На вопросы корреспондента медиапортала «Хранитель» отвечает Д.Е.Галочкин, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (НСБ), вице-президент Объединения профсоюзов России «Союз профсоюзов России», председатель комиссии Центрального совета сторонников ВПП «Единая Россия» по работе с профсоюзами и отраслевыми общественными объединениями, член подкомитета по оказанию содействия в формировании и развитии российской индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, председатель редакционного совета национального медиапортала «Хранитель», президент Межрегиональной общественной организации профессиональных охранников «Элита» (профессионального объединения телохранителей), член Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
– Дмитрий Евгеньевич, недавно в длинном списке Ваших должностей появилась ещё одна – исполнительный секретарь Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 20-летия частной охраны и сыска в России. Как известно, Вы являетесь одним из инициаторов и деятелей Оргкомитета-20. Что побудило Вас к столь масштабному проведению юбилейных мероприятий?
– Закон «О частной детективной и охранной деятельности», принятый 11 марта 1992 года, дал старт появлению новой для России отрасли – сферы негосударственной безопасности. Годы до появления этого закона – конец 80-х и начало 90-х – были переломными в истории России и очень непростыми для её граждан. Возникновение новой отрасли экономики дало возможность создать рабочие места для сотен тысяч людей – ветеранов силовых структур и молодёжи, закончившей службу в армии.
Сегодня отрасль даёт кусок хлеба уже не сотням тысяч, а миллионам людей. Вдумайтесь: миллионы людей – охранники, инкассаторы, сотрудники групп быстрого реагирования, телохранители, работники индустрии безопасности, а также члены их семей, жёны, дети, родители – нормально живут сегодня, благодаря тому, что появился этот закон, а с ним – и реальная возможность трудиться, самореализовываться, зарабатывать "на кусок хлеба". Так неужели НСБ не смогут консолидироваться для того, чтобы к юбилейной праздничной дате 20-летней годовщины серьезно подготовиться и достойно отметить это событие?
– Какова роль негосударственных структур в системе национальной безопасности страны?
– Сегодня можно признать, что отрасль сформировалась и заняла достойное место в сфере экономики страны. Обеспечивая стабильность гражданского и экономического оборота, безопасность личности, общества, бизнеса и выполняя частные задачи, отрасль НСБ вносит немалую лепту в формирование национальной безопасности страны.
Если взять территорию объектов, охраняемых сегодня частными охранно-сыскными структурами, плюс пространство вокруг этих охраняемых объектов, контролируемое с помощью систем видеонаблюдения, и наложить это всё на общую территорию России, то охвачена будет очень существенная часть площади страны. Кроме того, за 20 лет появились новые направления для приложения сил отрасли – это охрана объектов транспортной инфраструктуры, вокзалы, аэропорты и т.д.
Другими словами, у отрасли сегодня две основные миссии: социальная – создание рабочих мест и гражданская – обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и частного бизнеса.
– Каким видится Вам будущее негосударственных структур безопасности?
– Перспективы развития НСБ огромны. Это создание системы экстренной помощи в сфере быстрого реагирования, появление опорных пунктов для базирования и контроля охранно-пожарной инфраструктуры, оказание высокотехнологичных услуг в области безопасности и прочее. Если охарактеризовать всё это одним словом, то отрасль будет развиваться из количественных показателей – в качественные.
Не останется без изменений и нормативно-правовая база деятельности охранно-сыскных структур. Со временем она станет такой, которая позволит нам на высоком профессиональном и технологическом уровне оказывать услуги в области безопасности субъектам всех видов собственности – частной, совместной, государственной. То есть отрасль будет развиваться в направлении частно-государственного партнёрства в области обеспечения безопасности.
В будущем НСБ, как зрелое сообщество профессионалов, сможет эффективно разработать систему саморегулирования своей деятельности в плоскостях, которые не подпадают под государственные функции контроля и лицензирования этой деятельности. На мой взгляд, в отрасли будет развиваться идеология «трипартизма» – дееспособного взаимодействия трёх сторон: объединений работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти.
Зрелая отрасль сможет добиться эффективного трёхстороннего соглашения, которое будет цивилизованно регулировать работу отрасли и станет обязательным для всех работающих в ней субъектов.
– Каковы достижения отрасли за 20 лет существования?
– Основные достижения, на мой взгляд, – это формирование системы образования, переподготовки и повышения квалификации в отрасли.
Не менее важно и другое: появление координационных советов федерального и регионального уровней для взаимодействия МВД и органов исполнительной власти с российскими охранно-сыскными структурами и общественными организациями сферы НСБ. КСы стали площадками для отраслевого диалога, повлиявшего на отрасль.
Отмечу также появление отраслевых СМИ, медиапорталов, и авторитетных корпоративных сайтов, которые информируют наше сообщество.
– Проблем, должно быть, тоже хватает?
– Их немало, но я скажу лишь о двух – самых важных. Пассивность большинства сообщества НСБ, все от охранника до директора уткнулись в свою "грядку". Попа выше головы. Отсюда и слабое развитие общественных институтов отрасли. Россия готовится к вступлению в ВТО, и перед сферой НСБ встаёт вопрос о конкуренции со структурами, которые захотят каким-либо образом войти в российский рынок. С другой стороны, и самой российской сфере НСБ нужно готовиться к выходу на международный рынок по оказанию услуг в сфере безопасности.
Следовательно, перед нами стоят определенные задачи. Главная из которых – убедить общество и государство в том, что НСБ действительно может на высоком профессиональном уровне решать задачи в области безопасности. Очень важно как можно скорее изменить имидж работника НСБ, охранника, детектива в глазах общества, власти и руководства страны. Чтобы государство и бизнес всерьёз начали рассматривать индустрию негосударственной безопасности России как полноценного партнёра.
– Что прежде всего необходимо отрасли для решения этой и других задач?
– Первое – привлечь экспертное сообщество для участия в разработке нормативно-правовой базы для решения задач, стоящих перед отраслью.
Второе – сформировать отраслевое информационное пространство для обмена опытом, информирования о достижениях и точках роста на федеральном и региональном уровнях, тиражирования успешного опыта тех структур, которые добились наиболее заметных результатов в области обеспечения безопасности, и консолидации отрасли по выполнению задач, стоящих перед сферой безопасности. В этих целях мы в настоящее время занимаемся формированием отраслевого пула СМИ.
И третье – необходимо очень серьёзно подойти к вопросу законодательного обеспечения правового статуса охранника и детектива. Сегодня, в период, когда происходит сокращение численности силовых структур, а количество угроз для жизнедеятельности личности, общества и бизнеса, напротив, увеличивается, эта задача становится всё более актуальной.
– Как повысить престиж и авторитет профессии охранник?
– Это возможно только при условии чёткого и ясного определения его статуса на охраняемом объекте, будь то вокзал, дискотека или торговый центр. Когда у охранника будут реальные полномочия для обеспечения безопасности и контроля, престиж и авторитет этой профессии, несомненно, возрастёт.
– С какими угрозами чаще всего сталкиваются частные охранные организации?
– 21 век – век террористических угроз, технологических катастроф, приводящих к чрезвычайным ситуациям, а также угроз, связанных с алкоголизацией и наркоманией. Обеспечение безопасности объектов любой формы собственности является зоной ответственности самого собственника. Частные структуры могут оказать ему содействие в этом вопросе. Взаимодействие с профессионалами охранно-сыскного дела гарантирует безопасность, стабильность и защищённость объектов.
– Каковы особенности профессии охранник с точки зрения профсоюзного лидера и специалиста по антитеррористической и антикриминальной защите личности?
– Спецификой данной деятельности является то, что зачастую охранник бывает единственными, кто оказывается на объекте во время какой-то чрезвычайной ситуации. Он должен быть способным проинформировать о происходящих событиях представителей органов власти, провести противопожарные мероприятия, оказать необходимую помощь, в том числе и первую медицинскую, организовать работу по пресечению возможных противоправных действий в месте, где произошло это чрезвычайное происшествие.
Всё это требует стрессоустойчивости, ответственности, самоотдачи. Работник НСБ должен быть хорошо образован, юридически грамотен. А кроме того, ему должны быть присущи такие качества, как чувство долга, гражданская сознательность, дисциплинированность и отсутствие правового нигилизма.
По моему мнению, в настоящий момент в сфере НСБ работают как раз такие люди – многие с высшим образованием, отслужившие в армии или государственных силовых структурах, выполнившие долг перед родиной, те, кому в своё время страна доверяла оружие и свою безопасность.
Конечно, есть в деятельности предприятий частной охраны и негативные факты. Но случаются они чаще всего в тех ситуациях, когда собственники, заказчик услуг пытаются сэкономить на безопасности и оплачивают эту статью расходов по остаточному принципу.
Во многих других отрицательных ситуациях, получивших широкий общественный резонанс, как правило, журналисты путают лицензированных охранников с представителями других профессий, объединённых широко используемым в народе понятием «совок». Это сторожа, администраторы, вахтёры, операторы, контролёры, консьержи. В сводках о происшествиях их указывают как охранников, но на самом деле они таковыми не являются.
Как председатель редакционного совета медиапортала «Хранитель», заявляю: мы не раз проводили собственные журналистские расследования, в результате которых выяснялось, что прошедшая в прессе информация о том, что охранник того или иного ЧОПа совершил какое-то противоправное действие или, наоборот, допустил бездействие, оказывалась ложной. Как правило, в ней фигурировали люди, которые не имеют к ЧОПам никакого отношения, а являлись типичными представителями «совка».
В истории нашей отрасли много примеров настоящего героизма, который проявили работники НСБ, охранники, детективы. К сожалению, слишком часто бывает так, что награды не находят своих героев. Задача профсоюзов, работодателей и власти – добиваться справедливости. В том числе и в этом, очень важном вопросе. И справедливость обязательно восторжествует!
– Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, за это подробное и содержательное интервью.