По словам Президента ТПП РФ Сергея Катырина, Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции нормы законов, разрешающие третейским судам рассматривать споры о недвижимом имуществе, и внес ясность в ряд основополагающих вопросов третейского разбирательства. При этом отметив, что третейский суд – один из общепризнанных в современном правовом обществе способов разрешения гражданско-правовых споров, институт гражданского общества, наделенный публично значимыми функциями.

Третейское разбирательство было определено как "демократическое начало, признанное во всем мире". Было отмечено, что хотя третейские суды не входили и не входят в систему государственной власти, это вполне законный, альтернативный государственному способ разрешения споров.

КС прислушался к доводам российских и зарубежных экспертов, обосновавших недопустимость умаления роли третейских судов в России, наглядно показавших, что этот способ защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов предусмотрен Конституцией и международными договорами Российской Федерации.

Принципиальную позицию по этому вопросу заняло предпринимательское сообщество, в том числе ТПП России, а также ее члены, заинтересованные в работе и развитии эффективных негосударственных механизмов рассмотрения экономических споров, среди которых центральное место занимает третейский суд.

«Основными достоинствами арбитража в глазах бизнес-сообщества являются нейтральность, адекватность и гибкость процедуры разбирательства, предназначенной для эффективного разрешения коммерческих споров между компаниями из разных стран, широкие возможности применения избранного сторонами материального права, окончательность арбитражных решений и их исполнимость почти в 150 странах», - отметил Сергей Катырин.

Законодательство о международном коммерческом арбитраже большинства стран мира, в том числе российский закон о международном коммерческом арбитраже, базируется на Типовом законе, разработанном Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Регламенты арбитражей также ориентируются на общие стандарты, демократичность и гибкость процедуры. Предусматривается возможность сторон выбрать арбитров, разрешающих их спор, в том числе из числа иностранных специалистов, сформировать состав арбитража из наиболее компетентных и известных профессионалов в спорной области взаимоотношений.

Международные арбитры уважают не только право сторон на выбор применимого права, но и сформулированные сторонами условия договора, широко применяют при разрешении спора международные деловые обычаи. В отличие от государственных судей, арбитры имеют возможность уделить рассмотрению спора столько внимания, сколько требуется, тщательно исследовать доводы сторон, представленные ими доказательства.

«Очевидно, что большинство сделок выполняются сторонами надлежащим образом, и споров не возникает. Однако, когда участник сделки полагает, что его права нарушаются, он идет в арбитраж. И роль коммерческого арбитража как беспристрастного и компетентного форума защиты прав и интересов в бизнес-среде в последние годы неуклонно возрастает», - отметил Президент ТПП РФ.

Помимо роста традиционного международного обмена товарами и услугами, и соответствующим увеличением числа международных контрактов, идет интеграция экономик разных стран. Иностранные компании покупают доли российских компаний, российские – иностранные активы и т.п.

«Мы сторонники тезиса о том, что третейские суды не отнимают хлеб у государственных.

Сегодня, наверное, всем понятно, что третейские суды – это не конкуренты, а партнеры государственных. И те, и другие решают общие задачи – защиты гражданских прав, что определено Гражданским кодексом. Это два самостоятельных способа защиты прав и законных интересов, в том числе, в сфере бизнес-отношений. К тому же в условиях наших реалий, когда госсуды очень сильно перегружены и зачастую не могут уделить рассмотрению каждого конкретного дела достаточно времени и внимания, третейские суды берут на себя часть этой нагрузки, тщательно разрешая порой весьма сложные споры. В международном обороте в силу объективных причин предпринимательские споры принято разрешать именно в третейских судах — международных арбитражах», - пояснил Сергей Катырин.

В подавляющем большинстве этих сделок в качестве способа разрешения споров указывается именно международный коммерческий арбитраж. Зачастую это Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП.

Во всем мире споры по крупным проектам — строительным, инвестиционным, финансовым — принято разрешать именно в международных коммерческих арбитражах. И российский бизнес все активнее ориентируется в этом вопросе на международные стандарты, следует цивилизованным подходам.

Тезис о том, что российские компании якобы предпочитают иностранные арбитражи, является расхожим заблуждением, считает Сергей Катырин.

По его данным, в прошлом, 2010-м, году во все арбитражные органы при ТПП РФ было подано 538 исков, в МКАС – 306, что значительно больше, чем в предыдущие годы. В 2009 году было подано 443 иска (в МКАС – 250), в 2008-м — 276 и 158 соответственно. За последние три года участниками споров в наших международных арбитражах являлись компании более чем из сорока стран мира. В ряде споров обе стороны являются иностранными компаниями.

Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, например, один из наиболее популярных иностранных арбитражей среди бизнесменов из стран СНГ – принял в 2010 году всего 197 дел, в 2009-м – 215, в 2008-м – 176. Из них примерно 10% дел — с участием российских компаний.

Если говорить о категориях дел в третейских судах при ТПП РФ, то больше стало споров, связанных с телекоммуникационными, консалтинговыми и иными услугами, сделками по купле-продаже долей в бизнесе, акций. Растет число споров в связи со строительными и инжиниринговыми работами.

Согласно российскому законодательству и международным договорам, государственные суды, как и суды в других странах, имеют функции контроля и содействия в сфере третейского разбирательства. Важно, чтобы эти функции выполнялись в соответствии с законом.

«Я имею в виду эффективную поддержку добросовестных третейских судов, в том числе в плане беспроблемной выдачи исполнительных листов по их решениям и недопущение случаев необоснованной отмены решений. При этом конечно, важен и контроль в этой сфере, эффективно пресекающий злоупотребления со стороны лиц, использующих третейское разбирательство в целях, далеких от целей зашиты права. К сожалению, такие лица все еще есть… И здесь ресурс государственных судов должен использоваться в полной мере.

По взаимодействию с ВАС, у нас 8 лет назад заключено соглашение, идет взаимодействие, по ключевым вопросам есть взаимопонимание, в том числе благодаря профессионализму руководства и судей этого высокого суда, знающих проблематику третейского разбирательства. В частности, наши эксперты работают в научно-консультативных советах при ВАС и ФАС МО, участвуют в заседаниях Президиума ВАС. Руководители и судьи государственных арбитражных судов выступают на наших форумах, в том числе, на семинарах, которые проводятся нами в регионах», - разъяснил Сергей Катырин.

«Мы поддерживаем инициативу Высшего Арбитражного Суда о необходимости корректировки законодательства о третейских судах, чтобы пресечь деятельность недобросовестных арбитражей, одновременно улучшив правовой режим для нормально работающих, в том числе, в части повышения эффективности исполнения их решений. В частности, целесообразно закрепить положение, чтобы государственные суды извещали постоянно действующие третейские суды о судебных актах по делам об оспаривании и выдаче исполнительных листов по их решениям. Хочу подчеркнуть, что речь идет о совершенствовании в первоочередном порядке именно Закона о третейских судах», - отметил далее Сергей Катырин.

Проблемные вопросы следует решать, по его мнению, и путем совершенствования судебной практики в рамках действующего регулирования. Для ТПП РФ  весьма ценно взаимодействие с государственными судами, которые по закону наделены, во-первых, правом в строго ограниченных законом рамках осуществлять контроль за деятельностью третейских судов, а во-вторых, обязаны содействовать этой деятельности.

Что же касается закона РФ о международном коммерческом арбитраже, то внесение изменений и дополнений в этот документ видится необходимым только в увязке с теми новеллами, которые были внесены или вносятся в Типовой закон ЮНСИТРАЛ. Поправки, касающиеся регламентации обеспечительных мер и вопросов формы арбитражного соглашения, разработаны недавно по инициативе Правительства России, опираются на соответствующие изменения в типовой закон и в ближайшее время будут внесены в Госдуму.

В этом русле идет работа ТПП РФ по подготовке предложений, направленных на расширение компетенции МКАС за счет разрешения им корпоративных споров — этого требует бизнес, а также использования МКАС как форума по разрешению споров на международных финансовых рынках в рамках, в том числе, возможно, проекта Российской Федерации "Международный финансовый центр".

«Важно понять, что сама возможность разрешать споры в той или иной стране в третейском суде и исполнимость в ней третейских решений, в том числе иностранных, немаловажна для бизнеса и учитывается при оценке, как предпринимательских рисков, так и инвестиционной привлекательности страны в целом», - продолжил Сергей Катырин.

Деятельность коллегии посредников ТПП РФ, созданной еще в 2006 году, помимо собственно урегулирования споров, направлена на популяризацию и социализацию института медиации. Ее члены участвовали в подготовке соответствующего законопроекта. Органы при ТПП занимаются в основном рассмотрением предпринимательских споров, поэтому акцент в пропаганде сделан на предпринимательское сообщество».

 

Подробно о работе третейских судов при ТПП РФ рассказал Президент ТПП РФ Сергей Катырин в интервью порталу «Право.Ру».

Материал предоставлен пресс-службой ТПП РФ.