Навстречу Всероссийскому совещанию НСБ "Стратегия 2020"

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели»

(Ильф и Петров)

Почему я недолюбливаю провидцев, аналитиков и журналистов? Люди этих профессий говорят: «я так и знал», или «я же предупреждал». Обычно эти фразы запаздывают в своей превентивности и констатируют ситуацию «поезд уже ушел». Наткнулся на статью одного из отраслевых специалистов, вещающего о тенденциях – слиянии, поглощении, покупке… Несколько лет назад, когда я с «высокой трибуны» пытался говорить об этом, помнится, он надо мной смеялся: «Охранный бизнес не оценивается, его нельзя продать и прочее…». Так действительно было, но!.. После громкой сделки московской компании «Дельта» с казанской группой «Контр» информационное поле изменилось, а вся охранная отрасль окончательно перешла на новый уровень отношений. Эту покупку (или поглощение, или слияние) приблизительно оценивают в диапазоне 80-150 миллионов рублей. Правда «Дельта» тут же промахивается с краснодарским «Максимумом», из которого после сделки «слился» менеджмент с 50-ю процентами клиентской базы, создав новую организацию с этим же брендом. Так кто прав, я или мой оппонент?! Все же я готов доказывать свою правоту в том, что в охранную отрасль пришла пора настоящего бизнеса – жесткого, бескомпромиссного, конкурентного, накачиваемого большими деньгами «белых» и «серых» инвесторов. Я готов снять с себя розовые очки и пионерский галстук, если мне докажут, что «Дельта» скупает все из денег, заработанных операционной деятельностью. Емкость рынка, оцениваемая в несколько миллиардов долларов – это интересное предложение для людей, способных вкладывать средства в бизнес.

Итак, уже реалии, а не тенденции: мы в ВТО; в России функционируют крупные охранные объединения с иностранным капиталом (пусть пока и через подставных лиц); идет большая инвестиционная волна; происходит скупка, поглощение, слияние, выдавливание, лоббирование… Почему? Анализ показывает, что, во-первых, крупные международные и отечественные компании, заинтересованные в обеспечении безопасности своего бизнеса, готовы работать только с большими сетевыми охранными операторами, предоставляющими полный комплекс услуг. Во-вторых, наибольший эффект при захвате рынка и обеспечении роста доходов сегодня дает сегмент массового потребителя. Именно поэтому столь стремительно развивается пультовая охрана – политика с «миру по нитке» дает миллиардные обороты. В-третьих, технология «охраны столбов вооруженным сторожем» уходит в прошлое, а на смену приходит система «техника-профессионал-реагирование». Таким образом, вчерашняя фантастика превращается в реальность.

Сегодня в России зарегистрировано порядка 25-27 тысяч охранных предприятий. Убираем «пустышки» и работающие под единым брендом и оставляем 10 тысяч самостоятельных предприятий. Это еще не вся математика… Из этих организации, по закону Парето, 80% функционируют для обеспечения жизни учредителей, не желающих превращать его в долгосрочный семейный, передающийся по наследству, бизнес. Оставшиеся 20% - это предприниматели, которые озабочены складывающейся в отрасли ситуацией. Куда деваться? Ждать выдавливания с рынка, или попытаться удачно продаться?! Как видите, я не ставлю вопрос о развитии и создании своей региональной или федеральной сети. Эпоха «диких денег» и бешеной рентабельности прошла, найти инвестора сложно, своих денег хватает лишь на планомерное обеспечение каждодневного функционирования.

Итак, две тысячи компаний, предоставляющих комплекс услуг безопасности. Продолжим расчеты. Пусть оборот средней и стабильной компании составит 3 миллиона рублей в месяц (допустим эту цифру), тогда общий оборот – 6 миллиардов в месяц. В год это составит 72 млрд. рублей. При средней рентабельности в 5% мы получим в остатке 3,6 млрд. рублей. Но, как мы понимаем, столь небольшой процент прибыльности бизнеса в нашей отрасли – это дело условное, поскольку «белая» работа является уделом избранных.

Далее, открываем учебники по менеджменту и ищем информацию о том, сколько на развитие тратит амбициозная компания – допустим процентов 20. Эти деньги уйдут за счет снижения прибыли, поскольку крайне редко можно встретить «одиночные охранные компании», которые изначально бюджетируют эту статью. Таким образом, получаем сумму тысяч этак в 350-360 в год, естественно рублей. Немного, увы, для интенсивного развития.

В чем смысл и содержание развития? Прежде всего, это увеличение доли рынка, вывод нового продукта или услуги и, как следствие, увеличение доходности. За счет чего это можно сделать? Маркетинг, создание и продвижение единого глобального бренда, профессиональное обучение менеджеров принципам ведения грамотного бизнеса и т.п. Как обратить внимание потенциальных заказчиков к инновации? Качеством товаров и услуг, достигающихся единым стандартом. Много чего еще интересного, но все это азбука! Как претворить теорию в практику?

В головах «старожилов» отрасли родилась бизнес-идея, которую пока облачили в название FBSC – Federal Business Security Club, что в некотором переводе должно означать Федеральный клуб безопасности бизнеса. Чем не бренд, претендующий даже на свою международную узнаваемость? И идею свою он отражает своей аббревиатурой, поскольку сочетается она с признанной в менеджменте «системой сбалансированных показателей», т.е. BSC (Balanced Scorecard). В чем смысл концепции? Безусловно, это объединение. Вокруг чего? Единый бренд и стандарт деятельности. Почему «клуб»? В основе лежит идея создания федеральной сети. Прежде всего, данная организация не содержит политических амбиций – мы оставляем это другим. Только бизнес и деловые взаимовыгодные отношения! Членство в клубе позволит создать дискуссионную площадку, на которой будут определяться основные потребности развития предприятий охранного бизнеса, а также компаний-заказчиков, функционирующих на российском рынке. Финансовый поток (а он все же необходим) будет направлен на маркетинговые исследования, разработку и внедрение стандартов, создание и продвижение единого товарного знака, формирование электронной площадки для проведения тендеров и пр. Где ресурс для всего этого? Клуб и Фонд развития – это центр обсуждения и инвестиций, а консалтинговые компании, созданные под эгидой данной организации – исполнители. Уже сегодня можно говорить о том, что ряд направлений вполне реализуем, поскольку обеспечен специалистами. Это управленческий и финансовый консалтинг, аудит, анализ динамики рынка, лингвистическое сопровождение и подготовка тендерной документации на нескольких языках и пр. Для заказчиков охранных услуг может быть интересным аудит безопасности объекта, составление соответствующих паспортов, мероприятия по минимизации потерь, обучение персонала компаний данным вопросам, что позволяет осуществить накопленный опыт, база стандартных разработок, готовые тренинги и видеокурсы.

В чем смысл этой статьи? Испугать иллюзиями? Показаться очередным «сборщиком чужих денег»? Все это вероятно, но только до этапа детального обсуждения и планирования, к которому автор и приглашает. Основа – это открытая дискуссия заинтересованных лиц. Грамотный читатель поймет, что речь идет о совместном соинвестиционном проекте, который в перспективе позволит удержаться и развиться на рынке охранных услуг. Идея может показаться кому-то утопичной, даже не смотря на то, что силами инициаторов она уже обрела конкретные материальные очертания.

Поговорим подробнее о некоторых аспектах. Единый бренд. В отрасли безопасности, на мой взгляд, есть один узнаваемый населением бренд – это «Гольфстрим». Пару человек из ста опрошенных могут его вспомнить, хотя боюсь, что визуального ряда (логотип) все же не воссоздадут. Стал нарождаться бренд «Дельта», реклама которой замелькала в федеральных СМИ. И?... Все остальное «крупное» - это не более чем региональный отраслевой бренд. 90% новых заказчиков начинают поиск оператора охранных услуг, по-прежнему щелкая компьютерной мышью. Консолидированное участие в продвижении единого бренда позволит экономить средства, создавать единый сайт, информационный сервис и центр формирования и распределения заказов среди организаций – членов клуба, предоставлять действительно полный комплекс услуг за счет клубного партнерства.

Итак, действующие структуры безопасности объединяют свои усилия в Бизнес-клубе (некоммерческое партнерство, консалтинговая компания).

Принципы функционирования: внеполитическая организация, создаваемая для усиления устойчивости бизнеса в условиях вступления страны в ВТО, консолидированного расширения диапазона предоставляемых услуг безопасности.

Цель: объединение юридических лиц, предоставляющих различные диапазоны услуг безопасности на основе выработанных корпоративных стандартов, готовых к созданию единых стандартов деятельности и качества услуг ассоциации.

Сегмент рынка: организации сегмента middle (только консолидация позволяет выйти таким организациям на значительно более высокий уровень за счет поддержки централизованного управления и работы в единой маркетинговой, рекламной, брендовой среде.

Принципы вступления: добровольность; подписание юридического соглашения о сотрудничестве с определенными правилами вступления и выхода из бизнес-ассоциации, готовность взаимодействия на условиях работы по выработанным стандартам.

Возможные виды деятельности FBSC:

Стандартизация управления предоставлением услуг безопасности:

· разработка стратегии развития;

· формирование целей (MBO);

· построение системы сбалансированных показателей (BSC);

· разработка ключевых показателей эффективности (KPI);

· постановка управленческого учета;

· постановка и автоматизация управленческого учета и т.п.;

Стандартизация технологии предоставления услуг безопасности

· разработка пакета продуктов (услуг) безопасности, создание коммерческих предложений;

· стандарт «запуска» (start up);

· стандарт контроля;

· стандарт обеспечения процессов и т.п.;

Маркетинг услуг безопасности

· исследования рынка клиентов (представленность, перспективы, ценовой диапазон);

· сегментация рынка;

· исследование потребностей клиентов;

· выработка рекомендаций с учетом региональной специфики и т.п.

Формирование и продвижение единого бренда

· разработка единого бренда;

· формирование и регистрация товарного знака;

· продвижение бренда;

· создание единого информационного поля и т.п.

Единый стандарт. Предполагается разработка условий вхождения в клуб. Что это будет? Организационная структура, штат, ценовая политика, количество оружия, технических средств или иные факторы – все становится предметом обсуждения. Но это может отсечь часть желающих (если таковые найдутся, конечно)? Не совсем так. Возможна разработка «пакетных» услуг для заказчиков: пакет «премиум», «бизнес», «стандарт»… Тогда и диапазон юридических лиц расширится. Безусловно, это найдет свое отражение и в дифференциации финансового участия в проекте. Что такое единый стандарт деятельности? Это и управленческие алгоритмы, и принципы кадровой политики, и ценообразование, и документооборот, и финансовое управление, и т.п. «Это не актуально, и не требует централизации!» - скажете вы. Пару недель назад общался с руководством некой крупной группы компаний. Их политика развития достаточно ясна: региональная экспансия своими силами, обмен активами с другими юридическими лицами, субподряд с 5-процентными отчислениями в Москву, продвижение своего бренда в регионы. При этом функционал менеджмента не прозрачен, не понятен, юридически не выверен, риски управления персоналом высоки. Компании уже более полутора десятков лет. Примеров таких множество!

Подготовка менеджмента. Что есть сегодня? Курсы руководителей? Семинары и тренинги по отдельным вопросам. Общий интерес и готовность к личному развитию позволят создать отдельные образовательные программы по вопросам управления предприятиями сферы безопасности на базе ведущих московских бизнес-школ. И тут нужна этапность: сначала профессиональная переподготовка, участие в реализации «президентской программы подготовки кадрового резерва со стажировками в зарубежных странах, МВА по безопасности… Обучение очное, заочное, модульное, дистанционное… Реалии таковы – все это может быть реализуемо уже в ближайшее время, поскольку обеспечено определенными ресурсами.

Создание тендерной площадки

· разработка стандартов и принципов создания тендерной площадки;

· автоматизация процессов, создание единого сайта;

· разработка тендерных форм с учетом требований международных компаний;

· обеспечение оперативного перевода тендерной документации на английский (иной) язык и т.п.;

Внутреннее взаимофинансирование, венчурное финансирование

· разработка принципов взаимного финансирования (займы);

· расчеты финансовых рисков;

· формирование фонда финансирования совместных инновационных «start up»-проектов;

· взаимное соучредительство;

· взаимное софинансирование проектов и т.п.

Научное, методологическое и обучающее обеспечение

· создание единого центра внедрения и использования инноваций в сфере услуг безопасности;

· разработка стандартизированных, юридически согласованных, пакетов документов, необходимых для осуществления деятельности;

· подготовка (повышение квалификации) управленческих кадров для юридических лиц – членов бизнес-клуба

· создание программ МВА на базе бизнес-школ страны;

Консалтинговое сопровождение деятельности членов бизнес-клуба

· юридическое сопровождение;

· финансовый консалтинг и аудит;

· кадровый консалтинг и аудит;

· управленческий консалтинг и т.п.

Диапазон услуг. Не все ЧОПы и ЧОО сегодня имеют в арсенале технические подразделения или компании. Работать на «комплекс услуг» уже становится сложно, поскольку даже при субподряде сложно гарантировать качество. Позиционирование через центр, в чьи функции может входить обеспечение профессионального партнерства на основе стандартов качества, позволит такой диапазон обеспечить.

Создание тендерной площадки. Смешно и утопично? Может быть, но только до создания базы данных о компаниях, содержащей о членах клуба информацию на нескольких языках, необходимую для заказчика, особенно для иностранного. В таких базах и подобных условиях торгов могут быть заинтересованы руководители коммерческих организаций (речь не идет о государственных и муниципальных структурах), т.к. финансовый поток становится более прозрачным.

Последнее на сегодня. Взаимное участие в бизнесе. Мы часто ищем партнеров для совместных проектов, порой не хватает финансов для старта. Разве клубная площадка не может стать опорой для такого взаимного инвестирования. Долевое участие, займы и иные финансовые механизмы – это еще один путь для развития.

Если управление «Федеральным клубом безопасности бизнеса» (FBSC) сделать открытым, финансовую политику прозрачной, деятельность направленной на интересы участников, то, на мой взгляд, этот проект имеет вероятность стать абсолютно реальным, успешным и динамичным. Вариантов дополнительной капитализации деятельности, помимо финансового участия членов клуба, тут множество.

Итак, я поделился с уважаемыми читателями своим видением и взглядами ряда опытных менеджеров, которых эта идея заинтересовала. Сегодня мы уже говорим о том, что она находит свое отражение и определенное решение в пяти регионах страны. Но, главное, это мнение участников охранного сообщества, которым вы можете поделиться, отправив свой отзыв по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

КАРМАЗИН Тимур Ильич - соорганизатор FBSC, бизнес-тренер, консультант, эксперт НСК , кандидат психологических наук,  доцент