Координационный совет негосударственной сферы безопасности своими действиями постоянно стремится к всемерному развитию цивилизованного рынка. Одним из элементов этого рынка является институт страхования.

Вопросы организации страхового дела в нашей стране регламентированы положениями главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», другими законами и подзаконными актами.

Сегодня в восприятии процедур страхования в российском экономическом пространстве отсутствуют профессиональные перспективные подходы и, самое главное, – объективное стратегическое мышление. Это в той или иной степени относится ко всем звеньям цепи – начиная от страхователей – потребителей услуг страховщиков, самих страховщиков, разнообразными посредниками между первыми и вторыми, и, наконец, заканчивая государственными чиновниками. В обществе пока не сформировалось доверительное отношение к страхованию как к явлению, соответствующему современному уровню экономических отношений, справедливо выводящих Россию в первый ряд ведущих мировых держав. Российская экономика только находится на пути к тому, чтобы любые юридически обоснованные действия субъектов права были гарантированы от любых непредвиденных обстоятельств, равно как и от нарушений, вызванных сознательными манипуляциями со стороны недобросовестных участников бизнес-процессов, путем всестороннего использования предусмотренных законом мощных инструментов страхования. Негосударственная сфера безопасности не стоит в стороне от позитивных изменений, продиктованных необходимостью оптимизировать отечественный рынок, включая его наиболее «ответственный» сегмент – оказание услуг по охране и безопасности.

Услуги по обеспечению безопасности в негосударственном секторе экономики обладают рядом признаков, присущих только этой сфере профессиональной деятельности, в числе которых мы называем повышенный риск – как для исполнителя таких услуг, так и для их заказчика. Минимизировать этот риск призваны возможности, которыми обладает страхование.

В числе таких возможностей можно отметить включение ряда элементов страхования в пакет услуг, предлагаемых организацией негосударственной сферы безопасности своим потенциальным клиентам, а также страхование предпринимательского риска и страхование ответственности по договору непосредственно самими предприятиями НСБ.

К примеру, руководство частных охранных организаций, участвуя в переговорах с потенциальными заказчиками охранных услуг, по согласованию со страховщиком (страховщиками) предлагают будущим потребителям в качестве сопутствующих охранным услугам, помимо охранных, – услуги по страхованию, предположим, имущества. Таким образом, частные охранные организации гипотетически могли бы выполнять функцию страхового агента; при этом не следует забывать о предусмотренной законодательством о частной охранной деятельности норме о специальной правоспособности юридических лиц с данными уставными задачами.

Подобное вовлечение предприятий негосударственной сферы безопасности в развитие рынка отечественного страхования должно способствовать повышению заинтересованности потенциального заказчика в потреблении расширенного комплекса услуг, в которых он заинтересован, сглаживанию негативных экономических ситуаций, что позволит обеспечить безопасность и стабильность экономических процессов в обществе и общества в целом, возможности восстановления в полной мере функционирования экономических субъектов, уклонению экономическими средствами от дорогостоящих банкротств и облегчению кредитования предприятий, а также развитию таких видов деятельности, какие были бы невозможны при отсутствии такого инструмента управления рисками как страхование.

Как известно, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом – страхователем со страховой организацией – страховщиком.

Объектами нашего внимания, с точки зрения взаимодействия организаций негосударственной сферы безопасности, могут служить отношения имущественного страхования, страхования ответственности по договору, страхования предпринимательского риска, личного страхование – в отдельных специфических случаях.

Продолжая рассматривать упомянутый выше гипотетический вариант переговоров организации, функционирующей в экономическом пространстве НСБ, – в нашем случае это частное охранное предприятие, – и ее потенциального контрагента, можно предположить, по каким вопросам должны быть проведены обсуждения относительно информации: об определенном имуществе контрагента либо его ином имущественном интересе, которое, предположительно, может стать объектом страхования страховщиком, в чьих интересах действует частная охранная организация, о характере события, на случай наступления которого, возможно, будет осуществлено страхование, о размере страховой суммы и о сроке действия договора.

Также действующее в интересах определенного страховщика (страховщиков) предприятие негосударственной сферы безопасности вправе, на мой взгляд, предварительно принять от контрагента информацию об известных этому контрагенту обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны будущему страховщику.

Проиллюстрированное подобным образом расширение площадки взаимодействия между предпринимательскими структурами негосударственной сферой безопасности и субъектами страховой отрасли в России будет способствовать более глубокому анализу рынка путем детального взвешивания выгод и затрат, интенсификации альтернативных методов решения потенциальных проблем, стремлению к получению углубленных знаний в сфере идентификации и измерения рисков, а также совершенствованию методов сбора и анализа информации о последствиях того или иного риска.

Позволю себе высказать суждение о том, что сформулированный и отработанный на практике алгоритм взаимодействия между ведущими игроками российского страхового рынка и структурами, обеспечивающими охрану и безопасность в негосударственном секторе экономики, сможет существенно снизить уровень коррупциогенности в отношениях организаций НСБ с заказчиками их услуг или работ, в том числе при заключении договоров на торгах, в которых на стороне исполнителя или подрядчика будет выступать структура, представляющая НСБ. Это станет возможным, поскольку в предполагаемых экономических отношениях в качестве дополнительной хозяйствующей единицы значительную роль будет играть страховая организация, обеспечивающая определенные гарантии предпринимателям – как со стороны организации негосударственной сферы безопасности, так и со стороны ее контрагента.

Мы – участники рынка – свободны в своих действиях в очерченных российским законодательством рамках. Мы сами вправе создавать правила игры, которые смогут вдохнуть новую струю во взаимоотношения между предприятиями негосударственной сферы безопасности и заказчиками их работ и услуг, поднимая их на более высокий, цивилизованный уровень!