От правильности составления бизнес-плана зависит, получит ли проект одобрение, а также его жизнеспособность. Решение оформить, просчитать бизнес-идею, составить бизнес-план сразу же заставляет его разработчиков ответить на вопросы:
• так ли уж хороша идея?
• на кого рассчитан новый продукт, (услуга)?
• найдет ли этот продукт/услуга своего покупателя?
• с кем придется конкурировать?

Формирование бизнес-плана — центральный этап при среднесрочном и долгосрочном планировании. Главными действиями на этом этапе являются разработка основных компонентов бизнес-проекта и его подготовка к реализации, что предполагает:
• развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания бизнес-проекта (ресурсы — ограничения — результат);
• установление деловых контактов между участниками и углубленное изучение их целей;
• структурное планирование (определение рисков и бюджета, составление календарных планов);
• организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
• получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые
в предынвестиционной фазе делового планирования.

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией.

Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или предложить новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовывать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый (глобальный) бизнес-план.

При подготовке бизнес-плана необходимо прежде всего Определить, какую цель (цели) вы преследуете этой разработкой, попытаться сформулировать эту цель в письменной форме. Цели разработки могут быть различными, например:
• уяснить степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;
• убедить коллег в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемого бизнес-проекта;
• подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по предлагаемой схеме, которую разработчик считает оптимальной;
• доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующей или создания новой фирмы;
• привлечь внимание и усилить заинтересованность потенциального инвестора и т.д.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек.

Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуги) и формируют их в виде локальных бизнес-планов.

Венчурные фирмы, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии.

Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточных собственных мощностей для их производства, она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов и разрабатывает соответствующий бизнес-план.

Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

В бизнес-плане оценивается ситуация на перспективу как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно на основании бизнес-плана руководство принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая — распределяется в виде дивидендов между акционерами.

Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.

В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение вида выпускаемого продукта определяет необходимость развития производства у фирм-партнеров, изготавливающих в порядке кооперации узлы, детали и прочие составляющие, либо изменение отдельного элемента продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы — участники этого процесса, как правило, осуществляют общее финансирование на основе бизнес-плана.

Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсоров.

Бизнес-план помогает крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организационно-правовую структуру.

Многие инвесторы предпочитают знакомиться с одно-двухстраничным кратким содержанием бизнес-плана, позволяющим увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ называется бизнес-предложением. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом и не только является внутренним документом фирмы, но и служит для установления внешних контактов. Все это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своего возможного участия.

Объем и уровень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности фирмы.

Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом, но помещается он обычно в самом начале бизнес-плана.

Целесообразно иметь два вида бизнес-плана.

Первый вид — официальный бизнес-план — является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы и дает понятие об общей цели. В нем обычно содержатся три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).

Второй вид — рабочий бизнес-план — представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица фирмы, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточивается рабочий информационный материал. Этот документ позволяет:
• понять важность официального бизнес-плана;
• составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело;
• детально рассмотреть все возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть готовыми преодолеть их в будущем и избежать ошибок в официальном бизнес-плане;
• заранее распознать и оценить два основных риска в бизнесе:
внутренний, который вам полностью подконтролен (персонал, материальные запасы), и внешний (состояние экономики, новое законодательство), т.е. то, что вы не в состоянии изменить;
• тщательно контролировать состояние дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга;
• по мере необходимости пользоваться им как справочником при модернизации (корректировке) официального бизнес-плана.

Таким образом, рабочий бизнес-план — это широкое пространство, поле для деловой игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.

Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном бизнес-плане, чтобы было легко пользоваться документами, делать закладки по основным разделам.

Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным.

Рабочие материалы должны отражать информацию, которую по каким-то соображениям не хотят включать в официальный бизнес-план: краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса; маркетинговая стратегия; сведения о конкурентах; сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.

Пробелы в информации возможно заполнять по мере поступления нужных данных. Все дополнения следует нумеровать и датировать.

Часть документации рабочего бизнес-плана может быть использована в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков.