Социальное партнерство в негосударственной сфере безопасности представляет собой базирующуюся на договорной основе систему регулирования социально-трудовых отношений между их субъектами. На сегодняшний день в качестве этих субъектов выступают работодатели в лице Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», профсоюзы, представленные Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», и исполнительная власть страны в лице федерального ведомства, уполномоченного регулировать в Российской Федерации вопросы труда и занятости. 

Вопросы социального партнерства всегда затрагиваются в той или иной степени при обсуждении стратегии планирования и развития НСБ как неотъемлемой части общероссийской системы государственной и общественной безопасности, требующей реализации комплекса конструктивных мер по ряду направлений, являющихся приоритетными для этой важной отрасли экономики страны.

Начало 2018 года ознаменовано рядом событий стратегического характера, являющихся знаковыми для дальнейшего развития негосударственной сферы безопасности в Российской Федерации.

В перечне таких событий можно назвать подписание трехстороннего отраслевого соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» и Общероссийской общественной организацией «Профессиональный союз Негосударственной сферы безопасности». Это соглашение фактически являет собой новое направление на пути нелегкого поиска решений проблемы выстраивания цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере.

Сегодня полноценным лидером отраслевого сообщества постепенно становится возглавляемое Александром Козловым Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», участниками которого должно стремиться стать большинство юридических лиц, осуществляющих свою уставную деятельность в области частной охраны.

Теперь государство, предпринимательское сообщество НСБ и представители работников отрасли, доверяя друг другу, реализуя взаимную помощь, и при этом осуществляя взаимный контроль, будут сообща действовать в целях всестороннего развития социального партнерства. Подписание трехстороннего отраслевого соглашения, официально знаменующего начало полноценного сотрудничества между Рострудом, ФКЦ РОС и Общероссийским профсоюзом НСБ, позволило создать эффективный механизм контроля за соблюдением в отрасли трудового законодательства, надежный инструмент защиты трудовых прав работников, в том числе в области охраны труда, оптимизировать процедуры, касающиеся профилактики нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также усилить возможности совместного конструктивного использования информационных, правовых и организационных ресурсов, которыми обладает каждая из сторон трехстороннего соглашения.

В этом ключе в ближайшем будущем особое внимание в НСБ будет уделяться деятельности общероссийского и региональных объединений работодателей как представителей бизнеса и расширению горизонтов работы отраслевых профсоюзов как выразителей интересов и защитников прав работников негосударственной сферы безопасности. Объединенные усилия этих двух направлений должны стать эталоном взаимодействия в целях реализации основных принципов государственно-общественного партнерства в отрасли, деятельность который всецело сопряжена с обеспечением национальной безопасности.

Важное место в жизнедеятельности негосударственной сферы безопасности отведено взаимодействию работников этой сферы, объединенных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Вопросы социального партнерства в этой части координирует Общероссийский профсоюз НСБ, председателем которого является Дмитрий Галочкин.

Одной из мер правоохранительного характера, направленных на повышение качества защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения охраны и безопасности объектов или имущества, в том с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий, обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и иных профильных процедур, стали проведенные общественными институтами НСБ мероприятия, касающиеся разработки, общественного обсуждения и продвижения проекта нового закона о частной охранной деятельности.

Содержание этого документа направлено на совершенствование нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации, а также на дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства в системе обеспечения общественной безопасности, в том числе постоянного и действенного взаимодействия частных охранных организаций с государственными правоохранительными органами.

Законопроект разработан в целях разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию, видов деятельностей (частной детективной и охранной), дальнейшего совершенствования законодательства в сфере охраны, соответствующего современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной охранной деятельности, выстраивания более продуманного порядка взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка, укрепления в общественном сознании статуса работника частной охранной организации.

Ожидается, что данный законопроект, изначально составленный высококвалифицированными специалистами НИЦ «Безопасность» под руководством Олега Климочкина и впоследствии, по итогам общественного обсуждения дополненный со стороны ряда ведущих экспертов отрасли и сотрудников федерального органа власти, уполномоченного регулировать деятельность частной охраны в стране, станет новой вехой в развитии одного из самых массовых, в части занятости персонала, сегментов негосударственной сферы безопасности – частной охраны.

В настоящее время сообщество НСБ в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти страны полноценно и широкомасштабно включено в процесс оптимизации норм российского законодательства, регулирующего деятельность структур, выполняющих работы и оказывающих услуги на рынке негосударственной безопасности. По мнению многих экспертов, сегодня как никогда высока вероятность принятия новых законодательных актов, способных придать отрасли НСБ новый импульс к дальнейшему развитию. Мы все осознаем, что введение нового закона в регулирование этой области общественной безопасности во многом зависит от Росгвардии, а утверждаться будет президентом страны. Но при этом мы должны внимательно отслеживать этот законодательный процесс, и через субъектов права законодательной инициативы, являющихся полноправными участниками сообщества НСБ, добиваться реализации поставленной цели.

Крайне напряженным в последние годы является вопрос о ценообразовании в сфере частной охраны.

Статистика свидетельствует, что из легально функционирующих на территории Российской Федерации более 23 тысяч частных охранных организаций примерно половина принимает участие в торгах на заключение контрактов на охрану объектов, полностью или частично финансируемых за счет средств государственного бюджета. Однако на сегодняшний день отсутствует четкое понимание, откуда берутся цифры, характеризующие цены охранных услуг. Как подтверждает практика, за существующие в настоящее время на рынке цены обеспечить надлежащую охрану объектов объективно не представляется возможным.

Для борьбы с демпингом в процессе проведения торгов за право заключения контрактов оказания охранных услуг необходимо разработать эффективные меры, направленные на скорейший выход из сложившейся на сегодняшний день ситуации с ценообразованием в отрасли.

Одной из таких мер представляется законодательное увязывание тарифов на услуги, оказываемые частными охранными организациями, с минимальным размером оплаты труда и принятие их как обязательных к исполнению всеми хозяйствующими субъектами рынка частной охраны в стране. Способствовать решению этой задачи призвана также деятельность рабочей группы по тарификации стоимости охранных услуг, созданной в возглавляемом Сергеем Саминским Подкомитете по развитию индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности. Этот вопрос стоит на повестке дня, однако для его окончательного решения необходимо провести ряд процедур по согласованию этой методики с уполномоченными государственными органами.

По мнению экспертов, совокупность норм действующего законодательства в целом позволяет отраслевому сообществу НСБ рассчитывать на то, что в рамках трехстороннего отраслевого соглашения между органами исполнительной власти, общественными объединениями работодателей и профессиональными союзами имеется легальная возможность установить минимальный размер оплаты труда частных охранников. Это позволит максимально приблизиться к решению проблемы ценообразования, которая является одной из наиболее важных в отрасли НСБ.

Одной из приоритетных задач отрасли продолжает оставаться развитие системы профессиональных стандартов в негосударственной сфере безопасности. В 2018 году мы все надеемся на активное продолжение развития этого направления.

Ближайшая цель – утверждение проекта профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны медицинских организаций», а также актуализация профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Последний внедрен в работу частных охранных организаций два года назад. И мы, и представители региональных органов власти отмечаем заметное положительное влияние на качество охраны объектов образования в Москве. Этот конструктивный результат является показательным итогом успешного взаимодействия региональных властей в лице Департамента образования города Москвы и одной из наиболее дееспособных структур НСБ – СРО Ассоциация «Школа без опасности», добровольно принявшей на себя обязательства по исполнению положений профстандарта.

Несмотря на то, что соответствующие ведомства в лице государственного регулятора и Министерства образования и науки России пока не обратили должного внимания на успешный опыт НСБ по использованию профильных профессиональных стандартов в работе отраслевых структур, мы выражаем уверенность, что и Министерство образования и науки Российской Федерации, и Федеральная антимонопольная служба поддержат предложение о внедрении профстандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» на всей территории страны в качестве обязательного к применению. Те же надежды мы испытываем в отношении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны медицинских организаций», ожидаемого к утверждению соответствующими ведомствами.

Общественные институты негосударственной сферы безопасности, разумеется, не станут ограничиваться продвижением лишь этих двух профессиональных стандартов и будут активно поддерживать дальнейшее развитие системы профессиональных квалификаций. В этом аспекте представляется крайне актуальной инициатива объединения работодателей, профсоюзов и саморегулируемых организаций по созданию Совета по профессиональным квалификациям в сфере охраны и безопасности.

В последние годы общественные институты НСБ, полностью осознавая ответственность отрасли перед обществом за обеспечение безопасности подведомственного сектора экономики, настойчиво предлагают государству и бизнес-сообществу России рассмотреть вопрос об использовании деловой репутации как весомого критерия для выбора организаций, которые будут оказывать охранные и иные услуги в сфере негосударственной безопасности. Особенно это касается оказания указанных услуг организациям, финансируемым из средств государственного или муниципальных бюджетов.

На сегодняшний день в России действует национальный стандарт ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций», который является неотъемлемым элементом национальной системы стандартов, введенной в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) № 895-ст от 10.07.2015 года. Указанным документом устанавливаются требования, модели и критерии оценки деловой репутации организаций в соответствии с имеющимися сведениями об истории и опыте их деятельности, что позволяет обеспечить прозрачный и объективный унифицированный подход при сравнении хозяйствующих субъектов по определенным признакам, а также при проведении тендеров любого уровня в целях определения наиболее подходящей организации среди остальных участников.

Правильное применение национальных стандартов в конкурсной документации является превентивной мерой, позволяющей заказчику избежать негативных последствий от привлечения недобросовестных исполнителей и подрядчиков, проведения повторных конкурсов, а также дополнительных бюджетных расходов.

Для соблюдения принципа добросовестной конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий оказания охранных услуг сообщество негосударственной сферы безопасности считает назревшими вопросы о включении оценки деловой репутации частных охранных организаций в типовую закупочную документацию во всех регионах России, опринятии в качестве обязательной нормы о включении в состав комиссий по осуществлению закупок охранных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представителей общественных объединений негосударственной сферы безопасности, чья компетентность в данной области не может вызывать сомнений, а также – об обязательном применении процедур общественного контроля при проведении закупок охранных услуг.

При реализации указанных предложений со стороны общественности НСБ осуществление закупок охранных услуг будет отражать четкое следование принципам открытости, прозрачности, профессионализма, эффективности и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренным действующим законодательством России, и воздвигнет надежное препятствие на пути. Кроме того, внедрение в практику проведения тендеров элементов общественного контроля и использования критериев деловой репутации их участников поможет воспрепятствованию преступным посягательствам на совершение действий коррупционного характера в сфере закупок.

Москва как столица Российской Федерации является первопроходцем и «законодателем моды» в плане внедрения новых методик и способов реализации проблем повышения эффективности и качества услуг, оказываемых организациями негосударственной сферы безопасности. Ряд современных механизмов для воплощения в жизнь указанных целей предлагает начавшее активную деятельность новое руководство Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты во главе с Дмитрием Галочкиным.

В частности, в качестве одного из таких механизмов уже начал работу Правовой центр Гильдии НСБ МТПП, аккумулировавший мощный интеллектуальный потенциал ведущих экспертов отрасли.

В современном мире вопросы правового обеспечения деятельности бизнеса играют наиважнейшую роль. К сожалению, многие российские предприниматели, особенно представляющие сегменты среднего и малого бизнеса, научившись зарабатывать деньги, используя преходящую ситуацию с благоприятной рыночной конъюнктурой, в большинстве своем не владеют базовыми элементами юридической культуры.

Для юридической помощи предпринимателям (и не только таковым) и создан Правовой центр Гильдии НСБ МТПП. Действуя по принципу «одного окна», эта структура способна силами высококлассных специалистов предоставить поддержку любому нуждающемуся лицу, в консультации, юридической помощи или правовой защите, и оказать квалифицированные услуги по нескольким, либо одновременно по всем направлениям юридического характера.

Кроме того, на базе Гильдии НСБ МТПП создано «Информационное бюро», спрос на услуги которого возник еще в прошлом году. Этот проект представляет собой совокупность направлений по информационному обеспечению принятия руководством предприятий НСБ управленческих решений.

Спектр деятельности данной структуры распространяется на работу в нескольких направлениях. Это услуги частного сыска, такие как сбор сведений по гражданским делам, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, установление обстоятельств недобросовестной конкуренции, разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.п. Это также работа полиграфологов в части решения кадровых вопросов – при трудоустройстве для определения возможных факторов риска и аттестации работающих сотрудников, в части служебных расследований для выявления возможной причастности сотрудников к отдельным событиям и степени их участия в этих событиях, в части судебных и досудебных разбирательств по запросам судебных или следственных органов и адвокатов, а также в плане юридического обеспечения и консультирования по вопросам применения при использовании полиграфа для обеспечения кадровой и экономической безопасности организации.

Выражаем надежду, что приведенные примеры организации интеллектуальных и иных ресурсов, имеющихся в распоряжении экспертного сообщества НСБ столичного региона, будут являться хорошим ориентиром для тех структур негосударственной сферы безопасности, которые обеспечивают охрану и оказывает иные профильные услуги в других регионах Российской Федерации.

Способствовать полномасштабной реализации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в части развития взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной системе российского государства должно дальнейшее развитие взаимодействия между профессиональными и общественными институтами НСБ и соответствующими структурами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В этом недавно созданном силовом ведомстве сформированы подразделения лицензионно-разрешительной работы, которые контролируют оборот гражданского оружия, деятельность частной охраны, а теперь – с начала этого года – и частных детективов. Это давно ожидавшееся экспертами объединение регулирующих и надзорных функций в отношении ведущих направлений деятельности негосударственной сферы безопасности под эгидой одного регулятора позволяет надеяться на упорядочение норм действующего законодательства, требующих приведения в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

Кроме того, при региональных подразделениях Росгвардии были сформированы и начали работу Координационные советы по вопросам частной охранной деятельности. Их участниками являются представители руководства Росгвардии, руководства служб МВД России по соответствующим регионам, сотрудники УФСБ России, а также руководители частных охранных организаций, активно взаимодействующие с правоохранительными органами. Деятельность этих Советов строится на принципах законности, добровольности, равноправия участников, коллегиальности принятия решений, учета интересов всех субъектов охранного сообщества и направлена на реализацию взаимодействия между НСБ и органами власти и основных принципов государственно-общественного партнерства.

Ключевую роль в развитии негосударственной сферы безопасности играет Координационный совет НСБ России. Этот орган в свое время был создан как форма реализации потребности в консолидации работодателей, профсоюзов, ветеранских организаций правоохранительной направленности с целью решения одной из главных государственных задач – сделать негосударственную сферу безопасности неотъемлемой частью общественной безопасности Российской Федерации и национальной безопасности нашей страны в целом. Прошедшие годы силами Координационного совета НСБ России предпринят, с учетом государственного устройства Российской Федерации, ряд шагов с целью выстраивания вертикального взаимодействия путем создания координационных советов в регионах страны. На примере Москвы мы с вами можем проследить, как действует КС НСБ столицы на уровне субъекта Российской Федерации. Одним из аспектов формирования и совершенствования стратегии негосударственной сферы безопасности заключается в выстраивании конструктивных и взаимообогащающих отношений между КС НСБ России и Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», направленных на реализацию единой цели – всемерного повышения качества охранных и иных услуг, связанных с обеспечением безопасности, оказываемых в негосударственном секторе экономики.

Большое влияние на широкую общественную аудиторию оказывает реализуемая Координационным советом НСБ России информационная политика, направленная на формирование единого информационного пространства и на пропаганду идей и принципов сообщества негосударственной сферы безопасности. В позитивном влиянии на общество с целью создания положительного имиджа отраслевых профессиональных и общественных институтов, а также компетентного, профессионального информирования широкой российской и зарубежной аудитории по профильным темам, связанным с вопросами безопасности, задействованы многие отраслевые средства массовой информации – как сетевые, охватывающие глобальное интернет-пространство, так и печатные. В их числе можно отметить национальный медиапортал «Хранитель», национальный портал по охране и безопасности «ГардИнфо», освещающее антикоррупционную политику в России и за рубежом «Первое антикоррупционное СМИ» и другие.

В заключении хочу еще раз отметить непреходящую значимость итогов проведенного 22 марта на площадке Общественной палаты России I Съезда Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» для всего сообщества негосударственной сферы безопасности. От нашей консолидированной позиции и принципиальности, от степени объединения наших усилий, от того, насколько мы опираемся на свои коллективы и доверяем им, во многом зависит то, как наше отраслевое сообщество НСБ преодолеет имеющиеся на сегодняшний день трудности в деле формирования сферы общественной безопасности, столь важной для нашей страны!