В марте 2012 года исполнится 20 лет создания первых охранных структур в Российской Федерации в соответствии с принятым законодательством. Эту дату принято считать датой рождения структур негосударственной сферы безопасности.

Анализируя развитие данного рынка услуг, мы видим, что в за прошедшее время произошли большие перемены. Структура и качество предоставляемых услуг вышли на более высокий уровень. Всё чаще негосударственная сфера безопасности идет по пути предоставления заказчику полного комплекса услуг безопасности. Одновременно на совершенствование рынка оказывают влияние повышение требований со стороны предпринимателя – заказчика услуг.

За прошедшие годы в эту сферу влились разработчики технических средств охраны, представители служб безопасности банков, фирм и компаний, структур, представляющих услуги по информационной и экономической безопасности, и т.д. Все чаще заказчиками услуг становятся государственные предприятия и организации (муниципальные образования, ФГУПы, образовательные и медицинские учреждения и другие). В результате сегодня уже сложилась крупная отрасль негосударственной сферы безопасности.

На первый план стали выходить экономические основы развития отрасли, которые напрямую влияют (через укрепление предпринимательства) на экономическое состояние государства.

Следовательно, контроль над экономической цепочкой рынок безопасности – бизнес – государство, по нашему мнению, должен осуществлять экономический блок Правительства.

На сегодняшний день многие представители бизнеса и рынка услуг безопасности чаще работают вне правового поля в связи с отсутствием законодательства, которое регулировало бы отношения в сфере предоставления услуг безопасности между частным предпринимательством и государством, между предпринимателем и структурами безопасности.

И, в первую очередь, такое законодательство необходимо для представителей бизнеса. Предпринимателю необходим закон о безопасности предпринимательской деятельности, в котором будут прописаны его права и обязанности по организации защиты своего бизнеса. Закон должен отражать весь комплекс мер безопасности:

- физическую охрану офисов, производственных зданий, складов и т.д. (в том числе и телохранительство);

- использование технических средств охраны;

- организацию информационной безопасности (организация конфиденциального делопроизводства, административных и технических мер по защите IT-информации; закон должен предусмотреть и случаи договорных обязательств с организациями и предприятиями, работающими с секретными и совершенно секретными материалами);

- организацию защиты экономических интересов компании;

- право на организацию внутренней безопасности при работе с личным составом компании;

- обязанности, связанные с нормами экологической безопасности;

- права и обязанности по созданию и использованию специализированного штатного подразделения организующего работу по безопасности компании.

В законе должна быть проведена четкая граница между правами и обязанностями предпринимателя по обеспечению безопасности и работой правоохранительных органов (для исключения возможности нарушения сотрудниками структур безопасности требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и вмешательства правоохранительных органов в ведение хозяйственной деятельности предпринимателем и т.д.).

При создании данного Закона нет необходимости отмены или изменения действующего законодательства. Например, в конце раздела о праве на организацию физической охраны, достаточно указать, что нанимаемое охранное предприятие выполняет условия договора в строгом соответствии с Законом "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".

Данный закон заставит каждого предпринимателя думать об обязанности организации защиты своего бизнеса как от криминальных элементов, так и недобросовестных конкурентов и коррумпированных чиновников. Одновременно он будет способствовать нормализации положения на рынке услуг, предоставляемых представителями НСБ.

Закон о безопасности предпринимательской деятельности практически решит несколько задач:

- усовершенствует взаимоотношения между бизнесом и государством;

- поставит представителей НСБ в новые экономические условия и даст возможность им работать в условиях стабилизации рынка безопасности и устойчивого правового поля;

- способствует совершенствованию и стабилизации рынка безопасности, сможет решить социальные задачи сотрудников НСБ и их семей, а также задачу увеличения количества рабочих мест.

И несколько слов о влиянии глобализации на развитие негосударственной сферы безопасности. В настоящее время предприниматели стали ставить перед сообществом НСБ новые задачи по совместным с иностранными структурами безопасности действиям по защите производственных, финансовых и других договорных бизнес-схем, в которых участвуют компании, фирмы и банки различных государств. Ознакомление с практикой работы зарубежных компаний, предоставляющих услуги на рынках безопасности, показывает, что российское законодательство в данной сфере также не отвечает современным требованиям. Многие фирмы разных стран создали объединения и предоставляют услуги по безопасности предпринимательства не только в своих странах, но и на территории третьих государств.

Осмысление возможный путей развития негосударственной сферы безопасности, приведенные выше, – есть результат работы в Организационном комитете по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 20-летия частной охраны и сыска в Российской Федерации. На заседаниях Оргкомитета часто поднимались очень важные для сферы НСБ вопросы: возможна ли консолидация всех участников рынка услуг безопасности, каковы перспективы его развития, как влияют экономически обоснованные запросы заказчиков-предпринимателей и необходимости активной поддержки деятельности НСБ со стороны государства.

Мы помним историю становления НСБ и можем привести примеры, когда политические деятели, представители государственных органов, а порой и члены криминальных структур пытались использовать эту сферу для достижения своих целей.

Не секрет, что на первых этапах при создании «карманных» банков, полукриминальных фирм и компаний, их руководители превращали службы безопасности в мини-спецслужбы, которые вели борьбу с политическими противниками или конкурентами по бизнесу, нарушая не только закон о частной детективной и охранной деятельности, но и закон об оперативно-розыскной деятельности.

При рейдерских захватах криминальные группировки и коррумпированные чиновники пытались дискредитировать сотрудников частных охранных предприятий, несущих охрану по договорам, оформленным с собственниками в соответствии с действующим законодательством.

Были случаи, когда сотрудники ЧОПов под влиянием преступных элементов, вступая с ними в сговор, совершали преступления.

Негативные происшествия с отдельными участниками рынка безопасности использовались средствами массовой информации для компрометации всей отрасли.

Каждый негативный факт в деятельности НСБ – это тормоз в развитии отрасли, это недоверие со стороны государства и предпринимателей, а иногда потеря своего бизнеса.

Поэтому, считаем необходимым отметить, что каждый руководитель негосударственных структур безопасности при организации работы и при предоставлении заказчику услуг безопасности, должен оценивать последствия допущенных ошибок не только для своего предприятия, но и для всей отрасли в целом.

Сегодня становится ясно, что нам необходим закон о безопасности предпринимательской деятельности. Кроме этого, чтобы наладить четкий контроль со стороны экономистов, целесообразно в будущем рассмотреть вопрос о создании саморегулируемого сообщества НСБ, которое могло активно участвовать в экономическом укреплении России, быстро реагировать на изменения на мировом рынке услуг безопасности и составлять конкуренцию зарубежным компаниям.

Анатолий Викторович ЕВДОКИМОВ - исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности