Лучше не знать, чем мы дышим. Судя по данным Ростехнадзора, за последние пять лет число городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы увеличилось почти на четверть. Теперь в этом списке 140 населенных пунктов, где проживает большая часть горожан.

Но это цветочки. Есть так называемый приоритетный список из 41 города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Это Братск, Волгоград, Краснотурьинск, Новокузнецк, Челябинск, которые отравлены выбросами предприятий алюминиевой промышленности. Еще чаще портят воздух химическая и нефтехимическая индустрия, топливно-энергетический комплекс. Вот, скажем, Новотроицк дышит одновременно оксидом углерода, диоксидом азота, фенолом, аммиаком. Еще тот букет.

Ну и наконец имеется официальный перечень населенных пунктов с концентрацией отдельных вредных примесей от 10 ПДК и выше. Судя по этому списку, в некоторых кварталах Новосибирска не продохнуть от сажи, в Бийске и Питере - от аммиака, в Екатеринбурге - от этилбензола. Фенолом дышат жители 8 городов, формальдегидом - 36, диоксидом азота - 22.

Впрочем, полной картины никто не знает. В понедельник свыше 20 пожарных расчетов тушили здание мебельной фабрики "8 Марта", и сколько гари отравило московский воздух - остается за скобками. Или взять недавнюю аварию на Микояновском мясокомбинате, когда произошел выброс аммиака. Еще одна авария случилась на Белозерном газоперерабатывающем комплексе (ОАО "Сибур-Холдинг) в Нижневартовске - там тоже долго тушили пожар. В общем, у Ростехнадзора наряду с черным списком городов уже имеется и список предприятий, которые без зазрения совести загрязняют окружающую среду. В нем, в частности, Михайловский горно-обогатительный комбинат в Курской области, "Норильский никель".

Бояться бизнесу нечего: законы у нас мягкие. Согласно Административному кодексу за выброс вредных веществ в атмосферу предприятие могут оштрафовать максимум на 500 минимальных размеров оплаты труда. Для олигарха - что слону дробина.

Что касается крупных городов, они задыхаются от бензопирена. В Москве автомобильные выхлопы составляют 83 процента всех выбросов. В столице 3,5 миллиона машин, не считая транзитного транспорта. Конечно, одна из причин - некачественный бензин, который и атмосферу отравляет, и автомобили гробит. Но главная столичная беда - пробки. Не хватает транспортных развязок, поэтому часы пик с каждым годом все длиннее. Без конца газующие и тормозящие машины выбрасывают в атмосферу в несколько раз больше гари, чем стабильно движущийся транспортный поток.

Кстати, помимо частного транспорта, имеется и большой парк общественного. По данным экспертов, один венгерский "Икарус" выплевывает в атмосферу свыше 300 килограммов сажи в год. А по городу курсируют тысячи таких автобусов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Владимир ЕГОРОВ, зав. отделом Института глобального климата и экологии:

- К счастью, есть еще чистые районы. Например, местность выше Красной Поляны, где популярный горнолыжный курорт. Легко дышится на западном побережье Байкала, на Чукотке, Камчатке, где минимум предприятий. А в крупных городах везде плохо.

Причин много: отсутствие автоматизированных приборов контроля выбросов вредных веществ, нехватка контролеров, низкие штрафы, автомобили без катализаторов. Наконец, позиция местных властей, которые не тратятся на расширение дорог, хотя для европейской России транспорт стал главным загрязнителем.

Владимир ШАПКИН, зам. директора ФГУ "Уральский государственный НИИ региональных экологических проблем" (г. Пермь):

- На наших предприятиях основные фонды не обновлялись по полвека. Их хозяевам дешевле заплатить несколько миллионов рублей штрафа за выбросы в атмосферу, чем тратиться на серьезную модернизацию. К тому же, например, в Пермской области раньше было стабильное количество производств - 1,5 тысячи. А сейчас за ними не уследить. Сегодня предприятие появилось, а завтра исчезло. Было ООО - стало ЗАО. За нанесенный экологии вред спросить не с кого. Да и некому - инспекторов технадзора в регионах не более 5-7 человек. Они физически не успевают инспектировать производства.

Самое печальное: за экологический ущерб пока еще никто ответственности не несет. Посмотрите, какие в Кузбассе отвалы угольной промышленности, как залита отходами нефтепромысла Западная Сибирь. Приватизация, бесконечный передел собственности - это как война, которая все спишет. А затраты на экологические мероприятия целиком и полностью легли на муниципалитеты, у которых нет денег.