Выступление на Всероссийском совещании НСБ "Стратегия 2020"

- Добрый день, уважаемые коллеги. Уже два года в Главном управлении обеспечения охраны общественного порядка я, как замначальника главка, курирую два управления, созданные на базе Лицензионно-разрешительного управления – управление, которое реализует государственную политику в сфере оборота оружия, и управление, которое реализует государственную политику в сфере деятельности негосударственных структур безопасности, частных детективов. Это просто информация.

Перехожу непосредственно к проблеме, которая сегодня поднята на этой встрече. Хочу сказать, что я категорически не согласен с теми выступавшими, кто давал оценку Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» как невнятному, противоречивому, застарелому. Извините, коллеги. Последние изменения внесены в закон в 2008 году. Все это хорошо знают. И объем этих изменений составлял 200 печатных страниц.

Профессор Шестаков, который говорил об этом, был активным участником разработки законопроекта, и там мы учли практически все пожелания, все те тенденции, которые существовали на тот период времени, в 2010 году. Закон с 1 января 2010 года вступил в силу.

Да, есть проблемы в реализации подзаконных актов. Это вопрос и объективных обстоятельств, и субъективных, связанных с деятельностью отдельных исполнителей в чиновничьих рядах. Но... но говорить о том, что закон такой, что он уже, можно сказать, мохом порос – это, наверное, неправильно и несправедливо. Появляются обстоятельства, которые требуют внесения дополнительных изменений и корректировки, и именно это имел в виду Андрей Константинович Луговой, говоря о том, что работа ведется. Извините, что начал вот с таких вот резких суждений. Но хотел бы отметить, что, безусловно, прав Александр Борисович Корсак, находящийся рядом со мной, который сказал, что именно государство определяет стратегические шаги в развитии негосударственных структур безопасности как субъекта общей системы государственной безопасности. Нельзя относить к этой сфере деятельности общие законы развития экономики и руководствоваться ими, здесь несколько другой расклад. Это одна из немногих структур, частных структур, которая является уже устоявшимся субъектом системы государственной безопасности. И государство здесь будет определять стратегические шаги развития, безусловно, прислушиваясь к тем мнениям, к тем словам, которые звучат из охранного сообщества.

И это было сделано, как я сказал, в 2008 году, когда был подготовлен и принят Закон №272, внесший существенные изменения в законодательство частной детективной и охранной деятельности. Министерство внутренних дел определено как структура исполнительной власти, непосредственно реализующая государственную политику в этой сфере. И понятно, что от позиции Министерства внутренних дел многое зависит, что и как будет развиваться в этой сфере деятельности.

Я сожалею, что некоторые не дождались моего выступления, покинули зал, а мне представляется, что я сейчас вам сообщу некие вещи, которые носят эксклюзивный характер. Вы будете одними из первых, кто слышит об этом. Конечно, это обсуждалось в министерстве, экспертами на межведомственном уровне, нашло понимание и поддержку. И то, как будет выглядеть охранное сообщество в 2020 году в нашем представлении, собственно говоря, я и хочу до вас довести. А уж все остальное - законодательные акты, подзаконные акты, ведомственные документы (министерство наделено соответствующими полномочиями) - мы будем готовить и формировать исходя из этого представления, соотнося его, естественно, с теми тенденциями текущего момента, текущего дня, которые будут вставать перед нашими глазами.

Итак, каким нам представляется охранное сообщество в 2020 году? Представляется, что роль частных охранных организаций к этому сроку должна концептуально измениться и повыситься в части обеспечения безопасности наших сограждан на охраняемых объектах. Для начала говорим о внутрироссийском пространстве, о зарубежном я скажу позже. Сегодня я могу сказать, что уже есть ряд законопроектов, внесенных на рассмотрение в правительство, где ставится вопрос об ответственности собственника за безопасность граждан, присутствующих на территории его организации, будь это спортивная арена, театральная сцена, большой гипермаркет или еще какой-то объект, где мы отмечаем присутствие значительного количества граждан. Как это сделано во многих странах мира.

Находясь в составе правительственной делегации, которая после теракта в Домодедово была направлена для изучения опыта обеспечения антитеррористической безопасности в Израиль, я наблюдал это. Могу вам сказать, что там четырехэшелонная система защиты безопасности граждан. Нулевой уровень - это спецслужба ШАБАК, задача которой - не допустить возможность выхода террориста с той базы, где он готовится к совершению противоправных действий. Первый уровень отдан на исполнение армейским подразделениям, которые своими силами, скрытыми заслонами, официальными проверками на дорогах не должны дать возможность дойти преступнику до объекта и цели его назначения. Если он зашел в город, включается полиция. Я не буду детализировать эти процессы, третий уровень – это последний... это непосредственно объект, где ответственность за безопасность ложится полностью на плечи собственника этого объекта.

И, как я сказал, уже сейчас подготовлен ряд законопроектов, где поставлен вопрос об ответственности собственника за безопасность на спортивной арене. Вы все хорошо знаете, какие происходят беспорядки при проведении футбольных матчей, а недавно это был первый прецедент – жестокая драка на хоккейном матче, куда привлекаются огромные силы полиции, внутренних войск. Порой по несколько тысяч работников присутствует на таких мероприятиях, и это в условиях, когда их не хватает на улице. И, безусловно, это та область, где мы видим возможность за счет потенциала негосударственных структур безопасности разгрузить полицию от выполнения этой функции и направить ее выполнять задачи там, где она должна быть – на улице.

И собственник должен это реализовать. Он должен привлечь необходимые ресурсы, заключить договоры, контракты, задействовать потенциал частных охранных организаций, поскольку другого инструмента у него нету. На сегодняшний день, вы хорошо знаете, институт служб безопасности ликвидирован. И единственная возможность обеспечить физическую защиту – это привлечь к этому процессу частные охранные организации. Здесь уже звучало, что при этом собственник обязан обеспечить необходимую техническую защиту периметра, технически вооружить персонал частной охранной организации, поскольку она предоставляет только людей.

Пока не в состоянии наши охранные частные организации представлять собственное оборудование для обеспечения защиты периметра и иных средств технического контроля, личного контроля на объектах, которые они взяли под охрану. Мы здесь полагаем, что к 2020 году роль и место частных охранных организаций в этом вопросе концептуально изменятся. И со своей стороны мы будем прилагать соответствующие усилия по формированию необходимого нормативно-правового поля, советуясь с вами. Изменится лицо работника частной охранной организации. Мы полагаем, что в ближайшее время должна произойти, ну, я бы сказал так, скачкообразная интеллектуализация работника частной охранной организации, радикально усилится его техническая оснащенность.

Например, в Израиле в аэропорту Бен-Гурион рядом с забором, который оградил всю территорию аэропорта, имеется жесткая грунтовая дорога, по которой постоянно курсируют на соответствующих технических средствах работники частной охранной структуры, обеспечивающие безопасность. Кстати, весь аэропорт охраняется силами 3 тысяч работников, частных работников. Из них более 2 тысяч – это те, кто осуществляет, как говорил Андрей Константинович Луговой, визуальный контроль, профайлинг, а вооружены лишь 800 человек. Сотрудников полиции в аэропорту чуть больше десятка, и они приступают к выполнению своих обязанностей только при задержании нарушителей, которых им передает эта частная структура безопасности.

Понятно, что с высокотехнологичными средствами безопасности работать, не имея соответствующего образовательного ценза, как об этом уже говорила Любовь Юрьевна, работники частных охранных организаций просто не смогут. Два-три года - и реализации охранных функций в виде, ну, скажем так, работника со средним образованием, который стоит у двери и в задачи которого в какой-то степени входит профайлинг и реагирование, в некоторых случаях будет уже недостаточно, это будет прошлым веком.

По всей видимости, в ближайшее время вы сами поднимете вопрос о том, что в среде негосударственных структур безопасности должна наконец начать функционировать высшая школа. На сегодняшний день нет даже средне-специальной образовательной школы, которая бы готовила работников частных охранных организаций, я уже не говорю об институтах, которые давали бы высшее образование. А это назрело. Изменится, должно измениться лицо частных охранных организаций. Сегодня их насчитывается более 25 тысяч. Если это количество соотнести с количеством работников... Здесь называлась цифра – более 2 миллионов. Понятно: это члены семей, это уборщицы, это бухгалтеры, которые не имеют статуса частных охранников. Статус частных охранников у нас имеют примерно 650 тысяч человек. И вот если 650 тысяч разделить на 25 тысяч, то вы можете себе представить, какова средняя численность типичного охранного предприятия на территории России – 20-30 человек от силы.

Сейчас идет стремительными шагами – кто-то это уже ощутил в регионе на себе, кто-то этого еще не ощутил – укрупнение частных охранных организаций. Я знаю, что некоторые российские инвесторы фактически скупают на корню в регионах весь охранный бизнес, собирая его под одного собственника. И нам представляется, что, наверное, этот процесс носит, ну, скажем, не то чтобы оправданный, а объективный и выходящий из жизни характер. Европа вся на сегодняшний день практически взята под охрану двумя-тремя охранными структурами, которые насчитывают в своих рядах по 200, по 300 тысяч работников, имея оборот по несколько миллиардов долларов. Это и «ФАЛК-4», и «Секуритас» – все эти названия слышали. И, кстати, когда принимался закон в 2008 году, одной из норм этого закона была защита российского охранного сообщества от попадания сюда этих структур, потому что и «ФАЛК-4», и «Секуритас» стояли на границе. Они уже зарегистрировали юридические лица здесь, на территории Российской Федерации. И если бы не запретительные нормы в законе, то сегодня не было бы здесь вот этой аудитории, а сидели бы здесь представители совета директоров десятка компаний. Они бы всех поглотили, весь охранный бизнес в России.

Государство посчитало это неправильным и поставило соответствующие ограничительные меры. Но тем не менее укрупнение частных охранных организаций – это естественный процесс, который будет происходить, и полагаю, что к 2020 году численность охранных предприятий на территории Российской Федерации не будет насчитывать 25 тысяч, возможно, это будут сотни, а может быть, десятки охранных предприятий.

Представляется, что в ближайшее время все-таки состоится выход негосударственных российских структур безопасности на международный рынок. Эта услуга востребована, востребована нашими бизнесменами, которые осуществляют свою деятельность за рубежом, которые вынуждены прибегать к помощи зарубежных частных охранных организаций. Не скрою, нередко в этих компаниях работают наши с вами сограждане, которые выезжают в длительные турпоездки на полгода или на 3 месяца и фактически нанимаются в эти компании и оказывают охранные услуги, в том числе с оружием, в рамках национального законодательства страны пребывания.

Мы полагаем, как уже сказал Андрей Константинович в своем выступлении, что наши охранные организации, как юридические лица, вполне имеют право получить возможность, юридическую возможность, работать за рубежом в рамках национального законодательства, в том числе с оружием в руках, если это национальное законодательство позволяет, и нести ответственность за применение этого оружия или применения силы, как и спецсредств, в рамках, соответствующих национальному законодательству. А уж развитие будет осуществляться за счет той деятельности, которую они будут осуществлять на территории соответствующего государства.

Мы полагаем, что это тоже один из элементов, который должен наступить к 2020 году. Я не могу не сказать об изменении формата контроля. Мы над этим думаем, в министерстве это обсуждается. Обсуждается в том числе и с вашими коллегами, которые входят в представительные структуры, созданные в Министерстве внутренних дел. Мы полагаем, что представляется необходимым поэтапно смещать акценты в форме контроля, который реализуется Министерством внутренних дел по отношению к частным охранным организациям. Мы будем сохранять контроль за всеми сторонами деятельности негосударственных структур безопасности, которые в той или иной мере затрагивают вопросы общественной безопасности, и я уже не говорю о государственной безопасности – использование оружия, спецсредств, применение силы, участие в каких-то мероприятиях, массовых, общественно-политических.

Но вот отход от вопросов контроля за экономикой, в нашем представлении, является одним из плановых. То есть мы не видим необходимости осуществлять пристальный контроль даже раз в три года за лицензионной деятельностью охранных предприятий. Я имею в виду в вопросах экономики. И, возможно, даже это надо прорабатывать, смотреть, в каком виде внести корректировки в законодательство, ставить вопросы о внедрении элементов саморегулируемых организаций в охранном бизнесе, как разделить принципы осуществления контроля за оборотом оружия и за экономической деятельностью. Если мы сумеем это успешно сделать, то я думаю, что решение этой задачи не за горами.

Мы готовы оставить только контроль за, скажем условно, силовой составляющей. Всё остальное - срок и реализация контроля - в рамках контроля за саморегулируемыми организациями. Насколько мы слышали в ходе дискуссии с вашими представителями, такая идея находит понимание, хотя некоторые говорят, что «не нужна нам саморегулируемая организация в охранном сообществе». Но это, собственно говоря, на ваше усмотрение, мы здесь не настаиваем. То есть, если с такой инициативой будет выходить охранное сообщество, я думаю, что она найдет поддержку в лице Министерства внутренних дел.

Теперь, обозначив самые крупные разделы, я бы сказал и о нашем представлении об охранных предприятиях, частных охранных организациях к 2020 году, как нам представляется путь решения практических задач для достижения указанных целей. Мы в ближайшее время пригласим большинство из вас если не для личного участия, то для участия в режиме видеоконференции на первое организационное заседание Координационного совета, созданного в МВД России под председательством первого замминистра по взаимодействию министерства с негосударственными структурами безопасности.

Как правило, все проблемы охранного сообщества, в том числе и проблемы экономического характера, такие как демпинг, выносились на площадку Министерства внутренних дел с настойчивым пожеланием выходить с соответствующими инициативами именно Министерству внутренних дел по изменению законодательства в этой части. И об этом будет говориться на первом заседании Координационного совета, о том, что для Министерства внутренних дел на сегодняшний день наиболее актуально в рамках законодательства, регулирующего частную детективную и охранную деятельность, – это участие охранных организаций в обеспечении общественного порядка. И на этом будет акцентирована основная работа, базовая часть работы Координационного совета. Что касается вопросов о взаимодействии охранного сообщества с работодателем, то нам представляется, что это должно стать предметом рассмотрения на таких площадках, как профсоюзы. МВД взаимодействует и с Общественной палатой РФ, и с Экспертным советом Комитета по безопасности Государственной Думы, и с Торгово-промышленной палатой, и с «Деловой Россией», и другими площадками.

Мы готовы участвовать на всех на этих площадках, где будет обсуждаться этот вопрос, чтобы именно через эти площадки вносились соответствующие изменения. Вопросы взаимодействия охранного сообщества как субъекта, в котором работает почти 700 тысяч человек, защиты их интересов перед Министерством внутренних дел – через те же площадки: Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», профсоюзы.

Профсоюзное движение. На сегодняшний день профсоюзное движение представлено по территории России десятками, а может быть, и сотнями профсоюзных организаций. Как эти профсоюзные организации будут между собой выстраивать отношения? Думаю, что сами профсоюзные организации подумают, как выстроить свои отношения. Но мы готовы работать с ними, обсуждая проблемы внутриколлективные. Защита интересов работника перед работодателем и изменение законодательства – необходимо все изменения вносить через Экспертный совет, созданный при Комитете безопасности Государственной Думы. Вот эти столпы, которые я назвал – Торгово-промышленная палата, профсоюзы, Координационный совет при МВД России, вырабатывая какие-то предложения законодательного характера по своим направлениям деятельности, должны выносить эти предложения на Экспертный совет. И на Экспертном совете, где присутствуют многие региональные представители охранного сообщества, будут определяться с прерогативой, с последовательностью, какие законодательные инициативы более значимые, выстраивать этот последовательный ряд и рассматривать, формировать законопроекты.

Наверное, можно было бы говорить, уходя в детали, и о других проблемах более частного характера, которые волнуют охранное сообщество, но сегодня во второй части этого совещания такая возможность будет предоставлена. А что касается предмета первой части - какой видится сфера негосударственных структур безопасности к 2020 году глазами сотрудников Министерства внутренних дел, на которых возложена реализация государственной политики в этой сфере деятельности, - я постарался тезисно, по блокам вам изложить. Спасибо.