Первую часть настоящего материала можно прочитать по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=66481

Германия 

В вооруженных силах ФРГ также существует практика привлечения частных предприятий к охране военных объектов. Так, в настоящее время из общего количества военных объектов, расположенных на территории страны и имеющих физическую охрану, более половины охраняются частными охранными предприятиями (ЧОП). 

Привлечение частных охранных предприятий к выполнению задач в интересах бундесвера осуществляется в рамках программы так называемого "частно-государственного партнерства". Основной целью этой программы является сокращение отрыва личного состава и боевых подразделений от мероприятий оперативной и боевой подготовки. 

Все ЧОП организуют свою работу в соответствии с "Законом об организации деятельности частных компаний" и ряда других подзаконных актов. В случае привлечения ЧОП к охране объектов бундесвера они должны выполнять основные требования Устава караульной службы и "Закона об оружии". В отношении персонала частных фирм, заключивших контракт с бундесвером, действует также "Закон о правах гражданских служащих по охране военных и военнопромышленных объектов". 

 Перечень конкретных задач, решаемых частными компаниями при осуществлении комплекса мероприятий по охране объектов военного ведомства, определяется договором. Как правило, он включает: порядок организации круглосуточного контрольно-пропускного режима; порядок технического и физического контроля периметра и предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц на объект, в том числе наблюдение за охраняемой территорией и сооружениями с использованием патрульных групп, осуществление первичного приема посетителей и звонков; создание резервных групп "быстрого реагирования" на случай чрезвычайных ситуаций; поддержание контактов с экстренными службами (скорой медицинской помощи, пожарной охраны и полиции). 

Кадровый состав частных охранных предприятий в основном состоит из бывших военнослужащих и представителей полиции (прежде всего, руководство ЧОП), а также гражданских лиц, прошедших соответствующее обучение. 

 Вооружение и экипировка сотрудников частных охранных предприятий, как правило, включает 9-мм пистолет "Вальтер" Р8, легкий бронежилет, средства связи, комплект форменной одежды со знаками принадлежности к конкретному охранному предприятию, наручники, фонарик и свисток. Кроме того, в особых случаях предусматривается оснащение их средствами индивидуальной защиты (специальные костюмы, противогазы). 

После заключения договора между представителями министерства обороны и частного охранного предприятия, все вопросы финансового обеспечения и управления процессом охраны возлагаются на частную компанию, которой военное ведомство оплачивает предусмотренные соглашением услуги. При этом фирма несет полную ответственность за охрану объекта, включая предоставление гарантий на бесперебойное функционирование технических систем. Качество выполнения охранных услуг регулярно проверяется представителями военного ведомства Германии. 

В 2009 году затраты на охрану объектов бундесвера превысили 190 млн. евро, из них свыше 97 млн. евро - на осуществление физической защиты, а 93 млн. евро - на обеспечение технического контроля. 

 

Франция 

Деятельность частных охранных компаний в интересах государственных структур и министерства обороны, а также привлечение негосударственных вооруженных формирований к обеспечению безопасности ведомственных объектов жестко ограничена законами "Об обеспечении внутренней безопасности" и "О запрещении наемной охранной деятельности". 

В настоящее время в ВС Франции негосударственные структуры привлекаются лишь к обеспечению контрольно-пропускного режима на отдельных военных объектах (военные городки, воинские части, управления и службы МО). При этом их функции носят ограниченный характер (проверка документов, досмотр и т.д.) на конкретных контрольно-пропускных пунктах. 

Как правило, несение службы на КПП осуществляется сотрудниками частного охранного предприятия в три-четыре смены по 3-5 человек без оружия. Общее руководство и контроль за их деятельностью возлагается на территориальные органы управления защиты и безопасности МО (военной контрразведки). Одновременно охранные структуры организуют тесное взаимодействие с подразделениями жандармерии. 

Вместе с тем в рамках обсуждения новой редакции закона о внутренней безопасности руководство МВД и ведущие негосударственные охранные компании в настоящее время активно лоббируют в профильных парламентских комиссиях вопрос о снятии запрета на данный вид услуг. В частности, предлагается разрешить создание и функционирование на национальной территории под жестким контролем МВД частных и "военизированных" предприятий, одной из функций которых стала бы вооруженная охрана объектов министерства обороны. 

 

Италия 

В Италии охрана важных военных и государственных объектов осуществляется силами карабинерских войск, общая численность которых в настоящее время составляет около 110 тысяч человек. 

Вместе с тем в последние годы наметилась тенденция к привлечению для решения подобных задач частных охранных предприятий (ЧОП). Так, в настоящее время в интересах министерства обороны работают около 500 сотрудников частных охранных предприятий. 

В этой связи в период с 2005 года в Италии принят ряд законов и ведомственных инструкций, регламентирующих деятельность ЧОП, в том числе и в интересах министерства обороны. Наиболее интересным является постановление Совета министров Италии "Нормы оплаты персонала частных охранных предприятий". 

 К охране военных объектов, безопасность которых может обеспечиваться частными охранными фирмами, отнесены вплоть до штабов, складов вооружения, боеприпасов и ГСМ, пунктов постоянной дислокации соединений и частей, аэродромов и пунктов базирования флота. 

Законодательно установлено, что работодатель в лице министерства обороны обязан предоставить в распоряжение сотрудников охранной фирмы следующие технические средства и оборудование: 

- оснащенное рабочее место, соответствующее эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям; 

- стационарные системы видеонаблюдения, электронные датчики, компьютерную технику; 

- телефонную связь, обеспечивающую поддержание контактов с городскими службами и военными структурами; 

- ключи и электронные пропуска, необходимые для организации охраны объекта; 

- образцы пропусков на объект и служебные инструкции. 

 В свою очередь частная охранная структура должна обеспечить персонал специальной экипировкой (отличной от военной формы одежды, используемой на объекте), штатным оружием и боеприпасами (в случае необходимости), средствами транспорта, радиосвязи, а также носимым вспомогательным снаряжением (фонари, датчики, элементы питания). 

На оснащении частных охранных структур состоят легковые автомобили повышенной проходимости, микроавтобусы, мотоциклы. В отдельных случаях, исходя из специфики расположения охраняемых объектов министерства обороны, ЧОПы могут иметь быстроходные катера и вертолеты. 

 При наличии соответствующей лицензии МВД охранные фирмы Италии могут иметь на вооружении: 9-мм пистолеты "Беретта" и "Парабеллум", 9-мм карабины "Беретта МАВ" и 7,62-мм карабины "Винчестер М-1", пистолеты-автоматы ПМ-12, 9-мм укороченные автоматы "Беретта М-129", а также различные средства нелетального воздействия на людей. 

Финансирование деятельности ЧОП по охране военных объектов осуществляется на основании зарегистрированных в министерстве юстиции контрактов между субъектами охранной деятельности. В настоящее время средний тариф на оказание охранных услуг на объектах министерства обороны Италии составляет от 14 до 17 евро за час работы. 

 

О Частных Военных Компаниях 

За последние десятилетия в мире сложился глобальный рынок частных военных услуг - частная военная индустрия. Частные военные кампании (далее - ЧВК) предоставляют на этом рынке широкий спектр военных услуг и услуг в сфере безопасности, их нанимают как слабо развивающиеся страны, так и ведущие мировые державы, коммерческие компании для выполнения специфических задач. На протяжении 90-х годов роль частного сектора в предоставлении услуг военного характера, услуг в сфере безопасности, полицейских и разведывательных возможностей для правительств и корпораций разных стран существенно возросла. Наиболее наглядным проявлением этой тенденции стали, ведущиеся с марта 2003 года военные действия в Ираке, которые многие аналитики назвали «первой частной войной», когда каждый десятый, из выполняющих там военные и охранные задачи, являлся сотрудником ЧВК. 

Международно-правовой статус сотрудников компаний, действующих в интересах вооруженных сил, закреплен в Гаагской конвенции 1907 года (ст.13) и Женевской конвенции 1949 года (ст.4). Согласно им "лица, по контракту сопровождающие вооруженные силы и не являющиеся военнослужащими, в случае захвата и удержания их силами противника должны приравниваться к военнопленным и получать соответствующее обращение и содержание". 

Инструкция министерства обороны США № 1000.1 от 30.01.1974 года, устанавливает, что подтверждением принадлежности гражданского лица к американской фирме, законности его статуса и права исполнять свои обязанности в зоне действий войск является наличие у него предусмотренной Женевской конвенцией 1949 года "Идентификационной карточки лица, сопровождающего вооруженные силы" (Форма 489 министерства обороны США). 

 Наиболее крупными компаниями, работающим по прямым контрактам с министерством обороны и Госдепартаментом США, являются "ЭКС - И" (бывшая "Блэкуотер", приблизительно 21 000 человек), "Динакорп", "Триппл кэнопи", "Юнайтед Стейтс протекшн энд инвестигейшн", "МПРИ" и "Спэшл оперешнз консалтинг секьюрити менеджмент групп".  

Основным документом, определяющим строгий перечень задач частной компании и ее персонала в вопросах организации охраны военных объектов или в зоне действий американских войск является контрактное соглашение, которое заключается с представителем ВС США (от командира бригады и выше). 

Инструкция министерства обороны "О персонале компаний, осуществляющих сопровождение ВС США на контрактной основе" устанавливает, что также с каждым сотрудником фирмы заключается индивидуальный контракт, в котором должны быть четко сформулированы его функциональные обязанности и права. Двусмысленная постановка задач (как, например, "и другие задачи в соответствии с контрактом") не допускается. Этим же документом всем контрактникам предписывается действовать в рамках международного законодательства. 

Более полутора десятков частных военных и охранных компаний Великобритании действуют в Ираке и имеют контракты не только с подразделениями своей страны, но и с США. Например, Aegis Defense Services - имеет контракт с правительством США на 225 млн. фунтов стерлингов для наблюдения за всеми частными военнослужащими в Ираке, Erinys - имеет контракт на 50 млн. долларов на охрану Инженерного корпуса сухопутных войск США.  

Примером успешного сотрудничества ЧВК и государства стало их взаимодействие по борьбе с морским пиратством (Украина - есть примеры успешного отражения нападения пиратов специально нанятыми на корабли для выполнения этих задач бывшими военнослужащими морской пехоты), страны бывшей Югославии - где ЧВК по контрактам заключенным с государством ведут работы по разминированию местности после войны, Судан (Дарфур) - по контрактам заключенным с ООН ЧВК выполняют миротворческие задачи, после землетрясения на Гаити в январе 2010 г. половина личного состава американских сил переброшенных для поддержания порядка в стране - представители ЧВК. 

 

Выводы: 

1. Мировой частный охранный бизнес идет по пути глобализации, осуществляя корпоративный контроль в отрасли. Становится интернациональным, поглощая все большие территории, расширяя сферы своего влияния. 

2. Крупные иностранные компании диверсифицируют свой бизнес, уйдя от чистой физической охраны в коммерческие модели обеспечения безопасности с широкомасштабным применением интегрированных систем безопасности.  

3. Развивается специализация бизнеса безопасности. Борьба за большой портфель самых разнопрофильных клиентов, сменяется борьбой за отдельную отрасль производства, сферу услуг, в которой менеджеры от безопасности уже не столько обеспечивают охрану, сколько работают над снижением уровня рисков по профилю деятельности обслуживаемой компании.  

4. В развитых капиталистических странах частному охранному бизнесу со стороны государства оказывается серьезная поддержка, т.е. многое дается, за многое и спрашивается. Но в целом осуществляется значительное замещение функций силовых ведомств услугами частного бизнеса, вплоть до участия в военных действиях за рубежом. 

 

Автор - Руководитель Синдиката "Национальная Гвардия"- Валерий Борисович Макаров, по независящим от него обстоятельствам, не получил возможность выступить с докладом по приведенному выше материалу на IX Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы», которая состоялась 14 февраля т.г. Тема доклада: «Тенденции развития охранного рынка в Европе и США».