С первой частью настоящего материала и комментариями к нему читатели могут ознакомиться по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=66510

Далека от совершенства и правоприменительная практика. На практике нередки случаи, когда должностные лица контролирующих органов при осуществлении контрольных функций привлекают к ответственности руководителей частных охранных организаций, частных охранников без учета объективно сложившихся обстоятельств – отсутствия необходимых подзаконных актов, невозможности получения в органах внутренних дел удостоверения и личной карточки частного охранника. Так, например, по иску одного из органов внутренних дел, арбитражный суд оштрафовал руководителя частной охранной организации, в том числе, и за отсутствие у охранников организации личной карточки охранника, которую они не могут получить не по собственной вине.

Изложенное наглядно свидетельствует о том, что все здание законодательства в сфере охраны и сыска становится во все возрастающей степени громоздким, необъятным и малоуправляемым. Казалось бы, что всевозможные законодательные нормы и правила, регламентирующие охранную и детективную деятельности, принимаются с целью создания благоприятных, комфортных условий для развития этого бизнеса, обеспечения прав и законных интересов субъектов этих видов деятельности. А на деле получается, что они все более связываются ими, и эти нормы и правила отовсюду угрожают им во имя обеспечения гарантий тех же прав и интересов.

Среди бесконечного количества постановлений и правил теряют ориентировку не только исполнители, но и сами правоприменители и законодатели. Когда число их беспредельно умножилось, а время сделало многие из них бесполезными - законодательство перестало играть свою общественно полезную функцию и делается цепью, опутывающей ноги субъектов охраны и сыска. В этих условиях простой человек становится беспомощным, жертвой многочисленных чиновников, состоящих при правоохранительной машине, и должен оплачивать каждый свой шаг, каждое продвижение своего дела по громоздкому и медлительному конвейеру этой машины. И, как образно подметил один умный человек, не приведи Господи попасть в ее сети, ибо нет сетей гибельнее, чем сети законов.

Невольно возникает вопрос, есть ли выход в сложившейся в охранном и сыскном законодательстве ситуации. Представляется, исправить создавшееся положение путем «латания» действующего законодательства (внесения дополнений и изменений), занятие бесперспективное. Предпринимаемые в настоящее время меры по его совершенствованию путем внесения дополнений и изменений только ухудшают действующий закон, привносят в него дополнительные противоречия и несогласованности между новыми и существующими нормами, что создает существенные сложности в правоприменительной практике. В результате этого и контролирующие органы, и субъекты охранной и детективной деятельности стали заложниками такого законодательства. Необходимо решать вопрос кардинально – приступать к подготовке новых, самостоятельных федеральных законов, а именно: Федерального закона «О частной охранной деятельности» и ФЗ «О частной детективной деятельности», в которых сохранить все положительное, что есть в действующем законодательстве, убрав из него все наносное, надуманное и мешающее поступательному развитию охраны и сыска. Кроме того, при его подготовке следует учесть потребности современной охранной и детективной практики, научные наработки, положительный зарубежный опыт.

Чем обусловлена необходимость принятия отдельных законов, регламентирующих охранную и детективную деятельности. Более чем пятнадцатилетний период существования  общего закона убедительно показал, что назрела необходимость подготовки отдельных законов, регулирующих указанные виды деятельности. Как известно, частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности. Далее, между этими видами деятельности практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Детективная и охранная деятельности различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу. Различна и их правовая природа. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная – представляет собой разновидность юридической, разыскной деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых сыскных услуг.

Наличие отдельного закона о частной сыскной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» содержится немало отсылочных и бланкетных норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Целый ряд статей, особенно в части, касающейся сыска, исключены из него, имеется более десяти статей со значками прим. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике.

Кстати, идея о необходимости подготовки самостоятельного закона о частной детективной деятельности высказывалась законодателем еще в 1991 году, но в силу известных событий не была реализована.

Как представляется, объективных затруднений для реализации данного предложения в настоящее время не имеется, тем более что «нулевой» вариант  законопроекта о частной детективной деятельности практически подготовлен. Для его доработки до кондиции и подготовки проекта закона о частной охранной деятельности предлагаю в рамках подкомитета по вопросам охранной и сыскной деятельности Комитета Государственной Думы по безопасности создать рабочую группу.

Прекрасно сознавая, что вряд ли в короткие сроки удастся подготовить и принять указанные федеральные законы, предлагаю одновременно с этой работой подготовить проект федерального закона о внесении дополнений в действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» по ряду актуальных и требующих незамедлительного разрешения вопросов.

Полагаю необходимым внести в указанный Закон следующие дополнения:

- включить в ст. 1.1 (Основные понятия) ряд новых понятий;

- в ст. 5 изложить права частного детектива;

- часть 2 ст.3 дополнить новыми детективными услугами;

- прописать основания применения охранником физической силы в новой статье 16.1;

- предоставить право частному охраннику использовать служебное оружие для отражения нападения, когда жизнь охраняемого лица подвергается непосредственной опасности путем внесения соответствующего дополнения в статью 18;

- законодательно закрепить статус стажера (ученика) частного охранника.

 

Учитывая, что по своей правовой природе частная детективная деятельность является юридической деятельностью, правомерна также постановка вопроса о контролирующем органе за ее осуществлением. Заслуживает внимания, высказанное в юридической литературе, суждение о целесообразности жесткого соотнесения этого достаточно автономного вида юридической деятельности с одним из ведомств – МВД России. Не будет ли лучше детективам и правоохранительной системе, обществу в целом, если контроль за частной детективной деятельностью будет выведен из под ведомственного влияния и сосредоточен в ином – «общенациональном» месте, например, в Министерстве юстиции. При положительном решении этого вопроса, также необходимо, не дожидаясь подготовки нового закона, внести соответствующие коррективы в действующий закон.

По существу по всем указанным дополнениям подготовлены соответствующие тексты поправок, остается только приступить к их реализации. Кстати, предложение приступить к работе по подготовке проектов законов по указанным вопросам было высказано на заседании Комитета торговой промышленной палаты России по безопасности депутатом Гудковым Г.В., представителями МВД России Веденовым Л. В., Климочкиным О.В. еще в декабре 2008 года. Планировалось начать эту работу в феврале 2009 года, однако до сих пор каких-либо практических шагов в этом направлении пока сделано не было. Справедливости ради, следует отметить, что для этого были и объективные причины.

Представляется, одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере охраны и сыска уже в этом году является инициирование подготовки проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О полиции». Как известно, при подготовке данного законопроекта ко второму чтении, не было учтено значительное число подготовленных депутатами поправок. Однако существующий регламент позволяет вернуться к ним путем внесения соответствующего проекта закона субъектами законодательной инициативы. Эти изменения и дополнения в указанный закон, на мой взгляд, должны касаться:

- исключения несвойственных полиции функций (охрана на договорной основе имущества граждан и организаций; прием квалификационного экзамена и проведение периодических проверок; осуществление контроля за образовательной деятельностью учреждений по подготовке частных охранников и детективов);

- прав полиции при осуществлении контроля в сфере охраны и сыска (предложить заменить право полиции на осуществление контроля за охранной и сыскной деятельностью на право осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований и условий при их осуществлении; внести существенные коррективы в такие права полиции - как входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций).

 

В последние годы в сфере охраны возникла еще одна проблема, требующая законодательного разрешения. Это проблема использования сторожей (вахтеров), контролеров и т.п. На практике нередко возникает вопрос, правомерно ли использование сторожей (вахтеров), контролеров. На этот вопрос следует ответить утвердительно.

Использование в организации, кроме частной охранной, сторожей (вахтеров), контролеров предусматривают Общероссийский классификатор профессий, постановление Минтруда России от 10 ноября 1992 года N31 (в редакции от 4 августа 2000 года), которым утверждены Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. В указанном нормативном правовом акте не только предусмотрены профессии сторож (вахтер), контролер, но и определены требования, которым они должны отвечать. Исключить указанные профессии из действующего законодательства можно только в установленном порядке.

Таким образом, я вижу три реальных направления, по которым следует вести работу по совершенствованию законодательства в сфере охраны и сыска. Это: 1) подготовка отдельных федеральных законов в сфере охраны и сыска; 2) внесение в действующее охранно-сыскное законодательство дополнений по актуальным и требующим незамедлительного разрешения вопросам; 3) подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О полиции».

И последнее. Для подготовки качественных законопроектов охранно-сыскному сообществу необходимо иметь свой научный центр, в котором бы был сконцентрирован весь научный потенциал сферы охраны и сыска. Кустарная работа в этом направлении вряд ли принесет положительные результаты.

 

Автор – профессор Валерий Иннокентьевич Шестаков, по независящим от него обстоятельствам, не получил возможность выступить с докладом по приведенному выше материалу на IX Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы», которая состоялась 14 февраля т.г.