Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы прилагает немало усилий, создавая благоприятный климат для малых предприятий столицы. Однако у малых предприятий имеется и свой, «внутренний противник». О нем рассказывает старший консультант департамента информационной безопасности компании HELIOSIT-SOLUTIOS Андрей СУХАНОВ 

- Андрей Юрьевич, что же это за «тайный враг»? 

- Разглашение коммерческой тайны. В отдельных случаях она препятствует развитию бизнеса, а иногда ведет к краху предприятия. Американский юморист ОТенри в своем рассказе «Трест, который лопнул» рассказывает о двух авантюристах, создавших монополию на торговлю виски. Все шло хорошо, однако один из компаньонов в припадке пьяного красноречия на площади заговорил о вреде пьянства. Причем столь убедительно, что все жители торжественно обещали в течение года не брать в рот ни капли спиртного. В результате горе-коммерсанты потерпели крах. 

Другой пример из реальной жизни. По заданию правительства великий ученый Дмитрий Менделеев должен был разгадать секрет бездымного пороха. И русский ученый устроился работать простым стрелочником возле секретного завода, Он аккуратно записывал, что поставляют на завод, рассчитал пропорцию, по которой сам изготовил стратегически важный продукт. 

В том и другом случае мы имеем дело с разглашением информации, составляющей коммерческую тайну. Правда, в случае первом утечка шла, что называется, по недомыслию предпринимателя. Он сам назвал слабую сторону поставляемого продукта. Во втором случае, называя вещи своими именами, имели место промышленный шпионаж и... утеря бдительности со стороны руководителей предприятия. 

 

- Что следует охранять в первую очередь? 

- Прежде всего, секреты производства, или ноу-хау. Затем маркетинговую информацию в случае, если она долго разрабатывалась и используется в течение длительного периода времени. Как правило, эти виды информации материальны, то есть хранятся на электронных носителях или же в виде документов. Замечу, чем дольше хранится информация, тем выше вероятность ее разглашения. И второе, чем уже круг лиц, обладающих доступом к информации, тем легче локализовать область контроля. Основные каналы утечки информации связаны с формой ее хранения и передачи. Материальные носители  можно выкрасть, скопировать или сфотографировать. Особенно ненадежны в этом плане электронные носители: флэшки, почта, принтер, IPhone. Они" очень легко могут стать каналами утечки. Информацию могут подслушать и подглядеть. Не стоит забывать про такой «носитель», как голова человека. 

 

- Да, да, мы помним про так называемую «утечку мозгов». Она дорого обошлась отечественной науке. Так что же делать, чтобы сохранить коммерческую тайну? 

- Необходим специальный сотрудник в компании. Его задача - организовать и контролировать функционирование режима коммерческой тайны. Но вначале следует четко определить границы коммерческой тайны. Замечу, что целесообразнее оценить стоимость информации с позиции конкурента. Очень важен ответственный подбор персонала. Необходима и постоянная работа с людьми с целью повышения их грамотности и осведомленности. Использование технических средств и методов защиты информации там, где это необходимо, также немаловажно. 

 

- Если коммерческую тайну разгласили по халатности, это одно дело. Но если ее умышленно похитили с целью наживы и передали конкурентам, можно ли наказать виновных в уголовном порядке? 

- Да, безусловно. В соответствии со 139-й статьей Гражданского кодекса, при установлении режима коммерческой тайны, собственник может взыскать ущерб с нарушители. Существуют и другие меры наказания для нарушителей: 183-я статья Уголовного и 81 -я статья Трудового кодексов. Замечу, что это все же меры недостаточные. Ведь увольнение, тюрьма или штраф в пользу государства мало повлияют на успешность бизнеса и упущенные возможности. Поэтому при реализации режима коммерческой тайны необходимо предусмотреть ряд важных моментов. А именно - определить ценность информации. Если этот шаг не выполнить, любые последующие конструкции не имеют смысла.

Основной замысел режима коммерческой тайны - получить страховку на случай разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну. Ведь если дело дойдет до процесса, суд потребует доказать обоснованность суммы иска. Также будет необходимо доказать факт утечки и разглашения информации. Если информация утекает «сама по себе» - спросить не с кого. Накопление данных для доказательной базы - важнейший элемент режима коммерческой тайны. К сожалению, на сегодня правовая практика по таким вопросам весьма скудна. И вот почему: собственники слабо используют данный законом механизм, а правоохранительные и судебные органы пока еще плохо представляют практику ведения таких дел. И все же законодательство и рынок соответствующих услуг развиваются. Через 2-3 года ряд проблем можно будет решить более простыми и дешевыми методами. А пока компании, установившие работающий режим коммерческой тайны, можно по пальцам перечесть. И это печально.  

 

Газета «Тверская, 13» от 25 августа 2011 г.