К молодой женщине на улице подошел мужчина. «Извините, вы — Юля?» — «Да». — «Вы отдыхали под Махачкалой в этом году, в санатории?» — «Отдыхала, а в чем дело?» — «У вас там был роман с человеком по имени Азамат. У меня есть его рассказ со всеми подробностями и фото. Если не хотите, чтобы муж все узнал, приходите завтра сюда в это же время с 5 тысячами долларов».

Сей «наезд» произошел в августе текущего года, а шантажу подверглась обычная московская семья. К счастью, Юле не в чем было каяться, поэтому она рассказала об уличном «приставале» мужу. Тот вернулся домой вечером, поэтому у женщины были несколько часов на то, чтобы все взвесить. Она понимала, что у шантажиста, скорее всего, что-то на нее есть. Подтасованное, сфабрикованное, но все же есть. Знакомый по имени Азамат на отдыхе у нее действительно был. Она понимала, что мужу могут показать что-то, что ему очень не понравится. И все же, взвесив, решила посвятить его в историю, так было правильнее.

На встречу на следующий день она пошла, но следом за ней шли муж с приятелем. Как только начался разговор и незнакомец предложил пройти с ним «туда, где никто не помешает», его подхватили под руки и затолкали в машину. В процессе «допроса с пристрастием» выяснилось, что шантажист был совершенным дилетантом. Он случайно узнал, где отдыхала выбранная им женщина.

Оказалось, что в Дагестане у него много друзей, они по его просьбе выяснили, чем занималась, с кем встречалась потенциальная жертва в санатории, собрал небольшое досье и решил, что его будет вполне достаточно, чтобы срубить денег. Указанный Азамат сразу после отъезда Юли из санатория прозрачно намекал окружающим на свою «победу». В нее, видимо, поверил и сам шантажист. Парню солидно «начистили бубен» и отпустили, пообещав продолжить, если еще раз увидят. Хорошо, что кончилось так, но все могло бы пойти и совсем по другому сценарию.

Юля и муж рассказали эту историю знакомым, и в процессе обмена информацией выяснилось, что сегодня вероятность подвергнуться вымогательству достаточно высока. При этом речь идет о людях, относящихся к среднему классу. Исходной информацией для шантажа могут стать сведения о бизнесе, личной жизни, здоровье, отношениях с правоохранительными и судебными органами.

Описанный выше случай — типичный образец махровой любительщины. Кроме нее, существует целый сегмент рынка, для которого такого рода деятельность является ежедневной рутинной работой. Речь идет о частных детективных агентствах. Их в России достаточно много. В информационном бюллетене КЦ ГУВД г. Москвы, выпущенном в марте, написано, что «по состоянию на 1.01.2006 года в России зарегистрировано 168 объединений частных детективов, в которых работают 1164 частных детектива. Общее количество негосударственных образовательных учреждений (НОУ) по подготовке сотрудников охранно-сыскных структур — 374».

Как оказалось, ситуация со сбором информации о личной жизни различными лицами и организациями затрагивает легальных частных сыщиков самым непосредственным образом. В последние год-полтора их буквально вытесняют с рынка. «Одной из важных составляющих детективной деятельности является обеспечение клиента соответствующей информацией. Но этот сегмент оттянули на себя журналисты, различные маркетинговые и консалтинговые агентства, — говорит председатель правления РОО «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности» Виктор Иванов. — В последнее время я вообще с большим сомнением оцениваю перспективы развития частного сыскного бизнеса в Москве. Скепсис этот легко подтвердить примерами. Информационное поле становится все более прозрачным, факты — доступными, ими оперируют и СМИ, и различные «аналитические» группы. Не все детективные агентства выдерживают конкуренцию с ними».

По данным легальных частных сыщиков, если в середине 1990-х годов компания, имея в штате 30-40 сотрудников, выполняла порядка 200 заказов в год, то сегодня это ежемесячная норма для более чем 1000 специалистов, то есть практически для всех легальных «пинкертонов», зарегистрированных в стране.

При этом нельзя не отметить существенную разницу в качестве работы любителей и профессионалов. Если от дилетантского копания в вашей жизни можно защититься с помощью ряда элементарных мер безопасности, то от профессионального детектива спастись почти невозможно. Для наглядности приведем один пример. Мы достаточно часто видим, что директора различных компаний, постоянно носят два, а то и три мобильных телефона. Это воспринимается обывателями как своего рода вид «крутизны».

Мы поинтересовались у директора крупной компании, выпускающей продукты быстрого приготовления, зачем ему это нужно. «Очень просто, — ответил он. — Один телефон официально оформлен на меня, зарегистрирован у оператора сотовой связи, все знакомые и партнеры знают его номер. Второй оформлен на Ивана Ивановича Тютькина, по нему я веду только деловые переговоры, его знают не более двух десятков человек. Кому придет в голову прослушивать или добывать распечатку разговоров с телефона какого-то Тютькина. Элементарно, но очень действенно».

Профессиональный детектив, как нам объяснили, столкнувшись с такой проблемой, найдет возможность на три минуты получить в руки ваш «особый» телефон. Этого времени вполне достаточно, чтобы специальный прибор размером чуть меньше сигаретной пачки скачал на флэшку всю информацию с мобильника. Однако услуги такого детектива стоят дорого. Сегодня фирмы предпочитают зачислять в штат компании «яйцеголового» компьютерщика, который «раскалывает» системы безопасности и знает, где можно добыть всю необходимую информацию, не отрываясь от рабочего места.

Специалистами по добыче информации в последние годы стали и журналисты.

«Обычный гражданин имеет, по сути, больше прав при занятиях розыском, нежели профессиональный сыщик с государственной лицензией в кармане, — посетовали в частном агентстве. — Этим, кстати, можно объяснить малочисленность когорты детективов. На виду только те, кто зарегистрирован в МВД. Они без санкции и шагу не могут ступить. Остальные — а их, надо полагать, в несколько раз больше — благоразумно остаются в тени, занимая должности помощников, консультантов, маркетологов. Да что там отдельные лица: в формально невидимый сектор уходят целые предприятия!»

Судя по всему, несанкционированный сбор информации о людях сейчас выходит на новый уровень. При крайней латентности этого вида преступлений (шантажируемые в милицию не обращаются, а компании, против которых ведут разведку, разбираются сами) уголовные дела возникают все чаще и даже доводятся до суда.

Так, совсем недавно был задержан 20-летний москвич, собиравший информацию на своих знакомых. Делал он это до смешного просто. Ему удалось купить или украсть печать одного из московских судов. Раздобыв образцы бланков, он начал от имени суда рассылать запросы в военкомат, медицинские учреждения, операторам сотовой связи и т.д. — с требованием предоставить конфиденциальную информацию. Как правило, ему давали необходимые сведения. Спохватились телефонщики, которые обратили внимание на то, что за месяц получили из суда больше запросов, чем за весь предыдущий год. Обратились в милицию, и «шутника» взяли с поличным. Но инкриминировать ему смогли только подделку документов, он никого не шантажировал и полученные данные не продавал. Судя по всему, он пока готовил алгоритм для будущих «дел».

Ситуацию с такими вот «добытчиками» мы попросили прокомментировать в ГУВД столицы. Вот что мне рассказали: «У людей есть склонность совать нос в чужую жизнь, хотя это уже само по себе правонарушение. Согласно Конституции, личная жизнь человека неприкосновенна. Контролировать ее имеют право только сотрудники специальных подразделений милиции, да и то при наличии судебного решения и других необходимых документов. Обычно оперативники, прибегая к слежке за подозреваемым, на 90% уверены в его вине.

При этом в своей работе оперативники достаточно часто обнаруживают, что за теми, кого они «пасут», ведет наблюдение и еще кто-то. Вариантов бывает множество: от соседа, которому кажется, что кто-то рядом с ним живет не по средствам, до целых структур, работающих по чьему-то заказу. В таких случаях представители власти, как правило, просят «свободных художников» не мешать. Хотя нельзя отрицать, что были случаи, когда добровольные соглядатаи сообщали очень ценную информацию, которая помогала раскрыть, например, бытовые убийства.

Но в целом милиция относится к частному сыску резко отрицательно: периодически приходится сталкиваться и с такими преступлениями, которые относятся к разряду тяжких, — добычей сведений о физическом лице с целью наживы. Есть места, где за подобную информацию можно получить очень большие деньги».

Последнюю фразу стоит пояснить. В Москве достаточно давно сложился «черный рынок» информации, на который в любой момент можно вынести свой продукт — тематически подобранные данные о конкретном лице или компании. На Западе в последнее время подобную деятельность называют «гринмэйл» или «блекмэйл», что в переводе со сленга означает мошенничество или вымогательство. На этом «рынке» информацию о том, что у вас имеется подобное досье, «примут в разработку», предложат ее заинтересованным лицам и, скорее всего, найдут покупателя. Естественно, какой-то процент от суммы сделки придется отдать, но цены здесь достаточно высоки. Например, совсем недавно всего лишь список телефонов, по которым в определенный период времени говорил один не очень крупный бизнесмен, был продан за 500 долларов.