При разных названиях ст. 1465 ГК РФ «Секрет производства (ноу-хау)» и новой редакции п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2004 г. (в ред. от 24 июля 2007 г.) № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) «Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)» их содержание совпадает дословно, и рассматриваются как синонимы.

То есть, сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. К этим сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении них обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Отсюда следует, что содержание секрета производства составляет информация (что подтверждается и содержанием ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), согласно которой под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Секреты производства (ноу-хау) названы среди объектов интеллектуальной собственности (ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)) и в отношении их признается исключительное право (ст. 1465-1466 ГК РФ).

Исходя из определения секрета производства (ноу-хау), содержащегося в ст. 1465 ГК РФ, можно выделить следующие признаки охраняемого объекта:

— секрет промысла нематериален;

— секрет производства — это определенная информация;

— специфической чертой секретов производства является неограниченность срока их охраны;

— информация, составляющая коммерческую тайну, не требует государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей;

— сведения, составляющие секрет производства, имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;

— сведения, являющиеся секретом производства, должны быть неизвестны третьим лицам;

— сведения могут составлять секрет производства, если обладатель таких сведений ввел в отношении их режим коммерческой тайны.

 

В литературе по вопросу о соотношении коммерческой тайны и ноу-хау высказывались следующие точки зрения:

1) некоторые авторы воспринимают эти понятия как синонимы;

2) институт коммерческой тайны вбирает в себя институт ноу-хау, но не исчерпывается им;

3) несмотря на то, что признаки, принадлежащие ноу-хау, относятся также и к коммерческой тайне, нельзя говорить о том, что ноу-хау полностью поглощается коммерческой тайной, хотя бы в силу того, что ноу-хау в отличие от коммерческой тайны является результатом интеллектуальной деятельности, потенциальная ценность которого не связана с конкретным бизнесом;

4) ноу-хау является нетрадиционным объектом интеллектуальной собственности, права на которую охраняются в режиме коммерческой тайны.

 

Попытаемся определить сходства и отличия между рассматриваемыми институтами, исходя из общепринятых подходов, выработанных теорией и продиктованных сложившейся практикой в данной области.

Общее между институтами коммерческой тайны и ноу-хау проявляется, прежде всего, в нематериальном характере результата, появляющегося как в первом, так и во втором случае в форме информации. Кроме того, содержание коммерческой тайны и ноу-хау составляет конфиденциальная информация, в отношении которой применяются идентичные критерии охраны прав на нее:

- действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам;

- отсутствие свободного доступа на законном основании;

- принимаемые обладателем информации меры к охране ее конфиденциальности.

 

Отличия между рассматриваемыми институтами сводятся к следующему:

1) различный состав информации, входящей в их содержание. Информация, составляющая коммерческую тайну, — практически любая информация, попадание которой к конкурентам может причинить вред правообладателю; ноу-хау — исходя из общепринятой практики, информация о сущности охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, о методах, технологиях, процессах производства, сведения, относящиеся к способам реализации экономических и организационных решений при продвижении на рынок продукции и услуг;

2) различный состав субъектов права на данные объекты.

Субъекты, обладающие коммерческой тайной и ноу-хау, отличны друг от друга, так как ноу-хау в противовес коммерческой тайне может принадлежать не только юридическому лицу, но и физическому. 

Из всего этого следует, что состав информации, охраняемой в режиме коммерческой тайны, оказывается более разнообразным и не исчерпывается только информацией о секрете производства (ноу-хау). Поэтому ноу-хау целесообразнее было бы рассматривать в качестве одного из объектов коммерческой тайны, в отношении которого при этом применяется специальное регулирование на уровне Гражданского кодекса РФ, а Закон о коммерческой тайне действует постольку, поскольку не противоречит ГК РФ.

Однако не следует забывать, что термин «коммерческая тайна» приобрел другое значение, в некоторой степени даже более весомое, так как он стал определять собой «режим конфиденциальности информации» в отношении секрета производства (ноу-хау). Налицо единство двух начал, выраженное в обязательном дополнении одного предмета другим.

Как секрет производства (ноу-хау) без введенного в отношении себя режима коммерческой тайны будет являться ненадлежаще защищенным объектом, а точнее сказать, абсолютно беззащитным при попытке его сохранить от посягательств третьих лиц, так и коммерческая тайна не может существовать как определенный режим в отсутствие объекта, который и следует защитить посредством этого режима.

Ввиду того, что коммерческая тайна по общим признакам схожа с ноу-хау, а понятие коммерческой тайны (имущественное право) включается в интеллектуальную собственность, считаю необходимым коммерческую тайну также рассматривать в качестве разновидности объектов интеллектуальной собственности. Подобной точки зрения придерживается целый ряд компетентных специалистов.

Поскольку знания и умения являются результатом умственных человеческих усилий, «индивидуальным проявлением труда», коммерческая тайна выступает как результат интеллектуальной деятельности, что, по мнению ряда авторов, позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта права на результаты интеллектуальной деятельности.

Также следует вспомнить классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. (в ред. от 28 июня 2005 г.) № 511 «О классификаторе правовых актов», который помещает подраздел «Служебная и коммерческая тайна» наряду с подразделом «Другие результаты интеллектуальной деятельности» в раздел «Интеллектуальная собственность (исключительные права)».

На основании вышеизложенного предлагаем дополнить ст. 1465 ГК РФ следующей нормой:

Статья 1465. Коммерческая тайна и секрет производства (ноу-хау) 

1. Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

2. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

 

Определение коммерческой тайны, данное в Законе о коммерческой тайне, позволяет разграничить секрет производства (ноу-хау) и коммерческую тайну. Коммерческая тайна — это совокупность различных мер, обеспечивающих конфиденциальность соответствующей информации; секрет производства — это сведения, отвечающие указанным выше требованиям.

Следовательно, в данном случае понятие коммерческой тайны будет рассматриваться в качестве родового, а ноу-хау — видового. Ноу-хау не включает в себя перечень информации, которая может являться коммерческой тайной. Примером могут служить сведения о руководителях фирмы, о мерах, принимаемых по защите безопасности.

Журнал «Человек и Закон», ноябрь 2010