Живя в XXI веке, мы уже не мыслим себя вне безграничного информационного пространства, без использования современных телекоммуникационных систем, без информационных технологий, которые зачастую намного опережают представление обывателя о тем, что и как происходит вокруг нас.

Одновременно с признанием позитивных тенденций в развитии межличностной коммуникации как одного из неотъемлемых признаков общественных отношений нам приходится констатировать и существование негативных элементов, влияющих на совместное существование миллиардов людей на нашей планете. Сегодня перед человечеством встают новые угрозы, которые объективно не могли появиться буквально четверть века назад, либо которые ранее были нетипичны. Люди могли только догадываться, что рано или поздно с ними придется столкнуться. И сейчас мы стоим на пороге новой эпохи, которая потребует от человека переосмысления основ безопасного существования.

Уже сейчас наши партнеры и на Западе, и на Востоке столкнулись с вызовами, распространение которых на территории Российской Федерации спустя какое-то время вполне реально.

Что имеется ввиду? В первую очередь, это терроризм. В неразрывной связи с терроризмом мы отмечаем криминальную среду. Несмотря на то, что эти явления имеют много общего, все же необходимо отметить главное отличие: терроризм несет в себе еще и политический вызов обществу: все действия лиц, задействованных в организации и совершении террористических актов, – заказчиков, организаторов, исполнителей, пособников, инвесторов, направлены на то, чтобы сформировать у граждан чувство неуверенности в действующей системе государственной власти, чтобы создать хаос в обществе, разорвать связь между обществом и властью, между гражданами и руководством стран, в которых эти акты совершаются или планируются к совершению.

С крайне опасным явлением – терроризмом в значительной степени связаны опасности техногенного характера. Какие бы сегодня не предпринимались шаги по цифровизации экономики, по созданию суперсовременных IT-технологий, мир так или иначе зависит от возможных ошибок, которые могут быть допущены в техногенной сфере. Даже ядерная безопасность планеты Земля не застрахована от того, что может произойти вследствие успешной реализации какого-либо локального террористического акта.

Уже сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что человечество живет в информационном социуме – в обществе, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социально-культурные условия жизни граждан.

Недалеко то время, когда большинство видов деятельности, в том числе связанных с предпринимательством, в значительной степени будут «привязаны» к виртуальному пространству. К примеру, сейчас практически весь мировой финансовый рынок, неотъемлемой частью которого является его российская составляющая, функционирует в коммуникационно-информационной среде, используя для этого соответствующие объекты информатизации, информационные системы, сайты в сети Интернет и сети связи. В большинстве отраслей российской экономики ключевым фактором производства товаров, выполнения работ и оказания услуг являются информационные ресурсы, представленные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Все большую роль в повышении уровня развития отечественной экономики играют организации, обеспечивающие постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Зависимость повседневной жизнедеятельности, экологии, здоровья людей и, в широком смысле, существования от информатизации и исключительно бурная, значимая и масштабная информатизация жизни серьезно влияют на развитие общества в целом. Информационные и коммуникационные технологии, созданные на основе результатов современных исследований в сфере деятельности в информационном пространстве, образованной совокупностью коммуникационных каналов сети Интернет и других телекоммуникационных сетей, технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, а также любых форм человеческой активности, осуществляемой посредством их использования, стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. И поэтому сейчас крайне актуальными являются тема обеспечения наличия таких условий, при которых все составляющие сферы деятельности в информационном пространстве будут защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями, а также тема обеспечения безопасности совокупности информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры.

Система государственного управления в России направлена на обеспечение условий, при которых будут полномасштабно и гармонично реализованы принципы партнерства государства, бизнеса и гражданского общества, свободы и равенства доступа к информации и знаниям, поддержки отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, содействия развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечения национальной безопасности в информационной сфере. Предполагается, что в деле формирования информационного пространства на условиях, изложенных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента России от 09.05.2017 № 203, вышеперечисленные принципы могут быть реализованы только при непременном участии одновременно гражданского общества, бизнеса и государства, причем – в тесном взаимодействии.

Но это еще не все. Формирование информационного пространства и внедрение в повседневную жизнь новых информационных технологий без учета необходимости обеспечения информационной безопасности значительно увеличивает вероятность проявления вызовов и угроз в информационной сфере и провоцирует противоправные и противоречащие моральным устоям деяния криминального, террористического, экстремистского характера, направленные на дестабилизацию геополитического равновесия, внутриполитической и социальной ситуации в нашей стране и на ослабление национальной безопасности российского государства в целом.

В перечне таких угроз экспертами называются наращивание Западом информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру России в военных целях, усиление деятельности прозападных организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса, вовлечение религиозных, этнических, правозащитных и иных организаций в процессы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения новых сторонников к террористической деятельности. Кроме того, отмечается увеличение масштабов компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, а также в части нарушений неприкосновенности частной жизни и при обработке персональных данных с использованием информационных технологий.

Наши заокеанские партнеры и их союзники постоянно испытывают на прочность оборонные системы, а также состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности России. Для этих целей постоянно совершенствуются информационные технологии и расширяются масштабы их применения, регулярно осуществляются хорошо скоординированные компьютерные атаки на объекты критической информационной инфраструктуры нашей страны. В отношении Российской Федерации значительно усилена разведывательная деятельность иностранных государств. Таким образом делаются попытки подорвать суверенитет, политическую и социальную стабильность, территориальную целостность Российской Федерации.

Эксперты обеспокоены неприемлемо высокой зависимостью социально-экономического развития нашей страны от геополитических интересов иностранных государств, в том числе открыто проявляющих недружественные действия в отношении Российской Федерации. Такая зависимость серьезно отражается на состоянии информационной безопасности в экономической сфере из-за недостаточного уровня развития конкурентоспособных информационных технологий, из-за зависимости российской промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи. Кроме того, отмечаются недостаточная эффективность научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий и низкий уровень внедрения отечественных разработок.

Отсутствие должного количества хорошо подготовленных специалистов в области информационной безопасности, а также серьезный пробел в сфере просвещения граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности, наложенные на отсутствие в целом комплексной основы мероприятий по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции, в совокупности с перечисленными выше факторами должно стать сигналом к принятию безотлагательных мер в отношении рассматриваемого вопроса в целях достижения стратегической стабильности и развития безопасного информационного общества в России.

В соответствии с положениями статьи 33 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, средства массовой информации и массовых коммуникаций, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности, считаются полноправными участниками системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации наряду с собственниками объектов критической информационной инфраструктуры и организациями, эксплуатирующими такие объекты, организациями денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторами связи, операторами информационных систем, организациями, осуществляющими деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организациями, осуществляющими образовательную деятельность в данной области. Учитывая указанную норму действующего законодательства, обладающие значительным интеллектуальным и кадровым потенциалом субъекты негосударственной сферы безопасности, в частности общественные объединения правоохранительной направленности и профильные средства массовой информации, входящие в структуру НСБ, осуществляют легальную деятельность, направленную на укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения российского общества, на содействие формированию культуры информационной безопасности и повышения уровня цифровой грамотности наших соотечественников.

Полномасштабно участвуя в реализации общественного проекта «Россия – территория безопасности!», субъекты негосударственной сферы безопасности, в полной мере используя имеющиеся в их распоряжении ресурсы, осуществляют, строго в рамках компетенции, определенной действующим российским законодательством, обеспечение информационной безопасности в части повышения эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям, нейтрализации враждебного информационного воздействия, обеспечения защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности, развития кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности, а также повышения эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации.

Сообщество НСБ, одной из наиболее важных миссий которого является сохранение и приумножение культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей российского народа, полностью разделяет национальные интересы в информационной сфере, играющей важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Профессиональные и общественные институты негосударственной сферы безопасности своей деятельностью уже на протяжении длительного периода активно способствуют обеспечению устойчивого и бесперебойного функционирования отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь посредством развития отраслевых средств массовых коммуникаций и укрепления устойчивого взаимодействия с профильными органами государственной власти.

Бизнес-структуры негосударственной сферы безопасности, неустанно развивая производственный, научный и научно-технический секторы, постоянно вносят свой вклад в разработку и совершенствование методик и инструментов эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, в оказание услуг в данной сфере.

Координационный совет НСБ России, масштабно развивая медиа-направление в лице соответствующего профильного Совета, успешно участвует в деятельности, связанной с применением информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что уже положительно отмечено на уровне Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Исключительно полезная и во многом эффективная работа отраслевых СМИ и тесно сотрудничающих с ними ведущих экспертов и квалифицированных специалистов НСБ является неотъемлемой частью линии по формированию безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры. Таким образом мы намерены и дальше участвовать в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и стабильности социально-экономического развития нашей Родины.

Наша твердая уверенность в том, что все более возрастающая активность субъектов НСБ в реализации общенационального проекта «Россия – территория безопасности!» позволит обеспечить полноценное развитие информационного общества, сформировать национальную цифровую экономику, хорошо защищенную от доминирования в информационном пространстве государств, не желающих видеть в России равноправного геополитического партнера, а также обеспечить национальные интересы и реализацию стратегических национальных приоритетов.