Многие читатели собираются или уже купили дорогим женщинам подарки: одежду, обувь, кухонную или связную технику, а также предметы быта. Будьте внимательны, опасайтесь подделок и обманов в магазинах любого вида. За прошедший год правозащитники потребителей получили десятки тысяч обращений. До суда дошли лишь сотни исков.

«Чтобы жалоба превратилась в иск, человека надо серьезно задеть. Всякие мелочи вроде протухших продуктов или отказа в возврате вещи покупатели легко прощают», - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.  

 1. Вторая свежесть 

«Традиционно по числу нареканий лидирует сфера торговли», - говорит Михаил Аншаков. Но если раньше жаловались на некачественные непродовольственные товары (одежда, обувь, мобильные телефоны), то сегодня подавляющее большинство обращений посвящено продуктам питания.

«У нас 70% звонящих и пишущих - это те, кому продали просроченную еду», - говорит Аншаков. Молоко, йогурты, творог, мясо, колбаса, рыба и консервы чаще всего искусственным способом «освежают» в супермаркетах торговых сетей. Продавцы переклеивают этикетки с датами выпуска товаров практически каждый день.

 2. Без обмена и возмещения 

Второе место защитники потребителей единодушно присуждают нарушениям в продаже одежды, обуви, техники и предметов быта. Так, например, из 37,5 тысячи обращений россиян в Московское общество защиты прав потребителей за прошедший год 21,5 тысячи были посвящены именно им.

Здесь самые распространенные нарушения - отказ в возврате, продажа подделок и отказ в сервисном обслуживании по гарантии.

«Например, мобильные телефоны отказываются принимать. Говорят, что это сложнотехнический товар. Но это не так», - говорит Аншаков. Кроме того, торговцы очень неуступчивы в вопросах возврата денег. Продавец назовет клиенту сотню причин обменять неподошедшую модель на что-нибудь другое из ассортимента магазина. Лишь бы не отдавать поступившие в кассу деньги.

«Клиент вправе получить денежное возмещение, если он не заинтересован в замене», - добавляет специалист. Это правило не распространяется лишь на узкий перечень товаров: нижнее белье, парфюмерию, бытовую химию, книги и средства личной гигиены. Все остальное вы можете вернуть в двухнедельный срок.

 3. Ненужные услуги 

Замыкает первую тройку самых распространенных нарушений навязывание услуг. «В этом деле отличились сотовые операторы», - говорит Аншаков. По его словам, больше всего возмущения вызывает односторонняя смена экономичного тарифа на более дорогой, подключение мелодий вместо гудков без разрешения абонента и взимание за это платы. А также незаконное или, как оправдывают себя операторы, «случайное» списание средств со счета SIM-карты.

«Здесь расчет только на то, что клиент не заметит», - говорит Дмитрий Янин.

 4. Цена с потолка 

Частые нарушения правозащитники отмечают и в формировании цен и тарифов на услуги ЖКХ, транспорта и авиаперевозок. Стоит вспомнить хотя бы прошлогодний скандал с компанией РЖД, необоснованно завысившей цены на проезд в пригородных поездах.

«Тогда нам удалось отстоять права потребителей и заставить железнодорожников снизить цены», - говорит Михаил Аншаков. Но попытки провернуть подобное в сфере ЖКХ пока не увенчались успехом. «Реформа ЖКХ в глазах потребителей абсолютно провалилась: сервис стал хуже, а цены выросли по совершенно необъяснимым причинам. Тарифы ЖКХ за последние десять лет выросли на 700-800%», -резюмирует Аншаков.

 5. Дезинформация при покупке 

Еще одним ущемлением прав является введение в заблуждение или предоставление недостаточной информации о товаре или услуге. В 99 случаев из 100, по мнению экспертов, это делается намеренно.

«К нам поступил целый ряд звонков от людей, обманутых рекламными обещаниями сетевых магазинов, торгующих техникой», - отмечает Михаил Аншаков. В сообщениях говорилось, что покупатель может обменять старую технику на скидку. Но фактически никаких скидок не предоставляли.

«Или другой вариант. Магазин объявляет о 70-процентных скидках на весь ассортимент, человек приезжает и видит, что уценили лишь устаревшие модели», - добавляет эксперт. По его словам, в таком случае покупатель имеет полное право требовать исполнения заявленных условий.

Но есть и правило обратного действия. К примеру, в сезон скидок магазин указывает на своих рекламных флаерах информацию, что товар, купленный по акции, обмену и возврату не подлежит. Такое условие полностью противоречит закону «О защите прав потребителей». Все, что куплено со скидкой, можно вернуть в магазин.

 

Пять советов обманутому покупателю:

- Достаточно минимальной аргументации и ссылок на закон «О защите прав потребителей» в споре с продавцом, чтобы ситуация решилась в вашу пользу.

- Если беседа не помогла, пишите претензию на имя директора магазина.

- По данным правозащитников, суд часто принимает сторону пострадавшего потребителя. Подав иск, вы не только поможете другим людям, но и получите денежную компенсацию за моральный ущерб в размере 2-4 тысяч рублей.

- Сохраняйте товарные чеки, а также рекламные листовки магазина с прописанными в них условиями акций и распродаж.

- Помните, что закон защищает ваше право на качество, безопасность, информацию и возмещение ущерба.

 

Газета «Труд», март