Первую часть материала можно найти по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=70859  

Составление и передача в суд искового заявления 

В связи с тем, что иски об устранении нарушений авторских прав на объекты, размещенные в инфосфере сети интернет, осложнены особыми доказательствами, необходимо определить порядок представления таких доказательств.  

Необходимо вводить в доказательственную модель российского судопроизводства специальные юридические механизмы, обеспечивающие равенство электронных и письменных доказательств, то есть придать электронной подписи статус собственноручной. 

При представлении в суд доказательств, содержащихся на электронных документах, сторона может представить носитель информации, а суд, воспользовавшись специальными техническими устройствами, сможет прочесть данную информацию.  

После представления в суд искового заявления с приложением необходимых документов суд принимает исковое заявление и возбуждает производство по делу. 

В процессе судебного разбирательства возникает необходимость проверки судом подлинности представленных сторонами документов. 

 

Судебная защита интеллектуальных прав – принятие закрепленных законом материально-правовых мер принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.  

Судебный консалтинг и экспертиза электронных доказательств.  

В случае возникновения необходимости в судебном процессе для разъяснения или оказания консультации по представленным в качестве доказательств электронным документам, для оказания технической помощи в исследовании судебных доказательств (в том числе при работе со средствами информационной техники, используемыми для воспроизведения электронных документов), суд может привлечь специалиста в области правовой информатизации.  

Консалтинг (участие специалиста в судебном процессе) во многом облегчает процесс исследования и осмысления электронных документов. В связи с этим очевидна неполнота ст. 188 ГПК РФ, устанавливающей (ограничивающей) случаи привлечения специалиста и виды оказания им помощи.  

Специалиста целесообразно привлекать для участия в судебном заседании также в случаях, когда необходимы консультации при исследовании электронных доказательств и при использовании технических средств для воспроизведения доказательств, то есть в тех случаях, когда могут понадобиться специальные научные и технические знания, умения, навыки, которыми участники процесса не обладают (что, в свою очередь, обусловливает проблему правомерного и умелого использования специальных знаний по назначению). При этом консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу, консультации и пояснения, данные в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания.  

Следует заметить, что при предоставлении в суд в качестве доказательств электронных документов стороны, в том числе и суд, сталкиваются с необходимостью обладания специальными знаниями, для того чтобы оценить представленный в качестве доказательства электронный документ, а также проверить достоверность сведений о фактах, подлежащих установлению по делу, с помощью данного документа. В этом случае определенное содействие может оказать соответствующая техническая экспертиза.  

 

Принятие и исполнение судебного решения. При разрешении спора по существу суд принимает решение по делу, оценивая доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяя, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливая права и обязанности лиц, участвующих в деле; решая, подлежит ли иск удовлетворению. 

За нарушение авторских и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав на информационный объект (произведение), размещенный и распространяемый в сети Интернет, законодательством предусматриваются гражданско-правовая (пресечение противоправных действий, прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, возмещение вреда в натуре, возмещение причиненных убытков, компенсация, арест и уничтожение контрафактных материалов без компенсации, уничтожение оборудования за счет нарушителя – ст. 12, 1082, 1302, 1252 ГК РФ; компенсация морального вреда – ст. 151 ГК РФ), административная (административный штраф, конфискация орудия или предмета правонарушения – ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовная (штраф, арест, лишение свободы – ст. 146, 147 УК РФ) ответственность. Автор настоящей статьи, учитывая судебную практику и разъяснения пленумов Верховного Суда РФ, полагает, что законодательные акты, регулирующие интеллектуальную собственность и не содержащие никаких указаний на регулирование объектов исключительных прав в сети Интернет (что несколько осложняет ситуацию, так как правовой статус сети Интернет не определен), распространяют свое действие и на информационные объекты интеллектуальных прав, размещенные и распространяемые в глобальной сети Интернет. Так, например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», раскрывая сущность преступлений против объектов интеллектуальной собственности, непосредственно указывает на возможность их размещения, распространения и использования в сети Интернет. 

 

Решение суда, вступившее в законную силу, публикуется в инфосфере сети Интернет и является обязательным для исполнения лицами, которым оно адресовано.  

Таким образом, прекратить (удалить, заблокировать) доступ к информационному объекту, признанному судом незаконным, – это прямая обязанность провайдера, так как после получения судебного решения он будет осведомлен о незаконности такого информационного объекта.  

Анализ особенностей и возможностей совершенствования и применения рассмотренных способов и соответствующего организационно-правового обеспечения защиты интеллектуальных (авторских и др.) прав в инфосфере глобальной телематической сети Интернет позволил сформулировать следующие целесообразные предложения для реализации на государственном уровне: 

1. Обеспечить общую гармонизацию национальных законодательств и выработку единого международного подхода к проблемам, возникающим при использовании информационных объектов интеллектуальной собственности в инфосфере сети Интернет, способных гарантировать определенный уровень защиты интеллектуальных прав. Наибольший вклад в это направление вносит Договор ВОИС по авторскому праву (принят Женевской дипломатической конференцией ВОИС 20 декабря 1996 г.; вступил в силу для России 5 февраля 2009 г.), который устанавливает основы для сближения и унификации законодательств стран-участниц в условиях построения информационного общества с учетом положений Бернской конвенции (1886 г., ред. 1979 г.) и Парижского акта (1971 г.), Парижской конвенции (1883 г.), Римской конвенции (1961 г.), Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS, 1994 г.) и др.  

2. Законодательно закрепить правовой статус информационного объекта интеллектуальной собственности, размещенного и распространяемого в инфосфере сети Интернет. 

3. Придать доказательственную силу многоаспектной электронно-цифровой информации (информационным объектам, массивам, записям и др.), размещенной и распространяемой в сети Интернет, для обеспечения удовлетворения соответствующих требований законодательства к электронным документам. 

4. Ввести в доказательственную модель российского судопроизводства специальные юридические механизмы, обеспечивающие равенство электронных и письменных доказательств, то есть придать ЭЦП статус собственноручной. 

5. Расширить предметную область для объективной стороны информационных правонарушений и преступлений в КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ соответственно. 

6. Дополнить действующее процессуальное законодательство нормами, отражающими современное состояние электронных технологий и сети Интернет, установив, в частности, пределы допустимости доказательств, полученных с помощью электронных технологий (например, распечаток веб-страниц и др.).  

7. Законодательно закрепить права и обязанности лиц – субъектов информационного обмена в сети (правообладателей, интернет-провайдеров, администраторов сайтов, владельцев интернет-кафе и др.), касающиеся предъявления претензий и требований, ответственности, участия в судебных процессах, оперативно-следственных мероприятиях, проводимых правоохранительными органами, что предполагает внесение соответствующих изменений в ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ и Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, представляется целесообразным разработать в рамках специальной НИР научно обоснованную методику эффективного доказывания нарушения интеллектуальных (авторских и др.) прав в инфосфере сети Интернет, базирующуюся на таких основополагающих принципах правосудия, как принцип справедливости судебного разбирательства в разумный срок, принцип укрепления законности и предупреждения нарушения интеллектуальных прав в инфосфере сети Интернет, а также на научно обоснованных критериях процесса доказывания в судах; учитывающую требования российского и международного законодательства, практический опыт рассмотрения российскими и иностранными (Австрии, Германии, США и др.) судами споров, возникающих при нарушении интеллектуальных прав в инфосфере сети Интернет, особенности сбора, представления и исследования судом электронных документов, а также возможности внесудебного (например, посредством медиации) урегулирования аналогичных споров.  

 

Печатается с сокращениями.  

Журнал «Человек и Закон», №1, 2012