В 2008-2009 годах, в рамках подготовки к саммиту АТЭС была реализована программа "Безопасный город": на улицах Владивостока установлено более 200 камер, построен центр видеонаблюдения.

Все это техническое обеспечение осталось в наследство городской полиции. Какова эффективность его использования? Влияет ли это на профилактику правонарушений и раскрываемость преступлений? Как взаимодействуют государственные правоохранительные органы и частные охранные структуры? Эти и другие проблемы обсудили участники круглого стола "Актуальные вопросы безопасности в Приморском крае и пути их решения", организованном филиалом "РГ" во Владивостоке.

В нем приняли участие директор департамента по правоохранительной деятельности краевой администрации Лилия Гончарук, и.о. замначальника полиции по охране порядка управления МВД России по Приморскому краю Геннадий Оришака, зампредседателя комитета по региональной политике и законности Заксобрания Приморского края Виктория Николаева, председатель комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности думы Владивостока Михаил Веселов, президент Ассоциации структур безопасности ДФО Виктор Гутов, вице-президент АСБ ДФО Виктор Тарабарин, сопредседатель координационного совета при УМВД России по Владивостоку Владимир Роменский, представители частных охранных агентств.

Насколько улучшилась система безопасности города? Что еще предстоит сделать, чтобы владивостокцы и гости города, жители края чувствовали себя безопасно в полной мере?

ЛИЛИЯ ГОНЧАРУК: Безопасность – тема сложная и многоплановая, и работа по этому направлению заложена в ряд целевых программ. Одни направлены на профилактику правонарушений, терроризма и экстремизма, на борьбу с употреблением наркотиков, Другие – на профилактику правонарушений подростков, вовлечение их в занятия спортом и общественно полезные дела.

Конечно, всем важно жить в безопасности. Никакой инвестор в край не придет, если будет чувствовать угрозу своей жизни и своим капиталам. В рамках подготовки к саммиту АТЭС мы затратили 99 миллионов рублей на реализацию первого этапа программы "Безопасный город", когда на улицах Владивостока были установлены 224 видеокамеры и в УВД города построен центр видеонаблюдения на восемь рабочих мест.

Работа будет продолжена: в бюджет программы по обеспечению безопасности дорожного движения на ближайшие три года заложено 244 миллиона рублей, но губернатор велел удвоить сумму.

– Часть средств пойдет на дооснащение улиц и дорог средствами видеонаблюдения.

Какие профилактические меры предпринимаются, чтобы преступлений стало меньше?

ГЕННАДИЙ ОРИШАКА: Наблюдается рост уличной преступности, но по остальным видам правонарушений – снижение. Нередко кадров не хватает для реагирования на все тревожные моменты. Больше половины преступлений – кражи, причем нередко жертва находится в алкогольном опьянении. Такой человек – легкая добыча. Часты и угоны: большинство людей предпочитают оставлять машины во дворах, а не на охраняемых парковках.

В охране порядка на улицах городов нам помогают казачество, общественные организации и частные охранные предприятия (ЧОП).

В крае действуют 72 ЧОПа, и мы плотно с ними взаимодействуем. Работаем на единой радиочастоте, что помогает в кризисных ситуациях реагировать быстрее. Мы подали в край заявку на установку еще около 300 камер с улучшенными параметрами. В частности, нужны функции распознавания лиц, детекторы, фиксирующие оставленные вещи и нестандартное движение в кадре. Это хорошая мера профилактики. Помогают камеры и в раскрытии преступлений.

Зимой хулиганы сняли в подземном переходе камеру. Их поймали, правда, почти через месяц, благодаря активности граждан.

Насколько оперативно полиция реагирует на видеоданные?

ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВА: Сегодня стоит вопрос об оснащении видеокамерами школ и детских садов, и нам, законодателям, важно понять, нужно ли выделять эти достаточно большие средства. Есть ли результаты? Как работают с этой информацией участковые, ГИБДД? Куда эта информация идет, кроме полиции? Может быть, не выстроена цепочка взаимодействия?

– Сколько преступлений было предотвращено благодаря виденаблюдению?

ГЕННАДИЙ ОРИШАКА: Показатель раскрываемости преступлений с помощью средств видеонаблюдения пока еще недостаточно высок – в пределах 25-30 процентов. Мы взаимодействуем с частными агентствами, которые тоже ставят камеры на охраняемых ими объектах. Они нам предоставляют информацию при необходимости. В целом систему "Безопасный город" необходимо совершенствовать.

Одна из проблем – мало средств видеонаблюдения в спальных районах города.

ЛИЛИЯ ГОНЧАРУК: На мой взгляд, камеры – это превентивные меры. Раскрытие преступления с их помощью возможно, если оно совершено в зоне обзора, но мы не можем установить их на каждом углу. Если человек знает про видеокамеру, он не будет здесь ни грабить, ни убивать, а пойдет в темный угол…

Второй этап внедрения системы "Безопасный город" планируется. Губернатор поручил расширить ее возможности, чтобы она работала не только для полиции, но и для линейного управления транспортной милиции, ФСБ и МЧС. На улицах и дорогах Владивостока дополнительно установят 328 видеокамер, в том числе на железнодорожных платформах вплоть до станции Угольной и на переездах в пределах города. Программа рассчитана на три года: наряду с приобретением новых видеокамер часть старых поменяют или поставят новое программное обеспечение с дополнительными функциями.

В этом году на 19 наиболее проблемных участках трассы М-60 установят 38 стационарных автоматических фоторадарных комплексов для фиксации нарушений скоростного режима, а в 2014-2015 годах – на Седанкинской и других новых скоростных трассах.

– Но все же силы полиции небезграничны. Как обеспечивается ее взаимодействие с ЧОПами?

ВИКТОР ГУТОВ: Наша ассоциация объединяет частные охранные предприятия и детективов Приморского края, Сахалина, Магадана и Хабаровска, и мы давно поднимаем вопрос о совместной работе с полицией. Об этом недавно на Всероссийском совещании частных охранных структур говорил и замминистра внутренних дел.

Мы готовы восполнить 20-процентное сокращение кадров полиции, взяв часть нагрузки на себя. Такие примеры есть: по соглашению с Владивостокским УМВД установлен единый радиоканал для дежурных частей полиции и частных охранных структур, разработана система единой дислокации нарядов частной охраны и полиции. Все экипажи наших групп быстрого реагирования дежурят на 32 автомашинах со специальной эмблемой и информационным табло Security. Это позволяет не только горожанам, но и иностранцам обращаться к ним за защитой.

ВЛАДИМИР РОМЕНСКИЙ: Оперативность реагирования полиции на сообщения о преступлениях, а также помощь нарядов частной охраны в розыске угнанного автотранспорта и при других происшествиях стали более эффективными. Мы помогаем друг другу: так недавно опергруппа охранного агентства опоздала на минуту на объект, подвергшийся нападению, но номер машины был определен, и по нашей ориентировке полиция преступников задержала. Мы надеемся распространить этот опыт на другие города края и субъекты округа.

ВИКТОР ТАРАБАРИН: Видеокамерами оснащены, в основном, центральные районы городов, где кипит деловая и культурная жизнь. Но наибольшее количество преступлений против личности совершается на придомовых территориях. Мы уже года четыре предлагаем реализовать пилотный проект "Мой дом – моя крепость". Установить систему сигнализации в каждой квартире плюс видеокамеры на входе в подъезд, где каждый оставит свой портрет. Сигнал тревоги будет поступать находящимся рядом экипажам охранных предприятий и полиции, что позволит быстрее среагировать. Давайте создадим рабочую группу и объединим все усилия, в том числе финансовые.

У нас есть проекты по обеспечению безопасности детских садов, школ, больниц. Мы готовы на свои средства установить видеонаблюдение, чтобы потом его обслуживать, но нам нужен заказчик.

– На сайте Законодательного собрания Приморского края депутаты предложили обсудить закон об участии населения в охране общественного порядка на территории края. В чем его актуальность?

ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВА: Есть необходимость привлекать население к охране порядка, например, создавая народные дружины. У нас же есть не только большие города, но и маленькие села. На моем избирательном участке один участковый на три села, и ему, чтобы добраться до поселка Тигрового, нужно два часа. Поэтому требуется сила, которая может следить на безопасностью. А ведь есть и люди, которые хотят участвовать в жизни села. Возможно, где-то такая форма, как дружины, приживется, где-то нет, но законопроект такой нужен. Люди должны действовать в рамках закона.

Достаточно ли для обеспечения безопасности решить проблему "темных углов"? А как быть с недоверием общества к полиции?

МИХАИЛ ВЕСЕЛОВ: Решить проблему "темных углов" банально просто: условно говоря, вкрутить лампочку и поставить камеру с большим разрешением – и все! Но есть серьезная статистика: 67 процентов опрошенных в крае не доверяют полиции. При этом, когда оценивают эффективность работы правоохранительных органов, общественное мнение почему-то не учитывают.

Есть и другая цифра: 70 процентов сотрудников полиции, как показал анонимный опрос, занимаются фальсификациями. Страшная цепочка, которую надо разрывать… Понимаете, какую махину нам в целом надо перевернуть, чтобы исправить ситуацию? Конечно, без помощи СМИ в этом деле не обойтись.

ЛИЛИЯ ГОНЧАРУК: Мы затронули немало болевых точек. Сейчас в администрации края начинается отбор кандидатов в экспертный совет по безопасности, а среди участников нашей дискуссии я увидела немало профессионалов, болеющих за дело. Предлагаю там и продолжить поиск решений.