Контроль въезжающего и выезжающего автотранспорта. Это одно из приоритетных направлений не только в работе ЧОПа по созданию системы безопасности строительной площадки, но и в работе по обеспечению экономической безопасности строительной компании в целом. Ведь, как уже говорилось выше, экономический ущерб, причиненный заказчику охраны путем недовоза либо несанкционированного вывоза материальных ценностей с объекта будет на несколько порядков выше ущерба, причиненного банальными «несунами», как внешними, так и внутренними (из числа персонала работающих на стройке организаций). В этой ситуации стационарную охрану мы рассматриваем как первый заслон, поставленный на пути хищений. Тщательная проверка оформления товарно-транспортных накладных при вывозе грузов за территорию объекта и возможность для заинтересованных должностных лиц из числа заказчиков эффективно контролировать движение (как вывоз, так и ввоз) материальных ценностей – вот две основные внутриобъектовые задачи. Каким образом мы можем их решить? Сегодня мы можем говорить об уже сложившейся и на практике оправдавшей себя системе взаимодействия частных охранных организаций и заказчиков их услуг. Многие крупные строительные компании, как правило, имеют в своем штате должность заместителя руководителя по экономической безопасности. И работают на этой должности бывшие сотрудники правоохранительных органов, преимущественно специалисты по борьбе с экономическими преступлениями. Будучи профессионалами, первостепенное значение они придают качественной работе охранников на въездных-выездных воротах, стремясь создать для этого максимально благоприятные условия. Обязанности охранника должны быть прописаны в инструкции, соблюдение которых должно быть неукоснительным.

1. Вывоз (вынос) товарно-материальных ценностей с объекта разрешать только на основании товарно-транспортных накладных, завизированных начальником строительства, и при наличии штампа заказчика установленного образца. Устные распоряжения, записки и т.п. основанием для вывоза не являются. Причем владелец груза – заказчик охраны – вправе установить и потребовать, чтобы товарно-транспортные накладные на все грузы, проходящие через пост охраны, были номерными и отмечались охранником (дата, время въезда-выезда и роспись). Более того, многие заказчики предпочитают изготавливать для охраны специальные штампы, без которых их бухгалтерии не принимают эти накладные к учету. В результате этого водитель автомашины, доставившей груз на объект, лично заинтересован в том, чтобы даже при отсутствии ограждения объекта не «проскочить» мимо охраны, а остановиться, предъявить документы на груз, откинуть тент кузова, предоставив охраннику возможность сличить наименование и количество ввозимых (вывозимых) материальных ценностей с данными, указанными в накладной.

2. Весь въезжающий и выезжающий автотранспорт следует фиксировать в книге учета с обязательным указанием марки автомобиля (другой техники), государственного регистрационного знака, времени въезда и выезда, а также номера товарно-транспортной накладной и наименования ввозимого (вывозимого) груза. Многие заказчики охраны также требуют указывать, для какой именно из работающих на объекте организаций поступил груз, а также куда и с чьего разрешения груз вывозится. Для чего? Нередки случаи, когда из соображений экономической целесообразности грузы доставляются (развозятся) одной автомашиной сразу на несколько объектов или когда материальные ценности (излишки строительных материалов, элементы лесов, опалубки, инструменты и др.) попутно вывозятся с данного объекта на другой, где в них существует потребность. В этом случае возникает возможность хищения путем сговора, например, материально-ответственного лица объекта с водителем. Если же на том объекте, куда по документам вывозится груз, работа охраны на въездных-выездных воротах организована аналогичным образом, то заместителю по экономической безопасности строительной компании не составит труда отследить поступление груза. А сотрудник охраны, выпускающий автомашину с объекта, всегда сможет убедиться, сличив состав и количество находящегося в кузове груза с данными товарно-транспортной накладной, что ничего лишнего с объекта не вывозится. Кроме того, имея в наличии записи в объектовых «Книгах регистрации въезжающего и выезжающего автотранспорта» и отмеченные охраной товарно-транспортные накладные, заместитель по экономической безопасности строительной компании всегда сможет сопоставить количество и наименование материалов, реально поступивших на объект, с тем, что значится в отчете материально-ответственного лица. Тем самым ставится эффективная преграда совершению хищений путем недовоза.

В основе успеха этой работы лежит постоянный контроль руководства ЧОО за внимательным и добросовестным ведением нарядом охраны «Книги регистрации въезжающего и выезжающего автотранспорта», все записи в которой делаются аккуратно и обязательно в режиме реального времени:

Дата

Время въезда

Марка и гос. регистрационный знак автомашины

№ ТТН,

наименование ввозимого груза, наименование организации, в чей адрес поступил груз

Время выезда

№ ТТН

(характер и количество вывозимого груза, куда вывозится (адрес), кто разрешил вывоз)

1

2

3

4

5

6

3. На строительных объектах г.Москвы охранники, работающие на выездных воротах, выполняют еще одну важную функцию, позволяющую даже в местах интенсивного строительства поддерживать чистоту и порядок на улицах города. В соответствии с распоряжением Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города №43 от 4.10.2005г. частным охранным организациям запрещено выпускать с объекта автотранспорт, не прошедший пункт мойки и очистки колес.

Обеспечение сохранности материальных ценностей, расположенных непосредственно на территориях строящихся объектов. Независимо от количества объектов в районах массовой застройки каждый из них строится на основании отдельного проекта и соответственно сметы. Поэтому исходя из принципа «адресности» финансирования, а также из-за отсутствия, как правило, единого застройщика – заказчика охраны каждый из строящихся объектов будет являться предметом отдельного договора об оказании охранных услуг. Исходя из сложившейся практики смета на каждый из таких объектов не позволяет финансировать работу более чем двух охранников в смену, по крайней мере до начала активного цикла отделочных работ и монтажа оборудования. Кроме того, нахождение охраны на въездных-выездных воротах, не являющихся согласно смете отдельным объектом, финансируется за счет строящихся корпусов или инженерных сетей. Поэтому перед ЧОО уже на стадии заключения договора со строительной компанией встает проблема правильной расстановки охранников, распределения их обязанностей и зон ответственности. Именно на этом этапе с заказчиком отрабатываются все вопросы, связанные с созданием оптимальных условий для эффективной работы малочисленной охраны. Рассмотрим наиболее существенные из них.