В июле этого года намечена ратификация Государственной Думой РФ договора о вступлении России в ВТО, подписанного в ноябре прошлого года. 18 лет переговоров о вступлении страны в эту организацию завершились итоговым документом о взаимном принятии сторонами согласованных условий.

Открытие рынков России означает снятие протекционистских барьеров на пути иностранных товаров и услуг. Кто-то считает такие изменения благотворными для усиления роли конкурентной среды, что-то вроде учебы игры в футбол «по бразильской системе», многие обоснованно ожидают значительных потерь для отечественных производителей товаров и услуг, которые утратят возможности конкурировать с иностранными гигантами.

Правительство неоднократно заявляло о том, что интересы отечественного производителя будут защищены мерами государственной поддержки. На сегодняшний день сумма господдержки тех отраслей, которые наиболее очевидно и серьезно пострадают в результате вступления России в ВТО уже озвучена правительством – 90 млрд рублей в год. Многие аналитики уже сейчас заявляют о том, что реальные потери российской экономики превысят полтора триллиона рублей ежегодно.

Проблематика различных отраслей достаточно неплохо освещается на ряде специализированных порталов, в частности, WTO-inform.ru.

Насколько изменения, связанные с вступлением России в ВТО, отразятся на отрасли частной охраны?

В первую очередь возникают опасения конкуренции отечественных ЧОО с иностранными охранными компаниями. Насколько они реальны?

Считается, что текущая нормативно-правовая база, определяющая порядок регистрации и деятельность частных охранно-сыскных структур, прямым образом ставит барьер на работу в России таких предприятий с иностранным капиталом. Таким образом, казалось бы, снимаются всякие опасения превратностей конкуренции с монстрами частой охраны из-за рубежа. Однако мы все видим, как легко принимаются решения в пользу вооружения крупных корпораций – и все по закону. И если сегодня закон полностью соответствует поговорке и позволяет себя поворачивать в любую нужную сторону, то что будет завтра? Ведь еще в конце прошлого века Россия приняла законодательную норму, признающую приоритет международного права над национальным.

Конституция РФ определила: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст.15).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» конкретизировало приведенные положения. В постановлении указано, что эти принципы и договоры «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

То есть в данном случае нормативно-правовая база работы ЧОО в России «после ВТО» должна быть приведена в соответствие с заключенными (и ратифицированными) соглашениями о вступлении.

Вот выдержка из неофициального перевода на русский язык (официальным языком документа считается английский, и всякий перевод потому остается неофициальным) перечня специфических обязательств России по услугам.

Способы поставки: (1) Трансграничная поставка (2) Потребление за рубежом (3) Коммерческое присутствие (4) Присутствие физических лиц

(l) Расследования и обеспечение безопасности (СРС 873*), за исключением:

- услуг по инкассации и депонированию, перевозке ценных бумаг и т.п. (СРС 87304)

- услуг по проведению расследований (СРС 87301)

- услуг по контролю за сигналами тревоги (СРС 87303)

- и прочих услуг (СРС 87309).

(1) Обязательства не принимаются.

(2) Обязательства не принимаются.

(3) Нет, за исключением следующего:

- коммерческое присутствие разрешается только в форме юридического лица Российской Федерации;

- требуется предварительное разрешение компетентных органов. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения принимаются во внимание, в том числе, такие соображения, как компетентность, профессиональная репутация и независимость, знание соответствующей нормативной базы, подтверждение способности обеспечивать общественную безопасность и общественного порядка.

(4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства», а также при следующих условиях:

- руководитель юридического лица должен быть гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.

(1) Обязательства не принимаются.

(2) Обязательства не принимаются.

(3) Нет, за исключением указанного в колонке «Ограничения доступа на рынок».

(4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства».

Но, как это часто случается, главная проблема кроется не там, где ее ищут. И потеря крупного клиента в лице респектабельного бизнес-центра, решившего доверить безопасность своих площадей структуре иностранного охранного бренда является далеко не самой серьезной проблемой. Все обстоит гораздо прозаичнее и тем самым фатальнее для множества ЧОО, прежде всего региональных, средних и малых.

Эффект домино, спровоцированный мощным и слабо амортизированным (если не увеличатся меры господдержки) ударом по ряду отечественных отраслей приведет к резкому сокращению рынков сбыта для их поставщиков. Иными словами, сокращение выпуска отечественных комбайнов уменьшит сбыт отечественных производителей комплектующих, резино-технической, стекольной, лако-красочной и многих других типов продукции. В соответствии с этим уменьшится количество компаний, обеспечивающих поставку этой продукции на завод-производитель комбайнов. Даже если эти компании продолжат существование, их рентабельность сильно пострадает. Итог – сокращение или ликвидация такой статьи затрат предприятия, как охрана. Многие из них вернутся к испытанной теневой схеме, ну а банкроты… Банкротам нечем платить за охрану вообще, даже за суррогат типа «САВОК».

И валовый объем таких потерь заказчиков для предприятий отрасли частной охраны может быть значительно выше, чем потенциальные потери, связанные с гипотетическим приходом на рынок иностранных охранных структур.

В связи с этим уже сегодня следует обратить внимание на принципы будущего существования рынка услуг безопасности, аспекты консолидации предприятий НСБ и возможности отстаивания ими своих интересов.

Еще в феврале на X Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы» руководитель синдиката «Национальная гвардия» В.Макаров представил свое видение дальнейшего развития НСБ:

«За 20 лет государство так и не проявило интереса к силе, которой за рубежом доверяется решение важнейших задач. Наше правительство нормировало правила поведения юридических и физических лиц в области частной детективной и охранной деятельности и определило порядок контроля их работы.

Организацией контроля нашей деятельности государство исчерпало свое участие в дальнейшем развитии этого направления. А ведь можно было получить дополнительную движущую силу в развитии страны, в решении социальных и других задач...

Вступление России в ВТО не добавляет оптимизма. Говорят, не пустим иностранный капитал в частную охрану, если это не прописано межправительственными документами. Думаю, документы появятся с учетом интересов западного капитала. Незащищенность рынка охранных услуг очевидна. И сегодня нет уверенности, что, к примеру, со шведами или датчанами не оговорена возможность прихода их охранных структур на российский рынок.

Вот откроются подобные договоренности, и что нам останется? Размахивать руками и клясть чиновников, не поставивших нас в известность о новых правилах игры. Кто о чем договаривается – неизвестно. Но вот Роспатент, например, подстраховался и в преддверии вступления в ВТО переработал Патентный закон. Переработал не под себя, а под страну, под автора, под патентообладателя. Государственный подход.

ФЗ №272 реставрировал Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1, но не в интересах охранного сообщества, не в интересах заказчика, а «в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной и детективной деятельности». Чисто ведомственный подход.

Со вступлением России в ВТО мы вынуждены будем официально открыть свой рынок мировой безопасности, не имея по сути никаких конкурентных преимуществ. И хорошо известные нам шведская Группа «Securitas» и датская компания «Group 4 Falck» приступят на территории России к осуществлению корпоративного контроля в отрасли. Во-первых, это мировые лидеры, во-вторых, самые крупные и, в-третьих, они идут по пути глобализации.

Они уже сегодня имеют свои представительства и организации в России, Украине, Азербайджане, Казахстане. Стоило только инвестициям в развитие частного охранного бизнеса Индии начать увеличиваться и Группа «Securitas» начала работать в Индии наравне с местными охранными компаниями. И не случайно вся частная охрана Прибалтики была скуплена в одночасье «Securitas». Купили, да и все. Аналогичное событие может произойти и в России. Поэтому второй перспективой для нас является возможность продать варягам то, что имеем.

Но парадокс заключается в том, что продавать-то оказывается нечего. У нас с вами сегодня нет оружия, в большинстве своем мы с вами не имеем недвижимости, основные средства минимальны, производственных мощностей нет, кредитная история зависит от личных знакомств. У нас с вами нет бизнеса, у нас есть административный ресурс. У каждого свой, большой или малый, за счет него и живем. Вспомните, когда у предприятия-заказчика меняется руководитель, и вы теряете контракт, то к вашему сменщику переходят не только денежные потоки, но и люди. И мы еще радуемся, когда вслед за ушедшими без юридических последствий людьми, новый подрядчик предлагает купить у нас оборудование на объектах. Утрачивая административный ресурс, мы в одночасье теряем все.

Наши перспективы при соблюдении сегодняшнего статус-кво понятны.

Рынка нет, и в одночасье его не создашь. Охранная и сыскная услуга в нашей стране не рыночный продукт. Порядка 80% проводимых торгов в стране признаются не состоявшимися, а оставшиеся 20% коррумпированы. Государство на «рынке» услуг безопасности выступает в трех ипостасях: законодателя, контролера, поставщика, что недопустимо при отсутствии на это государственной монополии.

Противостоять крупной иностранной компании в области безопасности может только крупная отечественная компания, созданная под эгидой Правительства страны…»

Кто сможет назвать такую компанию? И помогут ли совещания укрепить позиции НСБ, когда ВТО воцарится на российском рынке?