Основания для консолидации НСБ.

Оценим реалии сегодняшнего дня: Россия в ВТО; в стране функционируют крупные охранные объединения с иностранным капиталом (пусть пока и через подставных лиц); идет большая инвестиционная волна: происходит скупка, поглощение, слияние, выдавливание, лоббирование… Что подтолкнуло к столь бурным изменениям? Анализ показывает, что, во-первых, крупные международные и отечественные компании, заинтересованные в обеспечении безопасности своего бизнеса, готовы работать только с большими сетевыми охранными операторами, предоставляющими полный комплекс услуг. Во-вторых, наибольший эффект при захвате рынка и обеспечении роста доходов сегодня дает сегмент массового потребителя, доверие которого также во многом определяется брендом компании. Именно поэтому столь стремительно развивается пультовая охрана – политика с «миру по нитке» дает большие доходы. В-третьих, технологический прорыв, доступность и вариативность охранного оборудования приводят к тому, что на смену системы «человек-реагирование» приходит система «техника-профессионал-реагирование». Ключевым звеном становится способность и готовность человека постигать сложности технической интеграции в рабочие процессы.

Под влиянием внешних факторов началось укрупнение компаний и интенсивная экспансия в различные регионы, т.е. наметилась стратегия агрессивного захвата рынка и конкурентной борьбы. Сегодня на рынке работают порядка 5-8 действительно крупных игроков. Удастся ли им разделить весь рынок. Даже с точки зрения менеджмента это утопично, поскольку определенные ниши и объемы всегда остаются, но со временем их будет становиться все меньше. Наступает время консолидации стабильных компаний, с целью удержания завоеванных позиций и дальнейшего развития.

Идея не нова, но с ее воплощение всегда возникали проблемы. Причина в следующем: если объявлялось равное партнерство, то возникал вопрос лидерства и ключевого финансирования; если объединение шло вокруг сильного центра, то возникали вопросы амбиций. Все реально действующие объединения – это совокупность компаний, принадлежащих одним учредителям.

Развитие и основание для консолидации.

В чем смысл и содержание развития? Прежде всего, это увеличение доли рынка, вывод нового продукта или услуги и, как следствие, увеличение доходности. За счет чего это можно сделать? Маркетинг, создание и продвижение единого глобального бренда, профессиональное обучение менеджеров принципам ведения грамотного бизнеса, технологическое перевооружение и т.п. Как обратить внимание потенциальных заказчиков к инновации? Высоким уровнем товаров и услуг, являющихся результатом профессиональной деятельности на основе стандартов качества. Это азбука менеджмента, но как претворить теорию в практику?

Объединение усилий – это один из способов повышения эффективности деятельности и ее результативности. Способов объединения множество, одним из которых является клуб. Эта мысль давно витает в воздухе и рассматривается ведущими экспертами отрасли. Сегодня я попытаюсь озвучить идею создания Федерального клуба безопасности бизнеса (FBSC). Некое видение уже отражено в его аббревиатуре, поскольку сочетается она с признанной в менеджменте «системой сбалансированных показателей», т.е. BSC (Balanced Scorecard), моделью управления эффективность деятельности.

В чем смысл концепции? Безусловно, это объединение. Вокруг чего? Единый бренд и стандарт деятельности, консолидированное обеспечение процессов и взаимофинансирование. Кто видится членом клуба? Охранные предприятия сегмента middle. Они не входят в иные крупные структуры; бизнес-процессы, в основном, выстроены, ресурсное обеспечение достаточное для решения задач удержания и ситуативного развития.

Почему «клуб»? Прежде всего, это объединение вокруг идеи, это взаимовыгодное сотрудничество, это отсутствие посягательств на бизнес. Но в основе все равно лежит идея создания федеральной сети. Прежде всего, клуб не содержит политических амбиций – это задачи иных структур. Только бизнес и деловые взаимовыгодные отношения! Создание дискуссионной площадки для определения основных потребностей развития предприятий охранного бизнеса, а также компаний-Заказчиков, функционирующих на российском рынке. Маркетинговые исследования, разработка и внедрение стандартов, создание центра научных разработок, обучения, формирование электронной площадки для проведения тендеров и пр., т.е. все то, что отдельно взятая компания позволить себе не может. А самое главное – создание и продвижение единого бренда! Уже сегодня можно говорить о том, что ряд направлений вполне реализуем, поскольку обеспечен специалистами. Это управленческий и финансовый консалтинг, аудит, анализ динамики рынка, лингвистическое сопровождение и подготовка тендерной документации на нескольких языках и пр. Система клубных отношений позволит использовать совместные ресурсы с достаточной экономией средств, что снизит себестоимость и повысит доходность.

Менеджмент стратегического уровня: подготовка специалистов.

Итак, тенденция изменений в сфере НСБ ясна. Кем будут реализованы эти изменения? Вновь встает вопрос об уровне профессиональной компетенции менеджмента? Любая создаваемая сеть успешна лишь при эффективной управляемости. Этого можно достичь многими путями. Из центра можно распространить стандарт деятельности, но стандарт развития… возможен ли такой? В каждом регионе нужен «опорный центр», который и предназначен для учета специфики территории. Сразу встает вопрос о менеджменте.

Что сегодня есть на рынке системной профессиональной подготовки сотрудников сферы безопасности. Первое, это, конечно, подготовка самих охранников. Второе, регламентная подготовка руководителей охранных предприятий. Третий сегмент, высшее и бизнес образование для сотрудников служб безопасности предприятий Заказчиков. Достаточно высоким уровнем в этом сегменте считается МВА (Мастер (магистр) делового администрирования - Master of Business Administration), EMBA, DBA, что уже является показателем квалификационного уровня в менеджменте.

Проблема заключается, на мой взгляд, в том, что из системного бизнес-обучения «выпали» менеджеры «топового» уровня сферы охранных услуг. Что есть на рынке? Программы МВА по информационной и экономической безопасности. Все! Но это не для менеджеров компаний НСБ, это несколько иной сегмент. Кроме того, данные дипломы даются порой не «сильными» бизнес-школами.

Сегодня появилась поддержка одной из ведущих бизнес-школ России ММВШБ МИРБИС (бизесс-университет). Учебное заведение, имеющее российскую и международную аккредитацию, партнерство с ведущими университетами мира, имеющее членство в ряде торговых палат Европы и т.п., готово предоставить весь свой ресурс для реализации программ обучения «Стратегический менеджмент» и «Маркетинг» с учетом специфики отрасли НСБ. Результат - получение квалификации и диплома МВА.

В чем вечная проблема неудовлетворенностью обучением? Несоответствие ожиданий и результата. Пытаясь избежать этого, сегодня мы стараемся привлечь к разработке модулей программы обучения ведущих отраслевых специалистов, профессорско-преподавательский состав ряда вузов, сотрудников департамента безопасности Москвы, МВД. Чем больше удастся учесть запросы потенциальных слушателей, тем лучше будет результат. Наша цель – логический переход эффективности обучения в обучение эффективности. Именно с этой целью планируются переговоры об организации стажировок в ведущих российских и мировых компаниях НСБ. Очень хочется надеяться, что это начинание будет поддержано отраслевым менеджментом, окажется востребованным, и также войдет в систему партнерства взаимовыгодных клубных отношений.

КАРМАЗИН Тимур Ильич - соорганизатор FBSC,  бизнес-тренер, консультант, эксперт НСК, к.пс.н, доцент