Важной составляющей национальной безопасности страны является экономическая безопасность, В деле инновационного развития и модернизации российской экономики трудно рассчитывать на успех без решения задач комплексного обеспечения безопасности предпринимательства, чему ТПП РФ уделяет особое внимание.

За прошедший после V съезда период это направление работы Палаты России и территориальных торгово-промышленных палат стало в бизнес - сообществе более востребованным. Накоплен значительный опыт, который позволяет торгово-промышленным палатам эффективно решать задачи по защите прав и законных интересов предпринимательства.

 

- Каким  образом Торгово-промышленная палата Российской Федерации участвует в реализации государственной политики по обеспечению экономической безопасности предпринимательства в стране? 

- Экономическая безопасность предпринимательства важна для всех сфер бизнеса, и, соответственно, все структуры торгово-промышленных палат, общественные институты в той или иной степени этой проблемой занимаются - касается ли это оценки регулирующего воздействия на хозяйствующие субъекты нормативно-правовых актов, выработки отраслевой налоговой инвестиционной политики малого и среднего предпринимательства и других направлений.

Мы исходим из того, что обеспечение экономической безопасности предпринимательства - это совокупность организационных, правовых и иных мер по созданию условий для эффективного, цивилизованного ведения бизнеса.

Правление ТПП РФ, рассмотревшее в 2008 году вопросы укрепления экономической безопасности предпринимательства и участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции, определило эти направления как одну из основных задач работы торгово-промышленных палат.

Широкая членская база ТПП РФ, наличие в структуре Палаты отраслевых комитетов, объединяющих профессионалов высокого класса в различных областях экономики, уникальная сеть территориальных торгово-промышленных палат позволяют эту работу строить системно.

В территориальных палатах созданы и действуют около ста структур, занимающихся защитой бизнеса, в виде комитетов, координирующих органов, ассоциаций негосударственных структур безопасности. Практически все палаты участвуют в работе комиссий по противодействию коррупции, советов по защите малого и среднего бизнеса, рабочих групп по поддержке предпринимательства, сформированных при главах регионов, муниципальных образований, органов прокуратуры и внутренних дел.

С новыми функциями в структуре ТПП РФ был сформирован департамент экономической безопасности и противодействия коррупции. В Палате организована работа Консультационного пункта для оперативного оказания правовой помощи по вопросам экономической безопасности.

Только в 2010 году в ТПП РФ поступило более 600 обращений предпринимателей, в том числе около 100 - из территориальных палат, примерно треть из них относится к коррупционным проявлениям или попыткам противоправного захвата бизнеса. По каждому такому обращению проводится тщательный правовой анализ, в необходимых случаях с правоохранительными органами федеральной или местной власти принимаются конкретные меры для защиты интересов предпринимателей, ставших объектами рейдерских атак или попавших под пресс административного давления местных чиновников.

 Принципиальная позиция ТПП РФ заключается в том, чтобы защищать только те интересы бизнеса, которые не вступают в противоречие с законом и совпадают с общественными.

Возможности палат по данному направлению работы были востребованы правоохранительными и контролирующими органами, что является основой для укрепления взаимодействия с ними. В июне 2009 года был сделан важнейший шаг по упорядочению взаимодействия правоохранительных структур с торгово-промышленными палатами. Было подписано Соглашение о сотрудничестве ТПП РФ с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в основе которого стоит задача защиты прав и законных интересов предпринимательства.

В настоящее время соглашения о сотрудничестве с прокуратурами регионов заключили более пятидесяти территориальных торгово-промышленных палат. По общему мнению палат, подобные соглашения повышают эффективность и сокращают сроки рассмотрения спорных вопросов, способствуют разрешению возникающих конфликтов в досудебном порядке, обеспечивают выработку эффективных антикоррупционных мер.

 Общеизвестно, что одним из часто применяемых рычагов административного давления на малый и средний бизнес до недавнего времени являлись проверки различных контролирующих органов всех уровней власти. Территориальные палаты совместно с органами прокуратуры активно включились в процесс контроля за реализацией Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Какое это было бремя для бизнеса, можно увидеть из следующих цифр.

В 2011 году в органы прокуратуры было направлено более 1,6 миллиона предложений контролирующих органов всех уровней по проверке предпринимательских структур. В сводный план проверок включено только 597 тысяч контрольных мероприятий.

Если бы не было этого закона, можно представить, насколько увеличилась бы нагрузка на бизнес!

 Осуществляется практическое взаимодействие между государственными структурами и ТПП РФ по ряду других направлений обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, снижению административных барьеров.

В марте 2010 года ТПП РФ (с участием МЧС России) была организована конференция «О взаимодействии органов государственного пожарного надзора и бизнес - сообщества по вопросам повышения пожарной безопасности в сфере предпринимательской деятельности». На ней были рассмотрены вопросы совершенствования законодательства и опыт Южно-Уральской, Самарской и некоторых других палат по проведению аудита безопасности предприятий в сфере пожарного надзора.

Решения конференции, поддержанные руководством МЧС и ТПП РФ, послужили основой для передачи части функций по оценке противопожарного состояния предприятий от государства специализированным экспертным организациям, способствовали развитию пожарного аудита в ряде территориальных палат (Ростовская, Брянская, Удмуртская, Пензенская и ряд других ТПП).

По вопросам развития в приграничных территориях малого и среднего бизнеса, совершенствования транспортно - логистической инфраструктуры, устранения административных барьеров при пересечении границы гражданами и товарами ТПП РФ активно сотрудничает с Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ.

- В России тема коррупции стала уже притчей во языцах. Как с этим антисоциальным явлением борются в ТПП РФ? 

- Вы правы, тема коррупции, объемы так называемых «откатов», количество уголовных дел озвучиваются на разных уровнях.

Но сегодня с определенной долей оптимизма можно сказать, что происходит долгожданный поворот государства от декларативной к практической фазе борьбы с коррупцией. Определены конкретные задачи министерствам и ведомствам, общественным организациям по искоренению причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих ей, совершенствуется антикоррупционное законодательство.

Торгово-промышленные палаты все более активно участвуют в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. 21 палата регионального и муниципального уровней получила аккредитацию Министерства юстиции России в качестве независимого эксперта. Большинство палат участвуют в проведении экспертизы с органами прокуратуры и юстиции. Только за первое полугодие 2010 года изучено более 267 тысяч нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, выявлено около 21 тысячи актов и их проектов, содержащих коррупциогенные факторы.

Была обобщена практика работы ТПП Саратовской области, которая одной из первых подключилась к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В контексте вопроса о проведении экспертизы законов и их проектов хотелось бы сделать одно важное, на наш взгляд, замечание. Имеющиеся в Комитете ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности материалы свидетельствуют, что только 30% нормативно-правовых актов проходят публичное обсуждение. Основная же масса - постановления правительства, приказы, ведомственные наставления и инструкции, другие подзаконные акты выпадают из сферы публичности, хотя после их регистрации в Минюсте становятся обязательными для исполнения.

Как нам представляется, необходимо разработать и внести в Государственную Думу РФ проект закона, запрещающего рассмотрение законопроектов без одновременного внесения проектов или концепций подзаконных актов, которые будут определять механизм действия основного закона.

 Для многих предпринимателей дача взятки стала одним из условий возможного ведения бизнеса. В частности, в Москве, по оценкам независимых экспертов, взятки городским чиновникам платят 68% предпринимателей. Очевидно, что для искоренения коррупции необходимо сломать сложившиеся стереотипы поведения предпринимателей, сформировать в обществе, обстановку нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Эта конкретная и очень важная задача поставлена перед ТПП России и другими общественными организациями в Указе Президента РФ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

В последнее время в атмосфере реализации конкретных мер по искоренению коррупции некоторые объединения и союзы предпринимателей, другие общественные структуры и организации начали активно подключаться к проведению антикоррупционных акций. И торгово-промышленные палаты всех уровней это движение должны активно поддерживать.

 

- Среди вопросов обеспечения безопасности предпринимательства серьезной остается проблема рейдерства. Что делается в этом направлении? 

- Сотрудничество с правоохранительными и судебными органами позволяет палатам во многих случаях содействовать предпринимателям в противодействии рейдерству, которое продолжает оставаться серьезной проблемой, особенно для малого и среднего бизнеса.

Удалось предотвратить захваты, связанные с насильственной и противоправной сменой собственника многих предприятий. Их перечень и география довольно велики. Отрадно, что проделанная работа дала конкретные результаты.

Рейдеры по-прежнему активно используют пробелы в законодательстве, меняют тактику и методы своей работы. Следует отметить, что ушли в прошлое силовые захваты предприятий, реже используются процедуры искусственного банкротства. В 2010 году их число по сравнению с 2009 годом сократилось на 25%. В последнее время на смену «традиционному» рейдерству приходят кредитные схемы захвата собственности, которые сейчас принято называть «кредитным рейдерством».

 В этих условиях особенно важна работа системы торгово-промышленных палат, направленная на укрепление механизмов защиты института собственности и противодействие посягательствам на имущественные права хозяйствующих субъектов, в том числе при проведении процедур банкротства.

ТПП РФ выступила организатором всероссийских конференций «Финансовое оздоровление и банкротство в условиях кризиса» и «Новации в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Электронные торговые площадки».

Выработанные на них предложения были учтены при доработке законодательства в процессе внедрения в практику проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества должников. Все это способствовало повышению прозрачности, уменьшению возможности влияния коррупциогенных факторов.

 

- В настоящее время терроризм все больше угрожает основам гражданского общества. Как в ТПП РФ намерены противостоять этой реальной опасности? 

- Последние трагические события в аэропорту Домодедово показали, что в противодействии террористическим угрозам необходимо консолидировать и меры государства, и меры бизнеса, повысив его роль.

ТПП России поддержала идею МИДа о необходимости принятия международной Стратегии партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму. На Третьей ежегодной конференции по вопросам международной безопасности в феврале 2006 года в Брюсселе Евгений Примаков внес целый ряд предложений о налаживании этого взаимодействия, получивших поддержку со стороны более двух десятков стран, ряда международных организаций и крупнейших мировых компаний.

 Однако внутригосударственная система антитеррористической безопасности и участия в ней предпринимательских структур не была завершена. Не использован потенциал более 25 тысяч охранных структур, численность которых превышает 600 тысяч человек. Ими обеспечивается охрана около 400 тысяч хозяйственных объектов, в том числе предприятий, имеющих оборонное значение, нефтегазовых и химических комплексов, объектов жизнедеятельности населения, многие из которых уязвимы в террористическом отношении.

Не урегулированы вопросы распределения ответственности между государством и бизнесом в сфере финансирования расходов на защиту от терроризма, ликвидацию последствий террористических акций, не определены правовые основы участия негосударственных структур в мероприятиях по противодействию терроризму. Как известно, только после теракта в Домодедово правительством были приняты «Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», четко устанавливающие в аэропортах зоны ответственности правоохранительных структур и владельцев данных объектов.

 

- К проблематике безопасности предпринимательства прямое отношение имеют вопросы консолидации российского делового сообщества. Что является главным на этом направлении в деятельности ТПП РФ? 

- В интересах консолидации российского бизнес - сообщества, повышения его роли в жизни государства и общества необходимо не только выстроить эффективную систему взаимоотношений бизнеса и власти, но и обеспечить поддержку интересов предпринимательства внутри страны и его безопасность. Сегодня как никогда важно изменить саму атмосферу в предпринимательской среде в интересах сохранения и умножения лучших традиций отечественного предпринимательства, большей корпоративной солидарности. Необходимо добиваться соблюдения законов и морально-этических норм со стороны всех участников бизнеса, повысить социальную ответственность бизнеса перед обществом, организовать должную информационную поддержку интересов отечественного предпринимательства в стране и за рубежом.

 ТПП РФ и территориальные палаты постоянно уделяют внимание выработке корпоративных этических норм в предпринимательской среде, недопущению использования приемов недобросовестной конкуренции. В плане реализации положений Национального плана и Национальной стратегии противодействия коррупции Палата анализирует и распространяет практику принятия зарубежными группами предпринимателей, работающих в России, и отечественными бизнес - ассоциациями инициатив и обязательств по выработке некоррупционных норм поведения.

Необходимо поднять престиж таких понятий, как деловая репутация и доброе имя предпринимателя.

  

Вице-президент ТПП РФ Владимир СТРАШКО отвечал на вопросы «ТПП-Информ», февраль 2011