К решению вопросов безопасности во время подготовки и проведения в Казани Универсиады 2013 будут привлечены ведущие частные охранные компании, как татарстанские, так и федеральные. О возможном переделе местного рынка охранных услуг и основных факторах, сдерживающих его развитие, журналисту делового еженедельника «где Деньги» Наталии Фёдоровой рассказал председатель совета директоров одного из старейших татарстанских охранных предприятий «Контр» Ильдус Янышев.

— Ильдус Ахтямович, как вы оцениваете существующий уровень безопасности в Казани? Какова потребность в услугах частных охранных предприятий (ЧОП)?
— Потребность в охранном бизнесе возникает тогда, когда люди ведут себя незаконопослушно и, например, не соблюдают правила, которые устанавливает владелец бизнеса, работодатель. Там, где граждане ведут себя законопослушно, присутствие секьюрити теряет смысл. Это я наблюдал в арабских странах, где плотность наличия секьюрити в торговых центрах в разы меньше. На такой торговый центр, как наша «Мега», там всего два охранника.
То, что происходит в Казани, все, кто здесь живет, прекрасно знают. Начинается с того, что люди паркуются неправильно при въезде в торговый центр, заходят внутрь пьяными или в неподобающем виде, воруют. Есть информация, что в городе действуют организованный преступные группы, террористические организации.
По моим наблюдениям, уровень напряжения в обществе повышается. Причина тому — заметное расслоение людей на бедных и богатых, безработица, социальная необустроенность, эмиграция и так далее… К сожалению, статистика не радует. Возросло количество вооруженных нападений на салоны сотовой связи, ювелирные магазины, есть кражи из торговых залов гипермаркетов, торговых центров. То есть уровень криминогенности в Казани, в Татарстане достаточно высокий, и этим объясняется востребованность наших услуг. Сегодня не только население, но и предприниматели нуждаются в защите — в недопущении мошеннических операций, возврате незаконно удерживаемого имущества, долгов, при утечке информации и так далее.
— Что представляет собой сегодня казанский рынок охранных услуг?
— Он очень неоднородный. Здесь присутствуют федеральные игроки — компании «Оскорд» и «Альфа норд Секьюрити». Есть крупные татарстанские игроки, такие как наша компания «Контр», «Оружейный дом», «Динамо», «Медведь» или «Сова». И есть мелкие ЧОПы, которые работают буквально на одном-двух объектах: они, как правило, обслуживают своего учредителя, правда, номинального, потому что формально юрлица не могут быть учредителями охранных предприятий — то есть эти компании работают для удовлетворения потребностей аффилированных собственников.
Еще есть рынок услуг пультовой охраны. Он в первую очередь представлен вневедомственной охраной (подразделение полиции), которая сейчас по большей части охраняет квартиры. Другой крупный игрок в этом сегменте рынка — местная компания «Сити-гард», которая имеет в своем активе порядка пяти тысяч подключений на пульт централизованного наблюдения. Есть игроки помельче, которые имеют до тысячи подключений — «Заслон», «Саирс», «Технологии безопасности», «Витязь» в Челнах. Работают и совсем маленькие компании (200-300 подключений на пульт), которые, по моему мнению, малоприбыльны и, может быть, даже убыточны. Их названия я даже не вижу смысла приводить, потому что они никакой роли на рынке не играют. В этом сегменте рынка также работают крупные федеральные игроки — такие как «Гольфстрим» и «Дельта».
Я думаю, что 2013 год будет годом серьезных изменений на локальном рынке безопасности в Татарстане. Крупные игроки будут теснить мелких, средних — или их скупать, или просто-напросто вытеснять с рынка. Они смогут делать клиентам более выгодные по цене и качеству предложения, а также предоставлять комплексные услуги (и пультовое реагирование, и физическая охрана, и монтаж и охрана пожарной сигнализации, и система видеонаблюдения).
— Почему это произойдет именно в 2013 году?
— Универсиада серьезно изменит расстановку сил на рынке охранных услуг. В связи с подготовкой к Универсиаде в Казани активно развивается инфраструктура города. Появляются новые торговые объекты и гостиницы, в том числе принадлежащие международным сетям. Это привлекает крупных игроков охранного рынка России, которые смогут применить в Казани свой опыт современных стандартов безопасности.
Кроме того, безопасность самой Универсиады 2013 должна отвечать самым высоким международным требованиям. Для реализации этой задачи будут задействованы и частные охранные компании. Понятно, что крупные игроки обладают преимуществом материально технической базы, большим штатом сотрудников, огромным опытом в решении комплексной безопасности.
— Известно уже, кто из ЧОП будет охранять Универсиаду?
— Дирекция Универсиады совместно с МВД провели тендер и определили десять охранных крупнейших предприятий Татарстана, которым будет поручена охрана. Кроме «Контр» в этот список вошли «Динамо», «Калибр», «Оружейный дом» и другие ЧОП, которые уже участвовали в тестовых мероприятиях, таких как чемпионат мира по водным видам спорта, стрельбе и гимнастике. Таким образом, ЧОП сейчас обкатывают свою технологию работы на крупных массовых спортивных мероприятиях в моментах взаимодействия с силовыми ведомствами, организации пропускного режима.
Насколько я знаю, дирекция Универсиады готовит спецпрограмму подготовки ЧОП к несению службы на спортивных мероприятиях: это минимальное знание английского языка, стандарты внешнего вида, знание специфики проведения спортивных мероприятий, различного рода зон доступ, антитеррористическая укрепленность объектов, работа со спецконтингентом. Многое еще предстоит сделать, мы активно взаимодействуем с дирекцией, отделом МВД по обеспечению безопасности Универсиады, ФСБ и с миграционной службой.
— Как сегодня обстоят дела с получением лицензии?
— Лицензию получить не трудно. Есть единственное ограничение в уставном капитале: без оружия — 100 тысяч рублей, с оружием — 250 тысяч рублей. Деньги небольшие. Гораздо сложнее получить оружие, создать комнату для его хранения, лицензировать сотрудников. Это порог более высокого порядка. Тут нужно иметь некое доверие со стороны органов МВД, чтобы они видели готовность руководителя и самого предприятия к работе с таким источником повышенной опасности, как огнестрельное оружие. Поэтому ЧОПов, имеющих просто лицензию, без оружия — 500. А вот ЧОПов, имеющих огнестрельное оружие — всего 35, то есть примерно в 14 раз меньше.
— Есть проблемы с кадрами?
— В целом, ситуация на рынке труда изменилась за последние два года. Сейчас не так, как было в 90-е, когда мы имели возможность набирать спецназовцев, офицеров вооруженных сил. Изменилась структура рынка труда. Полицейские, как известно, получают прилично — от 30 тысяч рублей и более, то есть даже больше, чем военнослужащие. Есть большая потребность в физически крепких людях на рынке строительных услуг, так как близится Универсиада. Поэтому качественный состав сотрудников охраны в некоторых компаниях ухудшился. Кто-то работает с откровенно низко квалифицированными кадрами: это пенсионеры, чуть ли не инвалиды, люди судимые, не имеющие лицензии; часто берут женщин на посты, где их присутствие нежелательно; принимают студентов на время; нанимают людей из районов, которые готовы закрепиться в Казани на любых условиях, а потом найти другую работу и уйти.
В связи с этим большое значение имеет технология найма и удержания персонала, наличие сильного бренда, социального пакета, справедливой и своевременной оплаты труда, что могут себе позволить только крупные компании. Мы, конечно же, испытываем все вышеперечисленные трудности, но, наверное, в меньшей мере, чем мелкие ЧОПы.
— Какова средняя заработная плата у охранника в вашей компании?
— Около 12-15 тысяч рублей. Подъем не может быть скачкообразным, как в случае с госслужащими, когда государство увеличивает зарплату сразу на 20-30%. Мы работаем в рыночных условиях формирования оплаты труда, которая напрямую зависит от расценок. Если мы увеличим расценки на 5-10%, то и оплата на такую же сумму вырастает.
— Как Вы планируете реагировать на тенденцию консолидации рынка? Есть ли плану по объединению с другими компаниями?
— Да. В ближайшее время мы начинаем работу с крупной федеральной группой охранных предприятий, имя которой я пока не хочу называть. Её деятельность охватывает более 15 городов-миллионников по всей России. Она очень успешно реализует свои проекты мониторинговой и физической охраны. Наши акционеры считают, что нужно сотрудничать с сильными, брать технологии, использовать широкую линейку предоставляемых услуг, и что это, в конечном итоге, даст конкурентное преимущество.
— Что будет с хорошо известными на рынке брендами «Контр» и «Сити-Гард»?
— Они остаются.
— Профсоюз негосударственной сферы безопасности РФ разработал поправки «О частной детективной и охранной деятельности», согласно которым ЧОПы могут получить право задерживать и применять силу для нарушителей порядка во время массовых мероприятий. То есть фактически предлагается уравнять частных охранников с полицейскими. На ваш взгляд, есть ли в этом необходимость?
— Это нужно сделать, но только в отношении определенной, шестой категории охранников, которые имеют право на ношение и применение огнестрельного оружия. Им такие права, безусловно, нужно дать при условии ужесточения системы подготовки и сдачи квалификационных экзаменов. Бывают такие случаи, когда полиции не дождешься, а правонарушителя нужно задерживать, обезвреживать. Но нужно регламентировать, в каких случаях, при совершении какого серьезного правонарушения, сотрудники могут применять силовые методы, осмотр, допрос и так далее.
— Как сейчас выстраиваются отношения государства с ЧОП?
— Государство ужесточает контроль за деятельностью частных охранников. Приняты поправки в закон об охранной деятельности, который вступил в действие в 2010 году. Он еще больше отстранил нас от охраны, лишив права собственности на оружие — мы теперь оружие можем брать только в аренду, появилась необходимость производства лишних бумаг, связанных с переоформлением оружия, с оформлением договоров аренды и так далее. Постоянно меняются требования к оружейной комнате, и то, что было актуальным три года назад, вдруг становится по каким-то нормативным ведомственным актом незаконным, приходится перестраивать, утолщать стенку оружейной комнаты, толщину прута и так далее. Эта излишняя бюрократическая регламентация усложняет работу.
Много проблем возникает с получением карточек охранника, которые разработаны приказом МВД, но не печатаются в достаточном количестве или их получение затягивается по тем или иным основаниям, например, в силу занятости чиновников, что сразу выводит сотрудника охраны из правового поля.
Ну а самая главная проблема в отношениях с государством, как ни странно — отсутствие должного регулирования госзакупок в сфере безопасности. Существующий федеральный 94-ый закон, который позволяет выигрывать тендеры по цене наименьшего предложения, в условиях отсутствия контроля за системой начисления заработной платы в охранных предприятиях позволяет фирмам, ведущим бизнес не в соответствии с налоговым законодательством, откровенно демпинговать. Честные предприниматели стоят зачастую перед выбором: либо так же уйти в тень или уйти с рынка. Многие жалуются на этот закон, он приводит к большим перекосам.
Скорее бы здесь навели порядок и ввели контрактную систему, в соответствии с которой устанавливается минимальная расценка, минимальные требования к качеству и поставщику охранных услуг - таким образом, исключается демпинг, когда цена бывает раза в два ниже себестоимости. Ведь эти демпингеры выполняют работу силами низко квалифицированных сотрудников — пенсионеров, которые готовы работать за 4 тысячи рублей, и которым не платят заработную плату, выгоняя, не оформляя, не предоставляя в полном объеме заказчикам оговоренные в договорах посты. Все это очень сильно дискредитируют нашу сферу, отрасль, и этому срочно необходимо положить конец.
— По вашему мнению, что сейчас сдерживает развитие рынка?
— Кроме 94-го закон, о котором я говорил ранее, сдерживающим фактором является наличие на рынке крупного государственного игрока — вневедомственной охраны. Это вопиющая несправедливость, когда полиция, использую административный ресурс, форму, структуру, одновременно лицензируя и контролируя нас, сама же оказывает услуги. Надеюсь, что ситуация изменится. Напомню, что согласно правилам ВТО, ни одна госструктура не должна оказывать платные услуги бизнесу. Поэтому мы ждем изменений федерального законодательства, которые запретят полиции оказывать платные услуги вневедомственной охраны.
Еще хочу обратить внимание на такой момент. Закон об охранной деятельности налагает ограничения на собственника охранного бизнеса. ЧОПом могут владеть только физические лица, которые непосредственно занимаются охранной деятельностью. Это, я считаю, антиконституционная норма, которая пока не получила должной оценки и не опротестована. Ведь в других сферах бизнеса — торговле, банковской деятельности, грузоперевозках, авиаперевозках — допускается владение и физлицами, и юрлицами, и иностранными гражданами. Я не думаю, что человек, владеющий пистолетом, может нанести больший урон, нежели пилот самолета, который перевозит двести пассажиров и является работником частной авиакомпании. Существующее положение делает наш бизнес не ликвидным. Мы не можем заложить его в банк. ЧОП лишается притока капитала, потому что в него невыгодно инвестировать в таких условиях. Это ограничивает развитие.
Должен быть принят единый закон об охранной деятельности в РФ, который уравняет все субъекты — ведомственные, вневедомственные и частные в правах и возможностях ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, как в случае с законом о торговле, транспортной системы РФ. Никаких разделений быть не должно.

http://www.g9e.ru/retail/interview/1354006965