На излете последнего зимнего месяца с его температурными аномалиями дал о себе знать рецидив зимы в военно-политическом смысле. Темой №1 для дипломатов, военных и прессы стали планы США по размещению элементов систем противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе. Если конкретно, американские ракетные установки могут быть установлены в Польше, а радары — в Чехии. Премьер-министр Польши Ярослав Качиньский и его чешский коллега Мирек Тополанек подтвердили свою готовность разместить на своей территории элементы системы ПРО США.

Американцы объясняют свои намерения интересами уничтожения ракет, «которые могут быть выпущены политическими режимами, связанными с террористами». Но эксперты считают: коль речь действительно идет о потенциальных угрозах, исходящих, как намекается, от Ирана или КНДР, то позиционировать элементы системы противоракетной обороны нужно совсем не там, где это предлагается сделать.

А пока же США планируют окружить Россию своей системой ПРО. Это стало возможным после того, как в 2002 году Вашингтон заявил об одностороннем выходе из советско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 года. Сейчас девять американских противоракет размещены на базе Форт Грили на Аляске и еще две — на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. Кроме того, в систему ПРО входят мощные радиолокационные станции, способные обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты на дальности 4 тысяч километров. Обе базы ориентированы главным образом на отражение потенциальных ракетных угроз, якобы исходящих от Северной Кореи.

Как стало известно, США планируют начать размещение ракетных комплексов в странах бывшего Варшавского договора в начале следующего года, а завершить работы в 2012 году. Если это будет сделано, то Америка получит «третье кольцо» противоракетной обороны в дополнение к ракетам, размещенным на Аляске и в Калифорнии.

Судя по всему, цель американцев — исключить вероятность ракетной угрозы для них с любого направления. То есть заполучить для себя односторонние стратегические и геополитические преимущества. Потому они пять лет назад и вышли из Договора о ПРО, чтобы не быть связанными его обязательствами.

И на Западе, в том числе и в бывших соцстранах, трезвомыслящие политики да и простые люди задумываются о возможных последствиях вышеназванных планов. Там далеко не все, мягко говоря, в восторге от этого. Так, бывший премьер-министр Словакии Ян Чарногурский считает, что размещение элементов системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии может привести к обострению отношений между Россией и Североатлантическим альянсом: «Базы ПРО в Чехии и Польше означают приближение военных объектов НАТО вплотную к российским границам. А это является нарушением устного обещания, которое правительство США дало Горбачеву на переговорах по окончанию холодной войны». Фактически подобные действия могут привести к новой холодной войне, считает Чарногурский. Ведь упомянутые объекты будут размещены в Польше и Чехии, никто, кроме США, не будет знать истинных целей их назначения.

Намерения Вашингтона разместить элементы ПРО близ границ России и СНГ вызвали серьезную критику и недовольство Москвы. Здесь с настороженностью и тревогой наблюдают за развитием ситуации. И исходят из того, что развертывание Америкой глобальной системы ПРО вызывает необходимость принятия соответствующих мер. Ведь выдвижение объектов этой системы, как и в целом военной инфраструктуры НАТО, к границам СНГ и России — это угроза не только национальной, но и коллективной безопасности. Последовал ряд официальных заявлений о том, что планам Вашингтона будет дан достойный ответ.

Первым высказался глава МИД России Сергей Лавров. Суть его заявления такова. Реагировать Москва, безусловно, будет. Но без истерики. А главное, без ввязывания в гонку вооружений. Это мы уже проходили. Рисковать же нашим экономическим, финансовым благополучием мы просто не имеем права после всех тех усилий, которые президент, правительство, вся страна положили на создание базы для нашего будущего.

Следовательно, речь может идти об ассиметричных мерах. Об их военном аспекте рассказал в Москве командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Николай Соловцов. Если намерения правительств Польши и Чехии найдут реальное воплощение, сказал командующий, то российские РВСН будут способны в качестве целей иметь и размещенные на территории европейских государств объекты ПРО.

Кое-кто на Запада воспринял это как сенсацию. Ведь ранее какие-либо объекты в странах бывшего Варшавского договора в качестве целей для российских ракет не фигурировали. А тут вещи вдруг названы своими именами. Но вдруг ли?

 Напомним, что в эпоху горбачевской «перестройки» СССР пошел на существенные уступки Соединенным Штатам. В атмосфере чуть ли братания с американцами были уничтожены ракетные оперативно-тактические комплексы «Ока». Аналогичных уникальных ракет с дальностью действия 400 километров у США просто не было, поэтому они под действие договора не подпадали. Вот американцы и надавили на генсека, а проповедник «нового мышления» уступил. Кто теперь, кстати, помнит об этом «мышлении»? У Вашингтона-то оно было свое, и суть его практически не изменилась: думать прежде всего о своих интересах. А о договоренностях, когда надо, можно и «забыть».

И если будет принято политическое решение о выходе из Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), подчеркнул генерал-полковник Соловцов, то возможно восстановление в ударной группировке российских РВСН ракет средней дальности — несмотря на то, что как класса их сейчас у России нет. (Согласно договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который СССР и США подписали после жестких переговоров 20 лет назад, в 1987 году, Москва сняла эти ракеты с боевого дежурства). Причем восстановить производство ракетных комплексов средней дальности «Пионер» можно в кратчайшие сроки. Ведь вся документация сохранилась. Более того, производство можно возобновить на основе более современных технологий, элементной базы и систем управления.

Комментируя заявления американского руководства о том, что элементы ПРО в странах Восточной Европы будут направлены против баллистических ракет Ирана, генерал-полковник Соловцов назвал их несостоятельными. По его мнению, вряд ли такое оружие в ближайшее время у Ирана появится. «Я думаю, вы сами в состоянии сделать вывод, против чьих ракет направлена эта ПРО», — сказал командующий РВСН журналистам.

В ответ же на их просьбу уточнить, есть ли сейчас у России средствами для отражения потенциальной угрозы из Восточной Европы или они только появятся, генерал-полковник сказал кратко: «У нас эти средства были и есть». Более того, на боевом дежурстве на территории России стоят ракеты, способные поразить какие угодно цели в любой точке планеты. Пуски ракет, которые проводятся в РВСН, демонстрируют высокую надежность российского ядерного щита. Из каждых ста ракет 97-98 единиц ежеминутно, ежесекундно готовы выполнить боевую задачу.

А в скором времени, сообщил командующий РВСН, может быть создано ракетное оружие с изменяемым вектором движения на гиперзвуке. Предстоит продолжить переоснащение ударной группировки на новые ракетные комплексы, а также обеспечить дальнейшее продление сроков эксплуатации ныне действующих ракетных комплексов . В 2007 году на боевое дежурство будут поставлены семь пусковых установок ракетного комплекса нового поколения «Тополь-М»: четыре стационарного и три мобильного базирования. В целом же мобильные и стационарные комплексы «Тополь-М» станут основой боевого состава РВСН после того, как с боевого дежурства будут сняты ракеты с истекшими сроками эксплуатации.

При этом важно подчеркнуть, что Россия выполняет свои обязательства по Договору с США о стратегических наступательных потенциалах. Этот документ предписывает обеим сторонам иметь к 2012 году по 1700-2200 боевых блоков.

Какой же вывод можно сделать из серии приведенных выше официальных заявлений? После жесткой мюнхенской речи президента Путина Москва четко дала понять Западу: она не может не думать о своей безопасности и о безопасности своих партнеров по СНГ. И внешнеполитическое, и военное ведомство России готовы к любому развитию американских и натовских сценариев, независимо от их хода и исхода. Однако никаких угроз в этих заявлениях сделано не было — при всех попытках некоторых «искателей» обнаружить таковые.

А пока еще есть шанс обсуждать эту тему по военной и дипломатической линии, вести взаимные консультации, которые могут повлиять на окончательно решение по пресловутому «третьему кольцу».