грабежей и нападений на дорогах.

По словам милиционера, на трассе «Россия» такое подразделение действует с 2006 года, и количество преступлений на дороге за это время заметно снизилось. Однако специалисты считают, что одним усилением милицейских постов ситуации не исправишь.

ОПЕРАЦИЯ «ДАЛЬНОБОЙЩИК»

— Сейчас на долю федеральных трасс приходится всего 5 процентов от общей протяженности дорог страны, — говорит вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Михаил Низов. — Из них только треть отвечает требованиям международных стандартов. А ведь Россия присоединилась к Европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Согласно этому документу за рулем водители обязаны проводить не более 8 часов в день и при этом каждые два часа отдыхать по 20 минут. Получается, что на каждые 100 км должны быть нормальные «трак-стопы», где шоферы могли бы безбоязненно останавливаться.

— А теперь представьте себе водителя-иностранца. Он въезжает в страну, а тут разбитые дороги и непонятно какие стоянки, — вздыхает Низов. — Иностранец останавливается и попадает в лапы наших бандитов.

В прошлом году жертвами разбойников стали 7 шоферов-иностранцев.

Чтобы обезопасить водителей, в середине лета АСМАП совместно с ассоциацией ветеранов правоохранительных органов «Опера» запускает специальную программу «Дальнобойщик». Шоферам будут предоставляться карты-характеристики федеральных дорог с указанием опасных мест, а также тревожные номера в случае нападения или поломки и сквозное сопровождение грузов. Сейчас идет согласование тарифов на услуги связи и охраны. Впрочем, владельцы транспортных компаний могут сами оборудовать технику навигационными системами, чтобы следить за своими машинами по компьютеру. Отношение к таким приборам у бизнесменов неоднозначное.

— Часть моих машин оборудована такими устройствами, — рассказывает руководитель компании «Транс-НАМ» Михаил Нарышкин. — С одной стороны, я могу постоянно наблюдать за своими тягачами. С другой — я не могу помочь шоферу, если на него напали бандиты где-нибудь под Иркутском. Машины грабят за пять минут, там и местные милиционеры до места происшествия добраться не успеют. А мне что, из Москвы авиацию отправлять леса бомбить?!

РЭКЕТ НА ДОРОГАХ

На машинах, в которых мы едем в Петербург, навигационных систем нет. Так что в случае ЧП вызывать помощь будет некому. Зато в левом верхнем углу над приборной доской у нас установлены устройства, похожие на магнитофоны. Это тахографы. Всем нашим водителям сразу после возвращения из Питера предстоит ехать в Европу. Поэтому они свято выполняют условия ЕСТР, делая остановки строго по времени.

— Вот уж действительно, что русскому хорошо, то немцу смерть, — недовольно ворчит водитель замыкающего тягача Виктор Николаев во время каждой стоянки. — Попробовали бы фрицы за Урал с тахографом съездить! В Челябинской области только останавливаешься, а тебя уже местные братки окружают, требуют заплатить 3 тысячи рублей за проезд по их территории. Откажешься, машину искалечат. Платишь, тебе дают расписку на тетрадном листе. На следующей остановке снова братва подходит. Есть бумага, отпускают. Но иногда можно нарваться на конкурирующую банду. И тогда начинаются «предъявы», что не тем деньги отдал. Мол, здесь мы трассу держим. И такой беспредел идет по всей уральской трассе.

Виктор дальнобоит всю жизнь. Последние 8 лет мотался в Сибирь и Казахстан. Питерская трасса для него в новинку, как, впрочем, и сама машина. В компании «Транс-НАМ» у него первый рейс.

— Я на «вольво» ездил и в общей сложности прожил в ней пять годков. Там у меня все было: и телевизор, и чайник, и DVD. А эту я еще обустроить не успел, — переживает Виктор. — Кстати, Кость, у тебя что, рация отключена? Я тебя вызывал, а ты не отвечаешь.

Так мы выясняем, что на нашей головной машине сломана рация. Место будущего ночлега — поселок Курское. Там есть большая охраняемая стоянка, заправка, кафе и магазин, в котором продаются средства связи для дальнобойщиков.

БИТВА ПОД КУРСКИМ

— Рация для дальнобойщика вещь необходимая, — говорит Николаев. — От коллег по ней можно все узнать. Где какие заторы, аварии, состояние дорожного покрытия. В каком кафе вкусно кормят. И самое главное, под каким кустом гаишники притаились. Так что она в момент окупается.

Поэтому, приехав в Курское, мы первым делом бросаемся в магазин, где продаются радиостанции.

— Ну что же вы, мужики, мне некондицию толкаете, — накидывается на продавцов Константин. — Три месяца назад у вас взял рацию, а она уже не работает. Давайте менять.

Но продавцы на обмен не соглашаются. После двух часов перебранки их с трудом удается убедить взять радиостанцию в ремонт. Но длиться он будет как минимум неделю. Потому что чинят рации в Москве.

— Представляешь, живу в столице, знаю, что на Горбушке они стоят в два раза дешевле. А доехать купить нет времени, — сокрушается Костя. Так с испорченным настроением мы заезжаем на стоянку, чтобы лечь спать.

Сзади в кабинах тягачей расположена двухъярусная кровать для водителя и его помощника. Правда, с непривычки это ложе кажется тесноватым. Впрочем, поспать мне так и не удалось. В окошко машины настойчиво постучали, и женский голос предложил развлечься за 500 рублей. Мы отшутились. Но через пятнадцать минут предложение повторилось. Затем еще и еще. Так ночные бабочки полночи атаковали нашу машину.

Оказывается, на стоянку в Курское каждый вечер на желтом микроавтобусе с надписью «Мотокросс» привозят десятка два проституток из Вышнего Волочка. Половину денег за право работать на стоянке у девочек забирают охранники. Вот они и стараются обслужить как можно больше клиентов.

— Проститутки разные бывают. Некоторые ведь не от хорошей жизни на трассу выходят, — вздыхает Павел, а потом, словно собрав всю волю в кулак, твердо заявляет. — Порядочных среди них все равно мало. Чаще это непутевые бабы. Можно и кошелька лишиться. Стоит себе такая девочка на трассе, а в кустах бандиты сидят.

Девочки от нас отстали только под утро, когда Виктор, устав от бесконечного стука, зачитал им 15-минутную лекцию о пользе сна, щедро усыпав ее ненормативной лексикой. Но заснуть я так и не смог. Начался рассвет, а вместе с ним и движение машин по стоянке.

Дорога в Новгородской области оказалась еще хуже, чем в Тверской. А на обочине со стороны встречной полосы стали попадаться перевернутые фуры.

— Мужики несколько суток попарились на таможенном терминале, пока дожидались груза, — объясняет Виктор. — А у них наверняка есть сроки доставки. Заказчик за опоздание может штраф наложить. Вот они и гонят, а в результате — кювет.

Простои на таможнях — главная беда дальнобойщиков.

— Мы однажды своей очереди на загрузку пятнадцать суток ждали, — вспоминает Павел. — А питерская граница она вообще перегружена. И зимой тут на каждом километре авария. Потому что все спешат.

Впрочем, участок трассы по Новгородской области славен не только повышенной аварийностью, но и бандами грабителей. Одна из таких группировок периодически проявляет себя возле поселка Красные Станки. Перед Новым годом там за неделю были ограблены два трейлера, которые везли в Москву более 20 тонн мяса и около 25 тонн апельсинов. Ни груз, ни преступники пока не найдены.

Впрочем, мы пересекаем Новгородскую область без происшествий и в 2 часа дня въезжаем в Питер. Проблем с загрузкой на этот раз у ребят быть не должно. Их груз уже растаможен. А выезд автопоезда обратно в Москву назначен на 11 вечера. Негабаритные грузы по российским городам можно провозить только ночью. Проделать путь с огромными трубами наши водители планируют за двое суток. Впрочем, домой к женам они не попадут. Потому что сразу после выгрузки их ждет новая поездка. К сожалению, как всегда — опасная.