Владимир Рощупкин, заслуженный работник культуры России
Какая связь может существовать между литературно-художественным изданием и космосом? Применительно к журналу «Пограничник» — самая прямая. Сегодня, в год 45-летия первого в мире космического полета, совершенного сыном планеты Земля Юрием Гагариным, уместно напомнить, что наряду с основной, пограничной проблематикой этот журнал регулярно освещал и освещает тему исследования и покорения космоса.
Более того, как мне рассказывал друг и коллега Гагарина генерал-майор Павел Попович, Юрий Алексеевич стал постоянным читателем журнала. Произошло это после того, как по приглашению командования погранвойск космонавт №1 в качестве почетного гостя посетил некоторые заставы и отряды, познакомился с жизнью и службой «зеленых фуражек». А заодно поохотился и порыбачил в заповедных приграничных лесах и водоемах.
Но далеко не всем ведомо, что один из космических аспектов, или, точнее, сюжетов из богатейшей исторической хроники журнал «Пограничник» имеет непосредственный выход в околоземное пространство. Отнюдь не в переносном, а в прямом смысле.
«Пограничник» уходит в космос
6 июля — 24 августа 1976 года летчик-космонавт Борис Волынов совершил второй космический полёт в качестве командира экипажа совместно с бортинженером Виталием Жолобовым. Полет совершался на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5» и длился 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды. За это время была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта.
Однако за официальными отчетами об этой космической миссии подчас остаются подробности, крайне важные для пограничной структуры ФСБ РФ и ее рупора гласности — журнала «Пограничник». На борт космического корабля в грузовом контейнере был доставлен один из номеров этого издания. В репортаже с борта корабля космонавты рассказали миллионам телезрителей о том, что взяли с собой журнал и читали его, когда выпадала свободная минута. А заодно космонавты передали стражам границы привет из космоса и пожелания счастливых дозорных троп. Разумеется, такая «космическая акция», задуманная и реализованная редакционным коллективом, еще более укрепила авторитет журнала и способствовала его популяризации в стране и за рубежом.
Это лишь один из эпизодов богатейшей служебной и творческой биографии журнала «Пограничник», одного из старейших военных изданий России (старше разве что «Морской сборник»). В январе 2006 года центральному журналу Пограничной службы ФСБ РФ исполнилось сто лет. В Культурном центре Федеральной службы безопасности Российской Федерации состоялось торжественное собрание, посвященное 100-летию журнала «Пограничник». Среди вип-персон, поздравивших журнал с юбилеем, были Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев, депутат Государственной Думы Геннадий Селезнёв, член Общественной палаты РФ, известный юрист и правозащитник Гасан Мирзоев и другие.
А космическая строка из исторической хроники, приведенная выше, стала строкой книжной. Она заверстана в прекрасно изданную книгу, опубликованную аккурат к юбилею. Ее полное название — «ВЕК В ТВОРЧЕСКОМ ДОЗОРЕ. К 100-летию основания ордена Красной Звезды журнала «Пограничник» Пограничной службы ФСБ России». (Сборник. — М.: Книжно-журнальное издательство «Граница», 2005 — 279с.: 20 л.ил.).
Граница и система ее охраны всегда были и пока остаются одним из непременных атрибутов суверенного государства. А пограничная безопасность, тесно связанная с безопасностью военной — важнейший компонент комплексной системы национальной безопасности. Осознавая это, царь Николай II, глава Государства Российского, страны с самыми протяженными в мире границами, высочайшим указом повелел учредить журнал «Пограничник». Его отцами-основателями, как гласит архивный документ, приведенный в книге, выступили Государь Император Николай Александрович, Шеф Отдельного Корпуса пограничной стражи (ОКПС) министр финансов Иван Павлович Шипов и командир Корпуса, генерал от артиллерии Александр Дмитриевич Свиньин. Последний — для стражей границы того времени и для знатоков истории погранслужбы — фигура легендарная…
Первый номер журнала вышел в январе 1906 года — на волне общественных перемен и потрясений, вызванных итогами войны с Японией и Первой русской революции. Волею судьбы и истории журналу выпала ответственная и почетная миссия: быть художественным летописцем положения дел в этой важной государственной и военно-политической сфере. Тем более что бурный двадцатый век — апофеоз нашей сложной политической истории с ее бурями и потрясениями. Достаточно напомнить, что в минувшем столетии в стране дважды коренным образом менялся государственно-политический строй. А с ним соответственно — государственные рубежи и система их охраны.
Авторы-составители книги Владимир Дмитриченков, Николай Лободюк и Александр Подолян-Лаврентьев проделали, на мой взгляд, очень кропотливую исследовательскую, организационную и литературно-редакторскую работу, перелопатив непаханые пласты информации, десятилетиями лежавшие в государственных архивах и частных собраниях. Их книга — это единственная и весьма плодотворная акция по освещению деятельности отечественной погранслужбы через призму его официального печатного органа.
Цвет верности
Читая материалы книги об истории журнала как зеркале погранвойск, невольно ловишь себя на мысли, что российские пограничники верой и правдой служили Отечеству независимо от политических катаклизмов времени. Цари, вожди, генсеки и президенты приходят и уходят, а государство Российское, его национальные интересы, его пограничная безопасность — понятия непреходящие. Высокую миссию по ее обеспечению выполняли и выполняют люди в зеленых фуражках. А зеленый цвет околышей воинских головных уборов со времен Петра Великого трактуется как цвет стойкости и верности. Верности государственным интересам…
Возможно, именно этим фактором руководствовались государственные мужи послереволюционной эпохи, у которых в угоду классово-политическим принципам не поднялась рука переименовать журнал, скажем, в «Красный пограничник». Или в нечто подобное. Редкий случай для той сверхполитизированной предвоенной эпохи!
Но если быть исторически точным, то после выпуска 102-го номера, датированного 1914 годом, журнал не выходил четверть века — вплоть до года 1939-го. Его выпуск был возобновлен не без влияния предвоенных военно-политических событий тревожного времени накануне большой войны. Речь идет о военных и пограничных конфликтах 1938-39 гг. на Дальнем Востоке (в районе озера Хасан, Приморский край), на пограничной реке Халхин-гол (Монгольская Народная Республика), о вхождении районов Западной Белоруссии и Западной Украины в состав СССР и о вводе частей Красной Армии в Прибалтийские государства (по договоренности с их правительствами). В результате этих и более поздних событий (вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР в 1940 году) государственные рубежи существенным образом изменились. Это не могло не отразиться на характере службы пограничников и соответственно — на тематике журнала. По свидетельствам ветеранов, на которые есть ссылка в книге, решении ЦК партии о воссоздании журнала было горячо встречено в погранвойсках.
Оценка маршала Жукова
Особая строка в столетней биографии журнала — Великая Отечественная война. Читатель узнает из книги, что с ее первых дней центральное пограничное издание публикует яркие очерки о боях на границе, о героизме и мужестве «зеленых фуражек» в операциях по охране тыла Действующей армии. Примечательно, что Гитлер приказал пограничников в плен не брать. На то у главаря «третьего рейха» были особые основания. Ему не раз докладывали о том, что русские бойцы в зеленых фуражках стояли насмерть, но своих рубежей без приказа не покидали.
В той же Брестской крепости ее защитники стойко держали оборону целый месяц, когда позиции были уже в глубоком тылу наступающих соединений вермахта. Позднее, кстати, журнал написал об этом один из первых. Г.К.Жукову принадлежат крылатые слова: если боги существуют, то это пограничники — они совершили чудо. Георгий Константинович имел в виду их стойкость и мужество на всей границе — от Черного до Баренцева моря, на всем решающем фронте Второй мировой войны — советско-германском. Не случайно Маршал Победы, по его признанию, «всегда был спокоен за те участки фронта, которые были поручены пограничникам».
Пограничные полки участвовали в обороне Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, громили врага в странах Европы, находившихся под пятой гитлеровской оккупации. Многие офицеры-пограничники отличились в качестве организаторов партизанского движения на временно оккупированной территории. А рядовые бойцы в силу их отличной стрелковой и специальной подготовки показали себя прекрасными снайперами и разведчиками. Всего на разных фронтах сражались 113 тысяч пограничников.
Авторы-составители ссылаются на уникальные публикации журнала, датированные победным маем сорок пятого: «Меридианы Победы», «Пограничники в Берлине», «Они участвовали в штурме рейхстага».
Да, это малоизвестный факт для широкого читателя: бойцы Рижского Краснознаменного пограничного полка участвовали не только в штурме последнего оплота обороны Берлины, но и в захвате «фюрербункера», в котором свел счеты с жизнью главарь поверженного «тысячелетнего рейха». Их разыскал и написал о них специальный корреспондент журнала А.Прямков. Эти же бойцы и командиры несли охрану бывшего военно-инженерного училища в пригороде Берлина Карлхорсте, где был подписан Акт о безоговорочной капитуляции. Как справедливо отмечают авторы-составители, вышеназванные и другие публикации можно с полным основанием занести в золотой фонд творческих достижений «Пограничника».
На войне как на войне. К сожалению, в редакционном коллективе не обошлось без боевых потерь. Так, еще в начальном периоде войны погибли двое лучших журналистов «Пограничника» — Иван Шаповалов и Лев Канторович. У меня же, как постоянного читателя и автора журнала с 30-летним стажем, после прочтения книги невольно возникает вопрос: Почему бы сегодня, в год 65-летия начала Великой Отечественной, не увековечить их имена в виде мемориальной доски, не учредить переходящий приз их имени?
Корреспонденции, зарисовки, стихи, письма, опубликованные в номерах военной поры, по-особому остро воспринимаются сегодня: они представлены в разделе книги, который называется «Листая старые страницы».
Вообще в упомянутом разделе читатель имеет возможность ознакомиться с интересными материалами, публиковавшимися на всех послевоенных этапах работы редакции — вплоть до наших дней. В погранвойска приходила новая техника, совершенствовалась система охраны границы. Эти новые реалии и тенденции, безусловно, находили непосредственное отражение на страницах журнала. Но в центре внимания центрального пограничного издания всегда оставался человек. Человек высокого долга и мужества — такой, каким бойцы с зелеными петлицами показали себя на Даманском, в Афгане, а в наши дни — на Северном Кавказе.
И дольше века длится их дозор…
Невозможно без волнения читать помещенную в книге публицистическую статью легендарного летчика, Героя Советского Союза, Алексея Маресьева (кстати, он начинал военную службу как авиатор-пограничник), записки знаменитого следопыта Никиты Карацупы и др. Номера этих журналов давно уже стали библиографической редкостью. Книга же тем и интересна, что дает нынешнему читателю шанс проследить благородную тему защиты наших рубежей не только по воспоминаниям бывших и нынешних руководителей и сотрудников журнала, но и по оригинальным материалам авторов из войск, напутственных слов известных военачальников, государственных и общественных деятелей, мэтров литературы и искусства.
Вот лишь некоторые из них: маршал Победы Г.Жуков (он, кстати, выступил в журнале с двумя публикациями), выдающиеся полководцы А.Василевский, К.Рокоссовский, А.Баграмян. В этом ряду и писатели К.Симонов, Е.Воробьев, В.Кожевников; поэты К.Ваншенкин, Р.Гамзатов, М.Дудин, С.Михалков, Р.Рождественский; академик Д.Лихачев, космонавт Г.Титов... Надо ли говорить, сколь эмоциональное, а значит и воспитательное воздействие, это оказывало на тех, кто служит на границе или готовится стать в строй. А по большому счету — на молодое поколение в целом.
Так что вполне логично, что в конце восьмидесятых, когда в стране и обществе еще не набрали полную силу деструктивные антигосударственные процессы, журнал «Пограничник» был на пике своей популярности не только в профессиональной среде, но и у массового читателя. Об этом говорит хотя бы такой факт, приведенный в книге. В 1989 году тираж журнала достиг небывалой отметки — 140 тысяч экземпляров. Помню время, когда он продавался во всех газетных киосках — настолько был востребован.
Авторы книги справедливо отмечают, что, несмотря на сложный, драматичный период, переживаемый страной и обществом за последние полтора десятилетия, на кардинальные геополитические перемены, произошедшие на постсоветском пространстве и соответственно — на границе, редакционный коллектив честно делал свое дело в новых условиях. В условиях, когда появились новые военно-политические реалии, а значит и новые задачи перед пограничной службой и освещающими ее изданиями.
Но в любом случае журнал сохранил свое лицо, верность патриотической тематике, романтике службы на границе. Богатые традиции «Пограничника», шагнувшего в свое второе столетие, достойно продолжает его нынешний редакционный коллектив.
Спасибо авторам и всем, кто трудился над этой замечательной книгой с таким образным названием — «Век в творческом дозоре».