Растущая потребность в жилье, особенно в крупных городах и мегаполисах, приводит к созданию городских целевых программ, согласно которым на пустующих либо мало освоенных территориях возводятся новые современные жилые районы с развитой инфраструктурой. Несколько подрядных организаций (они же – заказчики охранных услуг) возводят 20 и более зданий различного назначения: жилые дома, школы, детские сады, магазины, объекты культурного назначения, спорта и пр.

Организация охраны указанной категории строительных объектов настолько отличается от охраны, скажем, точечных застроек, что ее вполне можно отнести к самостоятельному направлению. В чем же заключаются эти отличия?

1. Это самые уязвимые с точки зрения технической укрепленности объекты. Как правило, по общему периметру застройки поставлен сплошной забор с большим количеством въездных-выездных ворот. Ни один из отдельно находящихся объектов строящегося массива не имеет собственного ограждения. Причем не столько из соображений экономии средств, сколько из-за технической нецелесообразности, поскольку прокладка отсутствующих инженерных сетей и коммуникаций сопряжена с необходимостью рытья километров траншей, опоясывающих строящиеся здания и не позволяющих огородить территорию каждого отдельно строящегося объекта.

2. На таких крупных площадках работают, как правило, несколько подрядных строительных организаций, что неизбежно привносит элемент децентрализации и осложняет создание единой системы охраны. Несомненно, в таком случае наиболее эффективной будет охрана, осуществляемая силами одного охранного предприятия, особенно если учесть, что число охранников на каждом отдельном объекте строго лимитировано строительной сметой.

3. Еще одной «болевой точкой» этой категории строительных объектов является их недостаточная освещенность в темное время суток, причем как по периметру общего ограждения, так и каждого отдельного строящегося здания. Это происходит потому, что инженерные сети и коммуникации (в том числе и сети электроснабжения) в районах массовой застройки либо полностью отсутствуют или строятся параллельно с возведением зданий, либо мощности имеющихся сетей недостаточно для обеспечения потребностей строительства. В таких условиях строительная площадка питается электричеством в основном от дизельных передвижных электростанций, мощностей которых (да и выделяемых лимитов топлива) не хватает для постоянного освещения огромного сплошного периметра.

4. Передвижение большого количества персонала, работающего в три смены, по всей территории стройки: на различные склады, к бытовым городкам и пр., вследствие чего охрана практически постоянно вынуждена работать в условиях круглосуточного присутствия людей на охраняемой территории.

5. Интенсивный поток въезжающего и выезжающего автотранспорта, ввозящего и вывозящего грузы, нередко круглосуточный. Причем это нагрузка не только на охранников, работающих на въездных и выездных воротах, но и на охраняющих отдельные, часто не огражденные, строительные объекты – непосредственные пункты доставки и вывоза грузов, бытовки. Кроме того, постоянно движется не только автотранспорт, но и другая строительная техника: краны, экскаваторы, бульдозеры и пр.

Как видим, условия работы сотрудников охраны строительных объектов в районах массовой застройки далеки от классических канонов! В данном случае эффективность охраны напрямую зависит от постоянного и тесного взаимодействия руководства ЧОО с руководством заказчиков (строительными генподрядными организациями), от хорошо продуманной системы организации охраны, четко организованной связи, в том числе внутриобъектовой, от профессионализма старшего охраны объекта, непосредственно осуществляющего руководство работой нарядов охраны, и пр.

Приступая к созданию системы охраны, руководителю ЧОО необходимо отчетливо представлять наиболее характерные виды угроз, которым будет противостоять охранная организация (в том числе необходимо знать наиболее распространенные способы совершения хищений товарно-материальных ценностей заказчика).

1. Обычное хищение. Может быть совершено как одним человеком, так и группой лиц. Участниками могут быть как посторонние граждане, так и рабочие объекта. Причем, по статистике многих ЧОО, рабочие крадут чаще (до 80% всех краж). Совершаются как спонтанно (что называется, «прихватил по случаю»), так и с предварительной подготовкой, когда похищенное имущество предварительно прячется на территории строительства в укромном месте, а в дальнейшем выносится за пределы объекта, перебрасывается подельникам через забор и т.п. Это наиболее распространенный вид хищений. Как правило, стоимость похищаемого таким образом имущества по сравнению с другими видами хищений не очень высока (в руках, в сумке или под одеждой много не унесешь). Тем не менее эти кражи представляют собой весьма серьезную опасность экономическим интересам заказчика (вплоть до срыва нормативных сроков строительства) в силу своей массовости, а также доступности (в случае плохого надзора со стороны администрации и охраны объекта).

2. Хищение, совершаемое путем несанкционированного вывоза. Здесь возможны два варианта. Первый – когда водитель вывозит за пределы объекта какие-либо материальные ценности, спрятанные в кузове, в кабине, под капотом или прикрепленные к раме. Второй – куда более серьезный, когда из-за халатности или неподготовленности охранников можно прямо через ворота на глазах у всех вывезти (по поддельным либо без надлежаще оформленных документов) не один десяток тонн арматуры, бетона, раствора, дерева, кирпича, любое количество строительной техники, вагончиков-бытовок и другого весьма дорогостоящего имущества. Понятно, что воровать таким способом одному водителю не под силу. Как правило, он бывает в сговоре с кем-либо из материально ответственных ИТР. Да и без привлечения машиниста автокрана или автопогрузчика здесь не обойтись.

3. Хищение, совершаемое путем недовоза материалов на объект, когда материально-ответственное лицо, находящееся в сговоре с подельниками, делает отметку в товарно-транспортной накладной о приемке якобы завезенного на объект груза, проводит его по материальному отчету, а недостачу впоследствии списывает на разные обстоятельства (какие – это тема отдельного исследования для специалистов по экономической безопасности компании), а нередко – на инсценируемую кражу по вине «плохой» охраны. Это самый дерзкий, изощренный и, пожалуй, наиболее опасный для экономики строительной компании вид хищений. Правильно организованная работа охраны является неотъемлемой и обязательной частью комплекса мероприятий по их пресечению.

Итак, изучив принимаемую под охрану строительную площадку с учетом описанных выше ее специфических особенностей и оценив уровни и виды угроз охраняемой собственности заказчика, руководство ЧОО переходит к созданию системы охраны. В основе ее лежит отработка следующих основных направлений.

Обеспечение эффективного контроля за движением товарно-материальных ценностей как через въездные-выездные ворота (количество которых может быть не менее 2-4), так и непосредственно на конкретном не огражденном точечном объекте. Другими словами, обеспечение контроля за въезжающим и выезжающим автотранспортом.

– Обеспечение сохранности материальных ценностей, расположенных непосредственно на территории каждого из строящихся объектов.

– Обеспечение контроля за соблюдением персоналом заказчиков охраны и их субподрядных организаций требований внутриобъектового режима: правил электро- и пожарной безопасности, выявление и передача представителям территориальных ОВД лиц с признаками алкогольного или наркотического опьянения, пресечение фактов нахождения на территории строительства персонала строительных организаций после окончания рабочей смены (за исключением лиц, работающих во 2-ю и 3-ю смены) и т.д.

– Обеспечение устойчивой связи старшего охраны объекта как с дежурной частью ЧОПа, так и с каждым постом охраны, что позволит ему контролировать обстановку на объекте в режиме реального времени и оперативно реагировать на все ее изменения. Только отработав все указанные направления можно говорить об эффективной охране. О контроле автотранспорта, способах обеспечения сохранности имущества мы поговорим в следующих статьях.