По каким направлениям строится в бизнес-разведке аналитика?
Аналитическая работа в бизнес-разведке обычно строится по двум направлениям:
- анализ деятельности компании (конкурента, партнера, контрагента и т.д.);
- анализ конкурентной среды, окружающую интересующую компанию.
Какие существуют общие подходы к анализу информации?
Обычно применяют следующие общие подходы к анализу информации:
- метод синтеза (логическое объединение элементов информации, внешне не обладающих связями, в систему единой направленности). В процессе этого метода выдвигается обоснованная гипотеза. В дальнейшем упор делается на поиск недостающих элементов гипотезы;
- метод аналогии (повторения);
- метод исключения;
- метод причинно-следственных связей;
- технический анализ (анализ графиков и показателей)
На что обращают внимание при анализе конкурентной среды?
При анализе конкурентной среды обращают внимание на следующее:
- тенденции в изменении законодательства, регулирующего бизнес;
- тенденции изменения рынка в сфере бизнеса;
- новые технологии;
- ресурсы в сфере бизнеса;
- организации, которые прямо сейчас предлагают подобные продукты или услуги;
- организации, которые прямо сейчас предлагают альтернативные продукты или услуги;
- организации, которые могли бы предложить подобные продукты или услуги в будущем;
- организации, которые могли бы вообще ликвидировать потребность в товаре или услуге.
Как происходит анализ компании, например конкурента?
Бизнес-разведка по изучению конкурента включает направления:
- изучение существующего положения дел конкурента;
- изучение ресурсов и возможностей конкурента;
- изучение намерений конкурента.
Методы анализа деятельности конкурента:
- метод - 5 сил Майкла Портера;
- метод - Due Diligence;
- метод - SWOT (матричный метод анализа предприятия, оценивающий силу, слабость, возможности и угрозы изучаемой компании);
- метод диверсионного анализа;
- экспертные методы.
Прогноз развития конкурента может строиться на основе модели «пяти сил» конкуренции Майкла Портера и включает решение следующих подзадач:
- оценка деятельности и планов конкурента (по методу SWOT, по методу Бостонской группы и др.);
- оценка деятельности и планов поставщиков сырья и комплектующих изделий (по методу связей, по методу SWOT и др.);
- оценка возможностей появления товаров-заменителей (патентный анализ, анализ публикаций в научно-технических изданиях, анализ экспонатов специализированных выставок и др.);
- оценка планов заказчиков и покупателей продукции и услуг (метод опроса, метод связи, экспертные методы и др.);
- оценка возможностей появления потенциальных конкурентов (экспертные методы, анализ СМИ и др.);
- оценка административного и государственного ресурса (особенность России);
- оценка преступной среды (особенность России);
- оценка судебной системы (особенность России);
- оценка СМИ (особенность России).
Метод Due Diligence применяется в основном при покупке бизнеса и включает в себя следующие направления:
- финансовый анализ;
- юридический анализ;
- налоговый анализ;
- анализ положения на рынке.
Метод SWOT анализа конкурента
Данный метод предполагает внесение в особую таблицу данных, характеризующих деятельность компании. Таблица состоит из четырех блоков:
- блок сила (strength) – в этом блоке анализируются наиболее сильные стороны компании, в том числе:
- продукция (высокое качество, низкая себестоимость, грамотное ценообразование, сильная реклама и т.д.);
- сервис/персонал (высокий профессионализм персонала, развитие сотрудников, социальные программы, сервисная поддержка, торговые марки и позиционирование и т.д.);
- инжиниринг и разработка новых продуктов (модернизация оборудования, совершенствование технологий, повышение качества и т.д.);
- менеджмент (низкие расходы на управление, мобильная структура, единая координация, быстрое прохождение управленческих сигналов и т.д.);
- блок слабость (weakness) – в этом блоке анализируются слабые стороны компании, в том числе долговые обязательства, низкая квалификация рабочих, трудовые конфликты, плохое качество продукции, неудачный имидж, устаревшее оборудование, неэффективные технологии и т.д.;
- блок возможности (oportunities) – в этом блоке анализируются возможности компании, в том числе:
- административные возможности (лобби, связь с властью, зависимость власти от компании, возможность влиять на принятие властных решений и т.д.);
- экономические возможности (возможности по наращиванию объемов производства, по переориентации производства, по повышению качества, по снижению цены, по привлечению инвестиций, по получению кредитов и т.д.);
- криминальные возможности (возможность использовать криминал, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в компании, планы криминала по отношению к компании и т.д.);
- научно-технические возможности (взаимодействие с НИИ, модернизация технологий, вложения в науку, иное участие в научной деятельности);
- рыночные возможности (сильная конкурентная позиция, рост спроса, рыночная власть производителя, отсутствие товаров-заменителей и т.д.);
- блок угрозы (threats) – в этом блоке анализируются внешние условия, которые могут нанести вред компании, в том числе нехватка сырья, усиление государственного регулирования, появление новых конкурентов, возрастание процентных ставок на кредиты и т.д.
После заполнения таблицы рассматриваются комбинации полученных характеристик.
Комбинации "возможности - сильные стороны" можно использовать как ориентиры стратегического развития, комбинации "возможности - слабые стороны" применять для внутренних преобразований, комбинации "угрозы - слабые стороны" рассматриваются как ограничения стратегического развития, комбинации "угрозы - сильные стороны" - как потенциальные стратегические преимущества.
Метод диверсионного анализа
Данный метод предполагает специальное моделирование возникновения нежелательных явлений, чтобы затем, найдя способы их нейтрализации, упредить их реальное появление. По сути, речь идет о придумывании диверсии, отсюда и название подхода. Естественно, после того, как диверсия придумана, следует проверить, не реализована ли она на практике, есть ли вероятность ее реализации и если такая возможность не исключается, необходимо решить, как этого не допустить.
Этапы метода диверсионного анализа:
- определение диверсионной задачи в виде: «Дана компания, осуществляющая определенные виды деятельности. Необходимо создать максимально возможное количество вредных эффектов, связанных с данной компанией»;
- определяются основные параметры компании и их значения для нормального режима работы компании;
- выявляются вредные явления, которые могут нарушить нормальный режим деятельности компании и проводится их экспериментальный анализ, резко увеличивая или, наоборот уменьшая параметры этих явлений;
- определяются опасные зоны (болевые точки) т.е. наиболее уязвимые места компании.
Как правило, к типовым опасным зонам относятся зоны концентрации проходящих через систему потоков (потоки людей, денежные потоки, информационные потоки и т.п.), зоны, где сотрудники выполняют большое количество разных функций, зоны контакта с внешней средой (зоны контакта с клиентами, с конкурентами, с проверяющими органами и т.п.), зоны стыковки разных систем, отделов (например, отдел закупок – отдел продаж – рекламный отдел – бухгалтерия, из-за несогласованности на стыках этих отделов часто возникают аварийные ситуации), зоны, в которых ответственные решения должны приниматься в условиях высокой неопределенности, недостатка времени и информации (в стрессовых обстоятельствах) и т.п.;
- анализируются причины вредных явлений, и определяется, какие из них можно реализовать в данной задаче;
- анализируется обострение смоделированной ситуации, т.е. как усилить вредные эффекты.
Автор - бизнес-тренер, консультант по корпоративным вопросам безопасности
Эксперт Союза руководителей СБ Урала
(Продолжение следует).