Жизнь и деятельность коллектива, в том числе ЧОО, процессы его формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений, поддержание здорового духовного и морального состояния, высокой организованности и дисциплины - все это представляет собой сложный комплекс задач, решением которых должен заниматься руководитель организации. Проблема состоит в том, чтобы охватить своим влиянием всю совокупность процессов, имеющих место внутри коллектива, не пускать их на самотек.

Руководство любым коллективом имеет два основных аспекта:

1) организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед организацией;

2) сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем дисциплины и порядка, повышение его возможностей.

Остановимся на некоторых аспектах в работе руководителя охранного предприятия, без которых нельзя организовать эффективную коллективную работу подчиненных, нельзя серьезно планировать работу своей организации. Может, какие-то моменты некоторым руководителям покажутся надуманными, лишними, но подчеркиваем, что приведенные ниже практические советы по организации работы коллектива опираются на опыт работы успешных руководителей ЧОО. Это позволяет им успешно выполнять охранные задачи, иметь организованный, сплоченный коллектив, создавать в нем рабочую, доброжела­тельную атмосферу.

Во-первых, надо хорошо знать свой коллектив, его практические возможности, сильные и слабые его стороны.

Важное место в этом будет занимать знание коллективной психологии. Изучение психологии коллектива не ограничивается изучением индивидуальных особенностей его членов, хотя эта работа необходима, для того чтобы понимать, что происходит в нем.

Для проникновения в психологию коллектива необходимо при изучении индивидуально- психологических особенностей членов коллектива обращать внимание прежде всего на такие стороны их личности, которые характеризуют их участие в социально-психологических процессах: коллективизм, общительность, дисциплинированность, уровень общего и специального развития, организаторские способности, лидерские тенденции, эмоциональную устойчивость, уровень авторитетности, место в системе межличностных отношений, значимость личности для решения проблем коллектива.

С особым вниманием изучается психология тех членов коллектива, которые занимают в нем ведущее положение: опытные сотрудники, старшие частные охранники, старшие смен, начальники объектов и т. д.

При оценке руководящего ядра коллектива важными показателями являются уровень авторитетности и нравственные основы, на которых строится авторитет каждого руководителя. Точно так же пристально изучаются индивидуальные особенности сотрудников, не пользующихся в коллективе должным уважением, слабо связанных с коллегами по работе. В ходе изучения устанавливаются причины низкого статуса этих людей, вырабатываются практические меры по изменению такой ситуации.

Вторая сторона изучения психологии коллектива ЧОО ориентирована непосредственно на социально-психологические явления. На них подробно не будем останавливаться, т.к. об этом выше был подробный разговор.

Во-вторых, необходимо серьезно заняться имиджем, авторитетом своего охранного предприятия. И дело здесь не только в красивом, броском названии, в эффектном фирменном обмундировании. Главным будет серьезное отношение к своей работе, стабильность, строгое выполнение обязательств не только перед клиентами, а и перед своим персоналом.

Руководителю следует помнить, что своим благополучием он обязан работе своих сотрудников, к ним должно быть уважительное, заботливое отношение. Это ни в коем случае не означает попустительство, нетребовательность к выполнению ими служебных обязанностей. Наоборот, должна быть создана четкая структура отношений, выполнения всеми членами коллектива своих обязанностей, система контроля, поощрения. В коллективе должна быть создана по мере возможности обстановка стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

В таком случае и сотрудники будут заинтересованы в работе в предприятии. Мало того, посоветуют своим родственникам, друзьям устроиться на работу именно в это охранное предприятие, что, в свою очередь, повысит взаимоответственность за работу. А в конечном счете принесет реальные результаты для всего ЧОО.

Другими словами, руководитель должен прилагать усилия по сплочению и развитию коллектива, укреплению в нем порядка, организованности, повышению его возможностей, формированию и поддержанию бодрого, активного и делового настроения подчиненных.

В-третьих, главным моментом в работе руководителя должна быть четко отлаженная система работы по руководству организацией, а особенно важно планировать собственную работу, работу подчиненных. Важен и подбор, расстановка, обучение кадров, контроль за их работой. Другими словами, руководитель должен организовывать коллективную деятельность организации по обеспечению стоящих задач. Особо хочется обратить внимание на всеохватывающую работу руководителя, ее регулярность и результативность. Часто в текучке повседневной деятельности упускаются второстепенные, третьестепенные дела, которые тоже влияют на эффективность работы ЧОО. Поэтому, четкое планирование своей работы и подчиненных, должно стать одной из важных задач каждого руководителя.

В-четвертых, в работе с персоналом ЧОО на первый план должно выдвигаться решение социальных вопросов, таких как:

• обеспечение социальных гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованность рабочего времени и т.п.;

• установление на предприятии дополнительных льгот и условий (бесплатное или льготное питание, обмундирование и т.п.) сотрудникам через заключение с ними коллективного договора.

Без серьезной проработки этих вопросов в настоящее время не проживешь долго и хорошо. Тем более усиливается роль независимого профсоюза негосударственных организаций безопасности (НСБ), постепенно в нашу сторону стала чаще посматривать Государственная инспекция труда. На решение этих вопросов все больше и больше обращают внимание сами сотрудники ЧОО, особенно после получения сообщений о пенсионных накоплениях на личных счетах.

В-пятых, создание условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста.

Ведь в охранных предприятиях в основном работают люди молодого и среднего возраста, которым не чуждо стремление быть лучше других, зарабатывать больше, достичь определенного прогресса в должностном положении. Руководителю необходимо учитывать это. Правильно поступают в тех организациях, где существуют разного рода оценочные шкалы, системы, где существуют различные знаки отличия (персональные, корпоративные, профессиональные) за результаты работы, где существует возможность профессионального роста от обычного охранника до, например, охранника экстра-класса, лучшего по специальности и т.п., конкретные моральные и материальные стимулы.