345 думцев проголосовали вчера в первом чтении за закон об ужесточении ответственности за уголовные преступления – в случае если они совершены по экстремистским мотивам. Наказание, следует из документа, надо назначать не за тяжкие последствия преступления, а за характер размышлений нарушителя закона, учитывая «мотивы идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды». Утяжеляется наказание и в случае, если преступник охвачен «ненавистью либо враждой в отношении какой-либо социальной группы».

Проект был внесен в марте и стал своего рода результатом анализа применения нового антиэкстремистского законодательства в ходе весенней региональной избирательной кампании. Как писала «НГ», под это законодательство, по сути дела, так и не удалось подверстать ни одну из партий, боровшихся за избирателя 11 марта 2007 года. Поэтому в законопроекте, подписанном единороссами Николаем Ковалевым и Михаилом Емельяновым, а также главой фракции ЛДПР Игорем Лебедевым и депутатом из «Родины» Николаем Безбородовым, предлагалось произвести не только ужесточающие поправки в УК РФ и КоАП, но и откорректировать статью 1 закона о противодействии экстремизму. Напомним, что данная статья как раз и дает законодательное определение этому явлению, которое было ранее расширено единороссами исключительно в предвыборных целях.

Вчера поправками в статьи УК 212 «Массовые беспорядки», 213 «Хулиганство», 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры» и 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» и было введено отягчающее обстоятельство – экстремистские мотивы. Например, если такие побуждения судьи обнаружат у участников несанкционированного митинга, которым вздумалось сопротивляться милиции, то такие граждане могут получить до 12 лет тюрьмы, а не 10, которые сейчас назначаются вообще-то лишь в том случае, если беспорядки были устроены умышленно, по предварительному сговору и причинили вред здоровью и жизни граждан.

Правда, представитель думского комитета по законодательству Дмитрий Еремин отметил, что «классификация преступлений осуществляется на основе характера степени общественной опасности совершенного деяния, а не мотива». В этом комитете – кстати, вслед за Верховным судом РФ – также считают, что не надо было делать поправок в отдельные статьи УК, нужно было просто зафиксировать еще один отягчающий признак в соответствующем месте Общей части Уголовного кодекса. Все дело в том, что, как заметило уже думское Правовое управление, и ряд других преступлений, например истязание, умышленное уничтожение имущества и прочие, тоже могут совершаться по экстремистским мотивам. Стоит отметить, что Правовое управление ГД горячо вступилось за прежнюю редакцию статьи 212 и за само понятие «хулиганство». «При квалификации хулиганства основополагающим является наличие хулиганского мотива – побуждения, в основе которого лежат и грубое озорство, и пьяная «удаль», и стремление в грубой форме показать свою силу, и желание поиздеваться над окружающими, обратить на себя внимание агрессивным поведением», – так прямо и написали думские юристы, выступив против того, что авторы проекта «без достаточных оснований предлагают отойти от сложившихся подходов» при определении именно этого преступления.

Введено в УК вчера было и понятие «публичное оправдание экстремистской деятельности». Оно добавлено в статью 280 УК РФ, предусматривающую наказание за публичные призывы заниматься экстремистской деятельностью. А под «оправданием» экстремизма теперь предлагается иметь в виду «публичное заявление о признании экстремистской деятельности правильной, нуждающейся в поддержке и подражании». И за все это планируется давать не 5, а 6 лет. То есть перевести это преступление из разряда средней тяжести в категорию тяжких. Напомним, что тяжкие преступления под амнистию обыкновенно никогда не подпадают. И вчера один из депутатов в своем выступлении как раз в ходе обсуждения данного законопроекта имел серьезные шансы вписаться в новую статью об оправдании. Член фракции ЛДПР Сергей Иванов заявил, что если люди могут выразить свое мнение только каким-то экстремистским способом, то, «значит, их на это сподвигли». Депутат высказал уверенность, что «не от хорошей жизни они это делают», и предрек: «И когда сейчас начнутся, допустим, какие-нибудь бунты по поводу там недостатка лекарств или еще чего-нибудь, это тоже могут приравнять к экстремизму, и тогда у нас полстраны сядет в тюрьму».