Вступили в силу поправки в КоАП, вводящие оборотные штрафы за нарушение конкуренции. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) превратилась в одно из самых потенциально коррупционных ведомств, признал ее руководитель Игорь Артемьев. Поэтому решения о наложении штрафа будут приниматься только коллегиально, каждое действие чиновников будет детально прописано в регламенте, а размер штрафа будет рассчитываться по единой для всех формуле. Меры правильные, осталось их применить, считают эксперты.

Начиная с воскресенья за злоупотребление доминирующим положением и картельный сговор ФАС может оштрафовать компании в размере от 1% до 15% выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено нарушение.

То есть если нарушение совершит “дочка” “Газпрома”, то штраф будет взиматься с оборота дочерней компании, объяснил Артемьев. А если какая-то компания торгует бытовой техникой, а нарушила законодательство на рынке холодильников, то штраф будет рассчитываться исходя из выручки от продажи холодильников и в том регионе, где произошло нарушение. За незаконное использование прав на результаты интеллектуальной деятельности ФАС может взыскать 1% оборота от реализации товара.

Хотя наказание оказалось не таким жестким, как предлагала служба (до 4% всего оборота компании), штрафы, которые ФАС теперь будет взимать, будут исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей (сейчас максимум 500 000 руб.). “Это будет иметь далекоидущие последствия, — уверен Артемьев. — Крупные компании ждут крупные штрафы”.

В 2006 г. ФАС выявила около 700 нарушений антимонопольного законодательства.

Новые полномочия грозят ФАС тем, что служба станет “одним из самых коррупционных ведомств”. “Сейчас нас это беспокоит больше всего”, — признался Артемьев. Для борьбы с коррупцией он собирается предпринять три вещи. Во-первых, решения будут приниматься только коллегиально. В центральном аппарате ФАС уже создана коллегия из семи человек, куда вошли сам Артемьев, все его заместители, начальники правового и аналитического управлений. В течение недели по тому же принципу будут созданы коллегии во всех территориальных управлениях.

Во-вторых, до конца года будет принят административный регламент с описанием детальной процедуры наложения штрафа. “Каждый чих [чиновника] будет прописан”, — обещает Артемьев.

В-третьих, до конца мая ФАС напишет методические рекомендации, которые сделают расчет штрафов автоматическим: будет базовая формула и шкала смягчающих (например, устранение нарушения до завершения дела) и отягчающих (повторное нарушение) обстоятельств.

Меры правильные и разумные, но давно признано, что любой законопроект нужно анализировать на предмет коррупциогенности до того, как он принят, расстраивается замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев: “ФАС сама так долго отстаивала оборотные штрафы, можно было вовремя о регламентах и формулах подумать”. А сейчас неизвестно, сколько времени это займет.

Вопрос не только во времени, но и в качестве, добавляет чиновник Минэкономразвития, в регламенте должны быть механизмы внутреннего контроля за действиями каждого чиновника, а в рекомендациях — четкие критерии применения повышающих и понижающих коэффициентов, к тому же формулу надо обсудить с бизнесом. А в коллегии должны входить не только чиновники, но и независимые эксперты и представители общественности, а протоколы решений должны быть открытыми, чтобы было видно, кто за что голосовал, уверен он.

Существенно то, что сам руководитель ведомства нацелен на борьбу с коррупцией, считает проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон: “Зная Артемьева, могу сказать, что для него это не декларация”. Но с учетом масштабов этой проблемы у нас, сразу не надо было устанавливать такой широкий диапазон решений, от 1% до 15%, а сделать, например, три уровня наказания в зависимости от тяжести нарушения, заключает он.

ВЛАДЕЛЬЦЫ РАСКРЫТЫ

Почти все крупнейшие российские промышленные группы сообщили в ФАС информацию о владельцах, сказал Артемьев. Этого требует новый закон о конкуренции — ФАС должна знать о выгодоприобретателях фирм. Эта информация — для служебного пользования и во избежание утечек не перенесена на электронные носители.