Россия всегда отличалась тем, что, не обращая внимания на мировой, обкатанный десятилетиями опыт, шла своей, одной ей известной дорогой. И технологии управления в России проходят путь, аналогичный зарубежному опыту, но за более короткие сроки. Несомненно, в этом есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести качественный скачок по сокращению многолетнего отставания в технологиях управления, к минусам - недостаточное изучение технологий управления.

Сложившаяся экономическая среда ускорила процесс формирования рыночной экономики в России, и сегодня хозяйствующие субъекты имеют полную экономическую и юридическую независимость, что подразумевает:

- самостоятельное принятие учредителями и руководителями предприятий управленческих решений, выбор партнеров по бизнесу, распределение ресурсов, доходов, прибыли и т.д., расширение или продажа бизнеса;

- принятие и формирование краткосрочных и долгосрочных программ по развитию, привлечению заемных средств и инвестиций;

- разработку политики ценообразования, участие в конкурсах и тендерах (или их проведение), выбор поставщиков и потребителей услуг;

- формирование кадровой политики и многое другое.

Состояние управления на предприятиях негосударственной сферы безопасности характеризуются необходимостью новых подходов и инструментов повышения эффективности бизнеса. Но до сих пор на многих предприятиях отсутствует механизм планирования и бюджетирования, нет прозрачной системы учета затрат. Мы уже не говорим о несовершенстве системы внутренней отчетности, процедур анализа и реальном механизме оценки рентабельности. Отсутствие четкой структуры управления подразделениями предприятия приводит к принятию неверных управленческих решений, что в свою очередь не дает предприятию развиваться. Получается замкнутый круг. Добавьте к этому недостаточную мотивацию персонала и неразработанную схему зон ответственности работников.

Итак, предлагаем вам глоссарий для четкого понимания употребляемых терминов.

Планирование и бюджетирование - механизм деятельности предприятия, позволяющий проводить предварительный и сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые (экономически обоснованные) показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности, обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины.

Система учета затрат позволяет не только определить их достоверную величину, но и анализировать их по статьям, видам, центрам ответственности, необходимым для осуществления адекватного контроля управления и деятельности предприятия.

Систему внутренней отчетности необходимо рассматривать в свете решения управленческих задач.

Рентабельность предприятия. Рассматривается как рентабельность деятельности в целом, так и рентабельность отдельных направлений деятельности и/или видов услуг.

Проведение анализа и принятие управленческих решений необходимо, как правило, для формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т.д.

Ответственность и мотивация персонала можно рассматривать как показатель снижения уровня затрат и повышения эффективности деятельности как структурного подразделения, так и предприятия в целом.

Разработка механизма управления необходима для создания системы контрольных показателей, регламента, планирования, получения отчетов, анализа, оценки и стимулирования деятельности сотрудников.

Несмотря ни на что, дела в негосударственной сфере безопасности не так уж безнадежны. Элементы управления в том или ином виде наличествуют на каждом предприятии. Чтобы реорганизация прошла максимально быстро и эффективно, необходимо начать с аудита системы управления в ее существующем виде.

Структурирование негосударственных предприятий безопасности – это создание или преобразование общей структуры, представляющей системное единство подсистем:

- функциональная – кто что делает;

- организационная – кто кому подчиняется;

- управленческая – кто кем руководит или управляет;

- информационная – посредством какой информации обеспечивается управление;

- кадровая – кто какую должность занимает и как подготовлен;

- технико-технологическая – какой техникой обеспечены и какие технологии используются.

Далее следует рассмотреть распределение обязанностей и делегирование полномочий – два последовательно реализуемых этапа общего единого процесса, которые дают возможность наладить качественное управление предприятием.

Организационно-технические отношения в процессе работы – закрепление за подразделениями технологической последовательности производства конкретной услуги, наиболее целесообразной с позиции оценки времени и качества результатов.

Определение мотиваций на предприятии – теория поддержания мотивации и использование процесса мотивации позволяют улучшить психологический климат в коллективе и наладить рабочие отношения, поддерживающие друг друга.

Характер коммуникационных отношений – коммуникационная система, которая выстроена как полноценный и эффективный функционал для взаимодействия с окружающей средой и для внутрифирменного общения.

Система подбора кадров на предприятии – полноценный инструмент формирования дееспособного и необходимого для обеспечения эффективной жизнедеятельности сотрудников коллектива.

Система действий руководителей предприятия складывается из множества мер и воздействий, опирающихся на законы социальной психологии.

Аудит системы управления проводят, чтобы понять, присутствует ли на предприятии функциональный подход управления. Под функциональным управлением понимается система достижения целевых установок руководителей и учредителей путем разработки и исполнения мероприятий в рамках осуществления функций, закрепленных за соответствующим структурным подразделением, контроля фактического исполнения тех или иных действий. Такой подход необходим, но это не значит, что он достаточен. В современных экономических условиях для эффективной деятельности НПБ необходимы новые управленческие решения.

Сегодня разработано достаточное количество управленческих технологий. Задачей управления НПБ становится структурирование управленческих технологий в целях совершенствования деятельности предприятия.

Проведя аудит системы управления, руководитель и учредитель четко понимают не только структуру предприятия, но и элементы, определяющие эту структуру. Управление предприятием обусловливается ее целями, формирующимися в рамках стратегии. Соответственно, исходя из стратегии предприятия, формируется система управления, от которой непосредственно зависит механизм достижения поставленных целей.