Так, по экспертным заключениям генерального директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования РАН Степана Сулакшина, в ближайшие годы Россию ждет сокращение темпов роста ВВП на 20% (т.е., на одну пятую — вместо 7,5-процентного прироста ожидается 6-процентный). Виной чему, по мнению доктора физико-математических и политических наук С.С.Сулакшина, является тотальная коррупция. Нельзя сказать, что общество брошено на произвол судьбы, оставлено один на один с лихоимством: в России действуют более 15 различных центров, институтов, сконцентрировавшихся на противодействии коррупции и теневой экономике. Однако уровень такого рода правонарушений не только не снижается, но и продолжает расти.

Одна из причин такого положения дел кроется в отсутствии комплексной общероссийской программы противодействия коррупции и теневой экономике. Поскольку большинство теоретических и прикладных разработок касается отдельных аспектов коррупции, отдельных регионов, но не явления в целом. Главный парадокс методов борьбы с коррупцией заключается в том, что для эффективного функционирования антикоррупционного проекта, необходимо объединение всех здоровых сил общества, потому что сам коррупционер вряд ли примет антикоррупционный закон.

Докладчик выделил 5 основных контуров коррупции:

  1. Кадровая коррупция. Основывается на взаимосвязи двух субъектов — лица, обладающего правом назначения на должность либо возможностью оказать влияния на результаты выборов, и лица, заинтересованного в получении этой должности. Среди основных отрицательных последствий кадровой коррупции — некомпетентность чиновников, неэффективность работы, снижение авторитета государственной власти.
  2. Экономическая коррупция. Основная масса злоупотреблений в этом случае связана с использованием полномочий в области контроля, распределения финансовых потоков и иных ресурсов (землеотводы, имущество). Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит своеобразная «продажа» властного ресурса либо использование властного ресурса в целях освоения иных государственных ресурсов. Этот вид коррупции приводит к подрыву конкуренции, к затормаживанию в прогрессе рынка, к возрастанию издержек бизнеса, к снижению инвестиционных рейтингов и т.п. Именно в этом контуре докладчик рассматривает коррупцию в частном секторе, во взаимосвязи бизнес-бизнес.
  3. Сращивание бизнеса и власти («приватизация» власти) — отличается от остальных видов коррупции тем, что в нем лишь один субъект, который является носителем как интереса, так и властных полномочий. Этот контур основывается на конфликте интересов: личных и государственных.
  4. Идейная коррупция — охватывает все указанные контуры и напрямую связана с некомпетентностью власти, с неэффективностью ее работы, низким рейтингом и авторитетом власти. Идейная коррупция — это монополизация и ограничение пространства выбора властных решений. Идейная коррупция тесным образом связана с кадровой, экономической коррупцией, особенно в форме казнокрадства. Одна из причин идейной коррупции в отсутствии идеологии государства, в навязывании России западной ценностной модели.
  5. Теневая экономика и коррупция неделимы и находятся в отношениях двусторонней связи. Теневой сектор находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции.

Следовательно, отечественная модель борьбы с коррупцией может вбирать в себя следующие элементы:

  • Эффективность и компетентность власти в государственном управлении, авторитета власти внутри и вовне страны.
  • Реализация потенциала рыночного процесса.
  • Оздоровление социально-психологического состояния населения, утверждение справедливого распределения национальных ресурсов (собственности, доходов и т.п.) пакета программно-управленческих документов и подзаконных актов.

Общим местом в большинстве выступлений звучал вывод о том, что власть должна бороться с коррупцией, но она не может это делать, так как сама полностью коррумпирована...

Видный российский экономист, депутат Госдумы РФ С. Ю. Глазьев в своем выступлении заметил, что коррупция стоит на круговой поруке и механизме личной преданности… В законодательстве сейчас есть только две статьи, по которым можно привлечь коррупционера: халатность, злоупотребление служебным положением. Наказание за одно — небольшой денежный штраф, за другой 5 лет условно. Для искоренения коррупции парламентарий предложил создавать устойчивую обратную связь между властными структурами и обществом, выработку четких критериев ответственности и отмену презумпции невиновности для чиновников.

По данным депутата Государственной Думы РФ, доктора политических наук Алексея Чернышева, сегодня коррупцией «съедается» от 6 до 7 % ВВП. Для сравнения: в 2006 г. ВВП России превысил 26 триллионов рублей или один триллион долларов. 6-7 процентов — это те самые 60-70 миллиардов долларов, изъятых нечистыми на руку чинами. По словам парламентария, «практически весь экономический рост, которым мы так гордимся, идет на обогащение чиновников». «Когда уровень коррупции превышает 10 % от ВВП, руководство страны не только теряет возможность бороться с этим явлением, но и наступает полный паралич власти», — констатировал он.

Кандидат экономических и политических наук В. А. Гамза (ОАО «Агрохимбанк») подтвердил эти неутешительные выводы. В докладе, посвященном денежному обороту России за 2000-2006 гг., он в частности отметил, что 75 % российского денежного оборота происходит в сфере наличных денег. Выступающий выделил три компонента теневой экономики:

  1. Продукция законно существующих предприятий, не отражаемая в бухгалтерском балансе.
  2. Неформальная деятельность (незарегистрированные предприятия — ремонтные, строительные, транспортные и т.д. и «самозанятые» индивидуалы).
  3. Криминальная деятельность. Львиная доля российской теневой экономики приходится на первый компонент, достаточно большая — на второй и сравнительно скромная — на третий. В. А. Гамза утверждает, что в 2000 году наличный оборот в стране был менее развит, чем сегодня, и составлял 60 %. Для сравнения, в Китае в 2000 г. наличный оборот также составлял 60 %, но к 2007-му году сократился до 40 %. Докладчик сделал вывод о том, что доля теневой составляющей в российской экономике гораздо выше, чем принято думать (но при этом гораздо выше и реальный объем ВВП!). Громадный оборот наличности является коррупционной базой. Отследить количество «черного нала» в конвертах так же невозможно, как и в коробках из-под ксерокса…

На конференции был заслушан менее пессимистичный доклад о социально-психологических предпосылках коррупции. Докладчики А. Ю. Архипов и В. И. Богуславский, ссылаясь на большой опыт своей работы показали, что воздействие на мировоззренческо-ценностные ориентиры людей приводит к тому, что они перестают брать взятки…

Советник президента России Асламбек Аслаханов считает, что ни власть, ни общество к борьбе с коррупцией не готовы. В России до сих пор отсутствуют единые и устоявшиеся правовые нормы по противодействию этому пагубному явлению.

В Концепции национальной безопасности РФ коррупция поставлена в ряд с самыми опасными угрозами российской национальной безопасности.

Коррупция не просто опасная угроза, она ставит под удар сам факт существования государства, препятствует повышению уровня жизни, развитию экономики, мешает становлению гражданского общества и борьбе с организованной преступностью. Коррупция серьезно подрывает внешний имидж России, негативным образом сказывается на инвестиционном рейтинге страны.

Научное сообщество в целом верно выявило основные причины появления коррупции. Но как отметил представитель Счетной палаты РФ С. Шахрай: «Все хорошо в теории, но огромные проблемы с практикой».